Афера века: как международный аферист выманил у коллекционеров 20 млн долларов

Крымчанину с двойным гражданством, российским и украинским паспортами, который эмигрировал в Канаду, но живет в Литве, удалось в результате многоходовой и длительной аферы выманить у киевских и литовских коллекционеров антикварного имущества на многомиллионную сумму.

На сегодня это, пожалуй, самая масштабная афера с антиквариатом за всю историю независимой Украины. Редкие экспонаты, которыми мог бы гордиться любой музей мира – в основном это старинные книги, иконы и оружие, скифское золото – осели в частной коллекции Tamoikin Inc. И произошло это все при помощи и непосредственном участии бывшего жителя Севастополя Михаила Тамойкіна.

Под предлогом организации международной выставки он выманил у коллекционеров предметы старины, вывозя их контрабандным путем, минуя все законы на ввоз и вывоз антиквариата. И с тех пор владельцы коллекций их не видели.

Экспонаты, которые были официально вывезены на выставку в Литву, предварительно оценивают в 8 млн долларов. Примерно столько же стоит нелегально вывезена из Украины часть экспонатов, которые принадлежали украинским коллекционерам. А общая страховая сумма выставки составила 30 млн долларов. Об этом свидетельствует информация в каталоге, изданном фирмой Тамойкіна в 2007 году.

В начале двухтысячных в Киеве появился интеллигентного вида мужчина лет сорока в стоптанных туфлях на босу ногу, который назывался научным сотрудником. Учитывая его вид, денег у него не было, как и какого-то постоянного занятия. Однако были хорошие знакомства среди чиновников и киевской профессуры. Стоит отметить, что знакомства он заводил быстро – обещая «золотые горы».

К тому времени за спиной у него были заграничные командировки в Африку как советского специалиста-ученого и заработанные там 20 тыс. долларов, которые он вложил в разведение лошадей в Крыму и небольшой отель с рестораном в горах.

Затем, в пик бандитских разборок на полуострове в середине 90-х, была наглая побег в Канаду, но и там для него все сложилось не очень гладко. Через семейный конфликт им заинтересовалась полиция, и он вынужден был снова отправиться на просторы СНГ, курсируя между Литвой, Россией и Украиной, пытаясь заработать, на ком только можно.

Именно в этом состоянии «где и на ком заработать» он и появился в Киеве.

Тамойкін уверял новых знакомых, что у него собственная ювелирная фабрика, хотя близко знакомые с ним люди знали: все «предприятие» состояло из гаража, одного пильщика и одного огранщика.

В этот период в Тамойкіна и появился интерес к рынку антиквариата. По стечению обстоятельств, один из известных на то время академиков в области искусств, с которым Тамойкін познакомился, был заядлым собирателем предметов старины.

С подачи академика он получил доступ в круг киевских коллекционеров, иначе бы с ним никто не имел дела, уж слишком противоречива была персона: имеет украинский паспорт, но представлялся гражданином то Украины, то России, который вроде как эмигрировал в Канаду, но жил почему-то в Литве.

Тамойкін одалживал деньги на будущие проекты, которые успешно тратил на свои нужды. Скупая дешево иконы, холодное оружие, книги, скифское и трипольский золото, основал так называемую «семейную коллекцию».

Активное пополнение коллекции началось после сомнительной сделки с австрийским музеем Альбертина. Купив в Украине шесть старых книг по цене 100 долларов за штуку, Тамойкін смог продать их крупнейшем музея Вены более чем за 6 миллионов долларов.

Все это со слов самого Тамойкіна. Во-первых, законным способом книги было вывезено из Украины и ввезено в Австрию? А во-вторых, знает ли власть Австрии, прежде всего, фискальная, об этой сделке? Ведь фактически музей переплатил за книги огромную сумму. Также не понятно, как эту сумму было вывезено из страны и были ли уплачены налоги.

К тому времени Тамойкін окончательно определился с занятием на ближайшее время – торговля антиквариатом. Но не просто так, а по четко отлаженной схеме: купил дешево, самостоятельно оценил втридорога, и продал еще дороже.

Позже в одном из интервью, которые он одно время щедро раздавал, увлекся и раскрыл детали такого рода сделок.

Ведь по его словам, залог успеха в том, чтобы пропиарить антиквариат на выставке. Вокруг самой выставки поднять ажиотаж путем прогнозной оценки экспонатов, когда определенная вещь подается в СМИ как чрезвычайно ценный и уникальный раритет, стоимостью в миллионы долларов. Противопоставить этой мысли ничего, потому что сравнить ни с чем.

Собственный метод оценки ценностей у него уже был – ТЭС (Тамойкін Эксперт Скул). Вернее, не совсем собственный, а разработанный коллективом киевских ученых. Тамойкін просто приписал свое имя к чужой научной работы. Оставалось совсем мало: получить доступ к основному ресурсу – обширных коллекций антиквариата. И он его почти получил, умело воспользовавшись ситуацией.

Тамойкін сам утверждал, что так раскручивают авангардная живопись аферисты высокого полета. И по сути, действовал теми же методами.

Благодаря знакомствам и имеющемся компромата на сотрудников ВУЗА, ему со временем удалось устроиться на работу в качестве директора НИИ стандартизации, аттестации и лицензирования при Минкульте. А потом заняться преподавательской деятельностью и даже получить свидетельство профессора-преподавателя международного класса по оценке культурных ценностей.

«Это человек с отличной памятью, очень хороший психолог, который умеет красиво преподнести и навязать все что угодно, – характеризует его киевский коллекционер Вадим Веренько, который через Тамойкіна лишился части своей коллекции и инвестиционных денег. – А еще это умный и грамотный аферист международного масштаба».

Попав в среду, где люди владели коллекциями стоимостью в сотни тысяч долларов, Тамойкін быстро сообразил, что это и есть путь к его благосостояния и успеха. И он входит в роль своеобразного промоутера старинных вещей, «раскручивая» их, повышая тем самым их конечную стоимость.

Один из способов такой «раскрутки» – участие экспоната в какой-то антикварной выставке. Тамойкін прекрасно понимал, что из коллекционеров можно получать двойную выгоду: во-первых, брать с них деньги за якобы подготовку и организацию таких мероприятий, во-вторых, получать процент от будущих продаж.

Вот как эту схему описывает коллекционер Валерий Адамович, у которого Тамойкін выманил часть коллекции старинных книг, вскоре присвоив их себе, как, впрочем, и очень дорогие вещи других коллекционеров.

«Я ему показал свои книги, он посмотрел, говорит: классно, давай сделаем выставку, но для этого нужно внести определенную сумму, – вспоминает Адамович. – Он назвал и написал мне целый перечень предварительных расходов на организацию, говорил, что выставка стоит 250 тыс. долларов. И эти деньги он, к сожалению, получил. Уже позже я понял, что этих денег было очень много – можно было сделать пять таких выставок в разных странах. Причем расходы ничем не подтверждались моими деньгами просто смітилося направо-налево».

Далее Тамойкін нашел еще с десяток людей, которые были заинтересованы в проведении выставки и могли предоставить ему вещи из своих коллекций. Им он рассказал, что благодаря связям в Литве может организовать экспозицию антиквариата с последующей ее демонстрацией в странах ЕС, Канады и США.

«Это был его главный козырь, – вспоминает Веренько. – Он говорил: я из ничего сделал состояние, продав шесть дешевых книг в Австрии. И я могу то же самое сделать с вашими экспонатами».

«В ходе этого турне стоимость выставочных экземпляров вырастет и их можно будет выгодно продать на американском аукционе, которым и закончится выставка», – утверждал Тамойкін.

Еще одним мощным аргументом того, что он может из ничего сделать что-то, стала продажа так называемого Соловецкого иконостаса, который Тамойкін после оценки собственной методике ТЭС (накрутки цены), успешно продал за 5 млн долларов в Россию.

Это была вторая крупная международная афера Тамойкіна. Ведь мало кто знал, что продажа была «грязным» как в плане налоговых отчислений от сделки, так и в плане расчета с владельцем иконостаса.

Так же Тамойкін «забыл» заплатить за работу группы ученых и реставраторов из Киева, которые показали, что это и есть тот самый Соловецкий иконостас. А именно это и дало возможность продать его одной из дочерних компаний российского «Газпрома», под руководством сына ныне покойного Черномырдина.

Тамойкін шел ва-банк, начиная с незаконного вывоза иконостаса с территории Литвы, ввоза в Россию и продажи за наличные.

Владельцем раритета Тамойкін всегда называл литовца Кароліса Ціемініса, но UA1 удалось выяснить, что реальным владельцем иконостаса был совсем другой человек – пожилой профессор-искусствовед Александр Толчан, что жил в Литве.

По данным нашего источника в среде коллекционеров, после продажи иконостаса Тамойкін заплатил Толчану всего 450 тыс. долларов. Но сразу же выманил их обратно под предлогом того, что деньги будут эффективно работать в Tamoikin Inc, а Толчан за этот вклад ежемесячно будет получать 5 тыс. долларов на лечение.

Забрав деньги, Тамойкін исчез, а тяжело больной профессор тщетно пытался с ним связаться, чтобы получить хоть что-то, необходимое на лечение.

В результате Толчан вскоре умер, что вполне устраивало Тамойкіна – больше всего он боялся, чтобы история с этим соглашением не стала известной наследникам профессора – жене и детям. Поэтому для него было важно, чтобы сама история появления иконостаса на рынке антиквариата и информация о его истинного владельца потерялась.

И ему это удалось, о чем свидетельствует информация на канадском сайте Музея Тамойкиных: «Мы смогли найти, легализовать, публично продемонстрировать и продать Соловецкий иконостас XVI века за 5 миллионов долларов США».

Правда, с легализацией Тамойкін лукавит: эта реликвия была собственностью Литвы, но для продажи каким-то образом оказалась в Москве. Вместе с тем ни литовская таможня, ни Министерство культуры, ни налоговая инспекция Литвы ничего о продаже не знают: нет ни документов о самой операции, ни уплаты налогов, не говоря уже о самое главное – легальное пересечение границы.

Мы решили узнать, литовская полиция расследовала указанные незаконные действия, но оказалось, что Тамойкиним пока никто из правоохранительных органов Литвы не заинтересовался, хотя можно предположить, что это вопрос времени.

«В ответ на Ваш запрос сообщаем, что досудебного расследования приведенных фактов или предъявленных обвинений по этому поводу в отношении Михаила Тамонькіна нет», – сообщила UA1 глава службы по связям с общественностью Генпрокуратуры Литвы Рита Стундіене.

К сожалению, на тот момент у украинских коллекционеров, которых «обрабатывал» Тамойкін, всей этой информации не было, и они доверили ему раритеты, которыми владели.

Тамойкін обещал владельцам самостоятельно заняться оформлением всех разрешений на временный вывоз коллекций из Украины и организацией выставки.

Позже оказалось, что лишь небольшую часть всей экспозиции было вывезено официально. Остальные попала в Литву нелегально – на личном транспорте Тамойкіна.

Адамович, который вез свои экспонаты для выставки, оформив все необходимые документы, подтверждает, что не видел документов с оформлением на вывоз второй половины экспозиции. Вероятность того, что она оставила страну контрабандой, не исключается.

«Вот эти вещи вывезти легально из Украины невозможно, – объясняет он, показывая UA1 фото золотых брошей, скифский кубок и другие экспонаты выставочного каталога. – Это достаточно дорогие золотые изделия, их бы просто не дали вывезти из страны».

Впрочем, на контрабанде Тамойкін разбирался давно. Еще работая в Африке, он находил возможность переправлять в Советский Союз алмазы, где их подпольно обрабатывали и продавали.

Прежние навыки контрабандиста сыграли ему на руку и в перевозке антиквариата. Среди киевских коллекционеров известна история, рассказанная самим Тамойкиним, о том, как в Польше у него едва не конфисковали партию контрабандного антиквариата. Тогда его спасло только удостоверение Международной полицейской ассоциации.

Сейчас уже никто точно не скажет, как ему в 2007 году все-таки удалось вывезти антиквариат из Украины в Литву. Догадываться можно лишь по неосторожными высказываниями в одном из интервью: «Имея фальшивую справку из магазина, вы тоже можете, например, перевезти ценную вещь под видом сувенира с Андреевского спуска или Арбата».

Еще одна схема – вывоз собственных якобы фамильных ценностей. Он часто рассказывал историю о том, что после переезда в Канаду получил в наследство большое собрание антиквариата.

Но профессиональные собиратели старины утверждают – все, что Тамойкін называет фамильными ценностями, он купил в Украине в период 2005-2006 годов. И это легко проверить, проследив цепочку купли-продажи каждой вещи, которую Тамойкін называет семейной реликвией.

Так или иначе, экспонаты были вывезены в Литву, и началась подготовка к выставке.

В начале марта 2007 года в литовских информационных ресурсах прошел анонс: 5 марта в посольстве Украины состоится пресс-конференция по поводу открытия выставки старинного оружия, икон и книг, предоставленных коллекционерами из Украины, Канады, России и ЕС.

Анонсы пестрели призывными «Впервые в Литве и ЕС». Организатором выставки выступила компания Tamoikin Inc и семейный музей Тамойкиных из Канады.

К слову, эти две структуры существуют и по сей день. На официальном сайте компании указано: «Наш художественный фонд является одним из мировых фондов искусства, которые быстро развиваются и хорошо управляются».

Возглавляет эти структуры сын Тамойкіна Дмитрий – ярый сторонник передачи Крыма России. Официально он является президентом Tamoikin Inc. и совладельцем Музея Тамойкиных.

Правда, «музея в Галифаксе», о котором рассказывает сам Тамойкін во всех интервью, UA1 не нашел ни в одном городе Канады. Действующего музея с таким названием просто нет. Существует он исключительно на сайте Tamoikin Inc.

Там же на сайте указано, что основные активы составляют антиквариат, предметы коллекционирования и картины. А компания инвестирует преимущественно в старинные ювелирные изделия.

В то же время, сайт музея, который, по словам его организаторов, управляет многомиллионным имуществом, по данным аналитической компании Webstatsdomain стоит аж целых 311 долларов.

Но вернемся к выставке. Она открылась в литовском городе Тракай в средневековом замке-музее 27 апреля 2007 года. Открывал ее бывший тогда глава Верховной Рады Александр Мороз. Присутствовал посол Украины в Литве и множество других высокопоставленных чиновников.

Тамойкін был на вершине успеха – щедро кормил и поил гостей, рассказывал об экспонатах и находился в центре внимания. Но несколько месяцев спустя, когда выставка закончилась, он исчез. Причем со всеми экспонатами.

«Это очень интересный вопрос, где сейчас мои книги, потому что я не видел их уже почти 10 лет, – констатирует Адамович. – Знаю только, что до запланированного выезда выставки из Литвы в Голландию они хранились в гараже Тамойкіна в Вильнюсе. Дальнейшая их судьба неизвестна».

И тут начинается настоящий детектив с аферой стоимостью в десятки миллионов долларов.

Выставка уехала из Тракайского замка, но больше нигде так и не появилась. В администрации этого музея UA1 подтвердили, что выставку такую помнят, закончилась она в августе 2007 года, но дальнейшая судьба экспонатов руководству музея не известна.

По легенде Тамойкіна, далее экспозиция должна отправиться в Голландию. А поскольку в ЕС действует строгий контроль над перемещением антиквариата, организатору необходимо получить разрешение от Минкультуры Литвы. Туда мы и обратились с официальным запросом.

И тут выяснилось, что представители Tamoikin Inc. даже на этапе подготовки выставки не обращались в министерство за разрешением на ввоз культурных ценностей на территорию Литвы.

Также Tamoikin Inc. не просили разрешения на вывоз экспонатов после окончания выставки. И никаких документов по этому поводу профильное ведомство не выписывало.

Вот что ответила советник министра культуры Литвы Даля Вянцявічене:

«Организатор выставки Tamoikin Inc. не предоставляла Министерству культуры никаких документов, связанных с ввозом культурных ценностей на территорию Литовской Республики.

Tamoikin Inc. не обращалась в Министерство культуры Литовской Республики с просьбой вывезти экспонаты выставки в Нидерланды или другие страны ЕС, Канаду и Соединенные Штаты.

Министерство культуры Литвы не давало Tamoikin Inc. никаких официальных разрешений на вывоз выставочных экспонатов».

Это означает, что коллекцию или спрятано где-то в Литве, или вывезены контрабандой в другие страны, или просто распродано.

UA1 сделал еще одну попытку узнать, пересекала коллекция граница Литвы, обратившись к Таможенной службы этой страны. Но там также не нашли никаких документов, которые могли бы этот факт подтвердить.

Таким образом, вытащив из участников выставки несколько сотен тысяч долларов на организацию «раскрутки» предметов старины, Тамойкін еще и завладел чужими коллекциями, стоимостью в несколько десятков миллионов долларов. Следует афериста теряется где-то в Вильнюсе.

Остается надеяться, что литовское и австрийское МВД заинтересуется этой историей, а также неуплатой налогов и контрабандой, связанных с именем Михаила Тамойкіна. По крайней мере, все данные по этому поводу UA1 уже отправил профильному ведомству Литвы.

Источник.

Добавить комментарий