10 заповедей культурным украинским журналистам вот экс-главы ВВС

10 заповедей украинским культурным журналистам от экс-главы ВВС

Бывший глава Всемирной службы ВВС Джон Туса встретить в Киеве с представителями культурных СМИ. Во время встречи он выдвинул 10 тезисов о том, почему культура должна сохранять свою значимости для СМИ даже во время политической и экономической нестабильности.

 

10 заповедей украинским культурным журналистам от экс-главы ВВС

Джон Туса

 

1. «Нельзя просит журналистов выступать чирлидерами страны, даже в кризисное время»

 

Таков был ответ журналистов ВВС правительству, которое пыталось склонить их использовать фальшивую поддерживающую и пропагандистскую риторику во время Фолклендской войны. Призывы к патриотизму – популярный политический инструмент среди всех правительств, однако это подрывает качество журналистских материалов. СМИ должны придерживаться принципу беспристрастной журналистики и не оказывать какого-либо влияния на аудиторию в трудные времена.

 

2. Освещение СМИ вопросов культуры и искусства порождает общественные дискуссии о будущем нации.

 

Культура – это идеи и свежие мысли, задача же СМИ заключается в том, чтобы рассказать о новых идеях и концепциях. Средства массовой информации в большей мере должны отражать в своих материалах то, так общество может измениться, а не то, как оно должно измениться или обязательным образом изменится. Их миссия заключается в поддержке общественного обсуждения, давая альтернативные ответы на основные актуальные вопросы.

 

3. Во время кризиса культура и ее присутствие в СМИ обретают еще большую важность для нации.

 

СМИ освещают вопросы культуры не потому, что это прибыльно, а потому, что это неотъемлемая составляющая жизни нации, важность которой не должна быть преуменьшена даже во время кризиса – скорее, наоборот. Во время Второй мировой войны в Британии было принято решение создать Совет по культуре (художественный совет) для поддержки британской культуры и искусства, поскольку это то, что могло мотивировать людей продолжать борьбу. Культура составляет сущность нации и дает понятий людям, кто они и что их объединяет, что означает «нация» и почему так важно быть единой нацией. Задача СМИ состоит в том, чтобы донести этот посыл до людей. Войны, выборы, политические распри – все это происходит в контексте культуры, развитие которой не останавливается несмотря ни на какие кризисы, и которая, в конечном счете, будет единственным, что останется у нас.

 

4. Вовлечение более широкой аудитории в культурную сферу, возможно, не случится быстро и, возможно, никогда не станет действительно «массовым».

 

Однако о значимости искусства и культуры необходимо говорит и писать постоянно. Мероприятия, идеи, жизнь знаменитостей, новшества или скандалы – для культурной сферы характерна насыщенная повестка дня, и представителям СМИ всегда будет о чем рассказать. С этой точки зрения журналистика замешана культуры не обязательно должна быть серьезной и традиционной – она может быть веселой и увлекательной, а общественный интерес будет постепенно нарастать.

 

5. Главная задача редактора по культуре – поддерживать оригинальные идеи.

 

Редакторы должны быть открытыми для новых идей, должны уметь принимать оригинальные, а иногда и шокирующие мысли и концепции. Редакторы должны освещать не одни лишь минувшие события и ограничиваться только широко известными фактами, но и интересоваться нынешними и будущими проблемами. Наблюдай, слушай, замечай, что в мире появилось нового, а самое главное – такого, что может поразит людское сознание, ведь подлинное любопытство и оригинальное мышление – ключевые качества, которыми должен обладать редактор по культуре.

 

6. Журналистика замешана культуры не должна быть выделена в отдельную категорию.

 

Практически каждая область журналистики соприкасается с культурой, искусством и креативными индустриями, и освещение в СМИ этих сфер может способствовать росту прибыли во многих других сферах. Именно поэтому целенаправленное обособление «журналистов, пишущих о культуре» от тех, кто пишет, например, об экономике или финансах, может это ослабит положительное влияние.

 

7. Креативные индустрии обладают невероятным экономическим потенциалом, но их развитие может происходить за счет независимых творческих инициатив.

 

В Великобритании, как, впрочем, и в других странах Европы, креативная экономика является сектором с наиболее быстрыми темпами роста и самым большим потенциалом обеспечения занятости населения за последние 20 лет. В нее входят 13 отраслей: реклама, архитектура, искусство и рынок антиквара, ремесло, дизайн, высокая мода, кино, видео игры, музыка, изобразительные искусства, издательство, программное обеспечение, ТВ и радио. В Великобритании они обеспечивают 8% всех рабочих мест, 9% национального экспорта и 5% валовой добавленной стоимости (77 млрд ежегодно – и эта цифра продолжает расти). Правительство может принять дополнительные меры стимулирования для поддержания креативной экономики – например, в виде налоговых льгот. Но правительство не может управлять креативными секторами: идеи рождаются у отдельных лиц.

 

8. Искусство является ключевым элементом креативной экономики и должно оставаться независимым.

 

Искусство индивидуалистично, непосредственно, инновационно, его нельзя назвать ни предсказуемым, ни управляемым или контролируемым извне. В Великобритании искусство регулируется так называемой «политикой независимых отношений», в рамках которой задача правительства состоит в том, чтобы создавать условия для развития культуры, оказывать поддержку, но не вмешиваться в сам процесс. С этой целью был создан Совет по делам искусств Англии, задачей которого является сбор и распределение средств на культурные потребности среди соответствующих организаций, которые затем могут использовать эти средства на свое усмотрение.

 

9. Культура может получить государственную поддержку, если в этом ей помогут СМИ.

 

Отношение британской или любой другой политической элиты к культуре вряд ли отличается от украинского подхода. Британская креативная экономика начала получать поддержку от правительства тогда, когда то узнали о ее существовании, о том, что она приносит деньги, и что СМИ проявляют к ней внимание. В креативной экономике правительство поддерживает инициативы граждан, а СМИ являются одним из возможных средств для увеличения ее поддержки.

 

10. Журналистам следует принимать участие в диалоге с людьми искусства.

 

Журналистам следует писать не только лестный материал. Что может действительно способствовать профессиональному росту творческих людей, так это максимальное сопереживание, и далеко не пренебрежение и не порицание.

 

Джон Туса на встрече с украинскими журналистами

 

Встреча украинских культурных журналистов с Джоном Тусой состоялась 10 ноября в рамках Программы Европейского Союза и Восточного партнерства «Культура и креативность».

 

Источник: culturepartnership.ЕС

Источник.

Добавить комментарий