Айдын Зейналов. Наблюдатель

Айдын Зейналов. Наблюдатель

12 февраля 2021 — 28 марта 2021

Мир на протяжении всего своего существования находится на тонкой грани войны и мира. Разница религий, культурных и коммуникационных кодов, проблемы межконфессиональных и межэтнических противоречий, геополитические интересы провоцируют кровавые конфликты. Нехватка воды, еды, лекарств, лагеря беженцев – болезненное тело Земли. «Человек – агрессивное существо, которое пытается решить любой спор силой», – говорит скульптор Айдын Зейналов. «Но рождается ребёнок, и появляется надежда на безопасную жизнь, детский мир с невинными игрушками».

Выставка соткана как восточный ковер из рефлексий художника на тему межкультурных коммуникаций. 17 бронзовых работ, выполненных с 2018 по 2020 год, и фотографии из личного архива художника – осмысление личного опыта на тему что есть оружие. Айдын развивает идею о трагическом в повседневности, фокусирует внимание на психофизических патологиях военных конфликтов, не разделяя их причину, время, географию.

Будучи сыном дипломата-арабиста, Айдын с детских лет путешествовал по Ближнему Востоку, знакомился с историей и обычаями арабских стран. Сирия, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Саудовская Аравия, Ливан, Ливия, Тунис, Марокко, Арабские Эмираты, Иордания в детских ярких воспоминаниях превратились в красочный базар с разноцветными платками, древними артефактами, сочными фруктами на антикварных подносах и прилавками с боевыми гранатами. «Подростки 13-16 лет с автоматами Калашникова в руках могли подъехать на старом джипе на рынок в медине и купить овощи», – вспоминает Айдын. «Ты всегда под прицелом, но это никого там не пугает. Мир и война соединились». Для европейского человека оружие – нечто опасное, несущее увечье и смерть, но в большинстве арабских стран жизнь напрямую соприкасается с войной и всеми её атрибутами. Мальчики Йемена носят на поясе кинжал «джамбия» с загнутым клинком как символ ранней зрелости. Холодное оружие служит любимой игрушкой. Дети-солдаты постоянно готовы к бою.

Материал в концепции произведений Айдына Зейналова имеет важное значение, художественное мышление – реверанс в сторону незаконченных работ Микеланджело, скульптуры эпохи Родена и Медардо Россо. Серьезно подходя к диалогу с классикой, Айдын часто вступает в сюрреалистические игры с ней.

Монументальные скульптуры «Торс» и «Воин» демонстрируют мастерство Зейналова в воспроизведении форм человеческого тела и воинской атрибутики. Обнаженные бронзовые атлеты-защитники источают экзистенциальное спокойствие. Детально прорабатывая коллекционные кинжалы, копья и щиты, Айдын акцентирует внимание на историко-культурной традиции производства оружия – неизменного спутника эволюции человека.

Новоявленные кукольные божества инспирированы детскими переживаниями. С 1986 году по 1991 год Айдын жил с родителями в Египте. Советский ребёнок (Айдын) узнал одновременно о существовании древнеегипетского пантеона богов, увидел пирамиды фараонов, сфинксов, а также «Пепси», «Фанту», цветные машинки, заводных птичек и кукол Барби. Скульптурный образ «куклы-бога» – один из многочисленных примеров крайностей жизни современного общества в его неуемном стремлении к физическому совершенству.

Ковры Айдына Зейналова рассчитаны на последовательное рассматривание. Плотные объемы бронзы проработаны реалистично. Плывущие барочные формы гипнотизируют, то нависая, то ниспадая застывшей лавой.

Галерейное пространство одновременно становится местом, художественным средством и проводником. Посетителю предложено отправится в трансцендентное путешествие: пройти через руины мифического арабского города с песком под ногами, резкими запахами благовоний и увидеть замаскированную реальность Айдына Зейналова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru