80-летие художника Александра Логвинюка отметили в музее в Кропивницкому

80-річчя художника Олександра Логвинюка відзначили в музеї у Кропивницькому

80-річчя художника Олександра Логвинюка відзначили в музеї у Кропивницькому

Александр Семенович Логвинюк относится к той когорте ярких творческих звезд, которые, родившись в другом регионе Украины, подарили свой талант и творческий потенциал именно в нашем степном краю, достойно представив его не только в масштабах страны, но и далеко за ее пределами.

Это дает нам право называть этих уникальных художников нашими, єлисаветградськими, кировоградскими, кропивницькими и создает дополнительный повод для гордости.

Александр Логвинюк родился 19 ноября 1936 года в городе Николаев. Решение стать художником определило его дальнейший жизненный путь, важными этапами которого стали окончания в 1965 году Симферопольского художественного училища имени Н.Самокиша и в 1971 году – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, где он учился в мастерской профессора Евсея Мойсенка – ученика нашего знаменитого художника-земляка Александра Осмьоркіна.

80-річчя художника Олександра Логвинюка відзначили в музеї у Кропивницькому

Пусть никого не удивляет, что дипломной работой Александра Логвинюка стала картина «Ленин у студентов Вхутемаса». Во времена тотального обожествления Владимира Ульянова это абсолютно естественное явление. Всегда надо делать поправку на эпоху, в которую формируется художник – и как человек, и как художник, чтобы с пониманием относиться к тематике его произведений. Сам направление социалистического реализма требовал от художника писать картины, которые бы прославляли «советскую власть» и ее вождей. Даже официальная советская пресса в 1984 году отметила, что «художник Александр Логвинюк внес новые штрихи в украинскую изобразительную ленініану». Но, повторюсь, для того времени это было вполне нормально. Да и, если абстрагироваться от изображенных на таких картинах персонажей, сами произведения с профессиональной точки зрения на сетования отнюдь не заслуживают. Более того, они являются своеобразным, скорее даже – кривым зеркалом тогдашней эпохи, а это очень интересно с исторической точки зрения и поучительно учитывая наше настоящее.

Кстати, дипломная работа Логвинюка получила оценку «отлично», а ее автор по направлению поехал на работу именно в Кировоград, связав таким образом с нашим городом всю свою дальнейшую жизнь и влившись в замечательное творческое братство кировоградских мастеров кисти. Можно считать, что нашему городу очень повезло, ведь в ярком созвездии художников земляков зажглась новая и очень яркая звезда, чей талант и творческая индивидуальность стали заметным явлением в культурной жизни региона и что очень важно — были достойно оценены. Чтобы реализовать свой Богом данный талант необходимо постоянно совершенствовать себя путем упорного труда. И Александр Семенович был именно таким трударем. Он часто работал в творческих группах Республиканского дома творчества «Седнев», принимал активное участие в многочисленных областных, республиканских и зарубежных выставках. К тому же тематический диапазон работ художника имел довольно широкий спектр, достигая от исторической картины к камерного натюрморта. В конце концов все это принесли Логвинюку вполне заслуженную славу и искреннее восхищение его произведениями со стороны поклонников изобразительного искусства. Показателем общественного и официального признания творчества мастера можно считать, в частности, факт его членства в Союзе художников Украины.

«Нужно чаще бывать среди людей, — говорил Александр Семенович. – Мало написать этюд, надо проникнуться мыслями, заботами земледельца. Без этого картины не получится, будь ты хоть трижды мастер. Ведь своим полотном я должен сказать людям что-то «свое». Именно поэтому Логвинюк часто выезжал в села области и на предприятия, учреждения и т. п, где с большой любовью создавал портреты простых людей, в результате чего рождались такие картины как «Хлеборобы Кировоградщины», «Наш участковый», «Учитель» и другие. Ранние жанровые работы художника просто и лаконично отражали отдельные моменты из жизни «низов» советского общества, характерные признаки их психологии и быта. Это в очередной раз заставляет нас вспомнить общеизвестную аксиому – «Все гениальное – просто».

Особое место в творчестве художника занимала тема Второй мировой войны, которую Александр Семенович скорее запомнил через боль старшего поколения, будучи тогда еще ребенком. Логвинюк стал летописцем той войны, віддзеркаливши в своих произведениях боль и подвиг советского народа. Его картины «Хлеб партизанам» (1975), «Комсомольское подполье Красногорки» (1984), «Май 1945-го» (1085), «Победитель» (1988) неоднократно становились составной выставок областного художественного музея ко Дню Скорби и Дню Победы, передавая трагизм войны, самопожертвование тех, кто приближал победу и праздничную атмосферу победного мая.

Работы Александра Логвинюка также часто становились составной расположенного в областном художественном музее экспозиционного блока «Живописные уголки нашего города», ведь художник, и это очень заметно, искренне любил город, в котором жил и творил. Его пейзажи, среди которых много пейзажей Кировограда – теплые, солнечные, пронизаны положительной энергетикой мастера. Интересная деталь – на некоторых работах художника мы видим наш город перед дождем, во время дождя, после дождя. Существует мнение, что обращение к теме дождя говорит о особый романтизм и чистоту души художника, и, зная Александра Семеновича, трудно с этим не согласиться.

Символичным является тот факт, что именно пейзажи Кировограда стали последними работами художника, которые он готовил для выставки, посвященной 250-летию нашего города. Многочисленные эскизы, которые оставил по себе художник, указывают также на то, что в последние годы своей жизни Александр Логвинюк обратился в своем творчестве к истории украинского народа. Кстати, даже незаконченные произведения Александра Семеновича представляют большой интерес, в том числе — для профессиональных художников, поскольку дают возможность приблизиться к секрету мастерства художника, к пониманию того, как именно он создавал свои картины.

Художник скончался 2 марта 2004 года, оставаясь до последней минуты своей жизни верным своему творческому кредо: «Мы приходим в этот мир, чтобы что-то сделать, и реализуем себя в работе».

После смерти художника его жена Алла Евгеньевна Логвинюк передала в дар областному художественному музею 46 работ своего мужа, которые на сегодня являются бесценной составляющей его фондового собрания и систематически представляются в экспозиции, как дань памяти Великому Мастеру.

Часть этих произведений посетитель музея сможет увидеть при осмотре экспозиции «Сияние таланта и души», картины которой является замечательной изобразительной одой нашей Степной Элладе и непосредственно «Городу над седым Ингул» — «Зеленый шум» (1968), «Начало октября» (1985), «Крутые берега» (1986), «Берег Южного Буга» (1991), «Вечер в селе Терновое» (2001), «Площадь Богдана Хмельницкого» (2000), «Кафедральный собор» (2002) и «Ковалевская церковь» (2003).

 

 

Источник

Добавить комментарий