Александр Савченко-Бельский. С верой в Украину

Олександр Савченко-Більський. З вірою в Україну

Олександр Савченко-Більський. З вірою в Україну

Почти 70 лет жил и творил во Франции уроженец Черниговщины художник Александр Савченко-Бельский (1900-1991). Он принадлежал ко второму потоку украинской эмиграции, которая формировалась в течение 20-30-х годов на территории Западной Европы, в основном вынужденной через революционные потрясения в России.

Происходил он из старинного казацко-старшинского рода, который ведет свое начало от Саввы Бельского, шляхтича из Литвы, который в 1582 году пришел на Запорожскую Сечь. Его сын Кондрат уже звался Савченко-Бельским, а внук – Никита начал еще две ветви рода, одна из которых владела землями близ Чернигова, в Олишевце – малой родине Александра Савченко-Бильского.

Родители художника – Василий Александрович и Неонила Ивановна (урожденная Третьяков, связана с гетманской семьей Дорошенко) в 1912 году переехали в Чернигов. Именно здесь все пятеро детей – четыре дочери и сын учились в гимназии.

Художественный талант Александр Васильевич получил, наверное, от отца, который хоть и не был профессиональным художником, но принимал активное участие в художественной жизни города. В частности, о его графические работы есть упоминание в газете „ Черниговские губернские ведомости” за 1895 год

Повезло Александру Савченко-Більскому и на учителя, рисованию его учил преподаватель Черниговского реального училища Николай Тарловський. Во время учебы на живописном отделении Киевского художественного училища Петербургской Академии наук состоялся удачный дебют А.Савченко-Бильского на выставке Товарищества черниговских художников в конце 1917 года, о чем упоминается в мемуарах Зиновия Горбовця:

„Несмотря на молодой возраст, у него уже были картины сложной композиции со многими действующими лицами и аксессуарами, где композиция, цвет и форма были хорошо согласованы, и можно было многого ожидать от этого хорошего начала, но увы, о Савченко-Бельского, как о художнике, ничего не слышал и не знаю”.

Это и не удивительно, ибо уже в 1919 году он был мобилизован в ряды армии Деникина. А дальше, как свидетельствуют его личные записи, „в конце ноября 1919 года покинули Черниговскую губернию. 1920 года 1 ноября покинули Крым на параходе «Саратов», и оказался в Стамбуле.

С этого времени начинается эмигрантский период жизни Александра Савченко-Бильского, который и на чужбине не изменил себе, своему призванию, оставаясь украинцем до последнего вздоха.

Трехлетнее пребывание в Турции было, пожалуй, самым тяжелым периодом в жизни мастера. Но ни тяжелое ранение, ни горечь поражения, ни тяжкий труд ради выживания не сломили гордого юношу. Пригодилось и художественное образование, полученное на живописном отделении Киевского художественного училища Петербургской Академии художеств, о чем упоминается в письме А. Савченко-Бильского к сотруднице Черниговского художественного музея Т. Слобожаніної в начале 1984 года.

Чувства и переживания вихлюпувались на многочисленных зарисовках, портретах тех лет, бережно сохраненные автором. В основном это изображения друзей, знакомых, выполненных карандашом на оберточной бумаге, которые поражают психологическим напряжением, что звенит в каждом штрихе, каждой линии. Рисовал и на заказ, зарабатывая на хлеб, совершенствуя свое мастерство, потому что не оставлял мечты о дальнейшем обучении. Поддерживали и родительские наставления, которые приходили в письмах из далекой Черниговщины:

„ Будь тверд и смело смотри вперед. Верь дорогой Мой в свое светлое будущее и сохрани самое главное в жизни это здоровье и силу физическую и духовную бодрость и никогда – слышишь никогда не падай духом”,– писал любящий отец в одном из писем, которое Александр Савченко-Бельский сохранил вместе со многими другими от родных и близких.

В 1923 году ему удалось переехать во Францию, в Марсель, где его сразу приняли в местной Академии искусств. Но из-за безденежья пришлось вместо учебы несколько лет тяжело работать, сначала на строительстве, а позже на железной дороге в Камбре. Собрав немного денег, переезжает в Париж, который был и оставался художественной Меккой.

Интересно, что уже в 1925-1926 годах В. Савченко-Бельский участвовал в выставках русских художников. Но наиболее плодотворным периодом были для него, наверное, 30-40-е годы. Свидетельством этому являются каталоги вернисажей на Монпарнасе и Пикадилли, где экспонировались его портреты и гравюры вместе с произведениями Бессонова, Лапшина, Полуэктовой.

Поддерживая тесные связи с земляками, Александр Васильевич входил в так называемой „Парижской группы украинских художников”. Организованы Святославом Гординским в Ассоциацию Независимых Украинских Художников, представители этой группы, а именно такие известные художники как Н.Глущенко, В.Хмелюк, Н. Андриенко, Ф.Кричевский, Н.Борачок, Г.Турин и другие приняли участие в выставке И АНУМ осенью 1931 года во Львове. На следующей совместной выставке украинских, французских и итальянских художников 1933 года во Львове, Александр Савченко-Бельский представил также свои работы, в частности, две его акватинти упоминаются в каталоге этой выставки, как отмечает зав. отделом Львовской галереи искусств Вита Сусак.

Принимал участие Савченко-Бельский и во всемирной выставке 1933 года в Чикаго во время первой украинской презентации О. Архипенко в павильоне „Украина”.

В графике Александр Савченко-Бельский работал много и плодотворно, что спричинилось, видимо, как его индивидуальным предпочтениям, так и влиянием его великих учителей – Ф.Кричевского и Г.Нарбута, которые исповедовали идею синтетизму и универсализма в искусстве.

Первым, кто акцентировал внимание на этой особенности творчества Александра Савченко-Бильского, был известный исследователь украинского искусства в зарубежье Владимир Попович. Благодаря ему, в 60-е годы ХХ века появились многочисленные статьи и монографии, в которых на основе фактов и документов были выстроены В биографии.Архипенко, Н.Андриенко, С.Левицкой, П.Омельченко, С.Зарецкой, Н.Паращука и других.

Статья В.Поповича „Александр Савченко-Бельский” с многочисленными иллюстрациями была напечатана в 1973 году в журнале „Авангард”, издании центральной управы СУМ в Париже, обложку которого также украшали рисунки В.Савченко-Бельского.

Отмечая, что художник был чрезвычайно трудолюбивым, доктор Попович перечисляет его „области художественной активности”. Это и сотрудничество с издательствами, для которых он делает иллюстрации для газет, журналов, книг, художественных открыток, в частности с видами Парижа. Непосредственно для украинских издательств пишет портреты гетманов, писателей и политических деятелей, гербы украинских земель и городов, различные святочные открытки. Иллюстрировал он и парижское издание „Моисея” И.Франко.

Парижские торговые дома, со слов В.Поповича , заказывали в Бильского различные декоративные, цветные композиции для украшения домов.

В течение многих лет он работает для торговой графики, компонует всякие орнаменты и украшения упаковки люксусових товаров, дорогих пуделок на конфеты или шоколад, рисує проекты обложек музыкальных пластинок, проектирует фирменные знаки и рекламы.

Было время, когда Бельский немало труда вложил для художественного промысла, проектируя различные формы стеклянной посуды, ваз, рюмок . Он не только выдумывал вполне новые и современные формы посуды и ваз, но и проектировал орнаменты для их декорации. Для кожевенной промышленности Бельский изготавливал проекты орнаментов для рельефного выдавливания в коже (альбомы, обложки дорогих книг, женские сумки).

Приходилось нашему художнику проектировать даже домашнюю мебель, декоративные ткани и устройство интерьера помещений.

Широкий диапазон в тематике дополнялся в А. Савченко-Бельского и разнообразием техники исполнения – рисунок карандашом, тушью, пастель, офорт, пошуар, гуашь и масло. Заслуживают внимания иконописные произведения художника, в частности, иконостас, созданный в 40-е годы ХХ века для церкви святого Владимира Великого, что на Сен-Жермене в Париже, который сейчас украшает украинский храм святых Сергия и Вакха и Жировицкой Богородицы в Риме. Второй, как выяснилось недавно, находится в украинской церкви городка Шалетт, где Александр Савченко-Бельский завещал похоронить себя в братской могиле собратьев-украинцев, среди которых такие известные фигуры, как Вячеслав Прокопович – премьер-министр УНР, Николай Шульгин – советник миссии УНР, Владимир Савченко-Бельский (родной дядя Александра Васильевича) – адмирал Черноморского Флота.

Если графические произведения, как правило, выполнялись художником на заказ, то живописные работы – натюрморты, портреты, пейзажи писались в основном для души. Тонкое чувство натуры, восхищение окружающим миром, ласковая нрав художника помогали создавать завершенные станковые произведения, в которых голубое небо, градации зеленого цвета и жаркое солнце страны, которая стала его второй родиной, объединились, чтобы надолго остаться в памяти благодарных зрителей.

На склоне лет, в 1983 году Александру Савченко-Бельском посчастливилось побывать на Родине, да и то в качестве туриста. Он так и не увидел родную Олишівку, но решил передать большую часть своих графических произведений 20-50-х годов в Украину, которые, к счастью, попали к вновь Черниговского художественного музея.

И только в 2003 году после успешных контактов с дочерью художника Ирен Годійо, которая привезла из Франции многочисленные живописные полотна, состоялась персональная выставка мастера, который никогда не сомневался, что Украина в конце концов станет независимой. Залогом этого были его несокрушимая вера и искренняя любовь к родному краю.

Дочка не просто считает себя украинкой, она и является ею. Долгое время возглавляла ассоциации украинцев во Франции. И до сих пор занимается детьми-сиротами в Украине. Упорядочила семейный архив, бережно хранит произведения отца. Хотя без этого она и не представляет своей жизни, но уже думает о том, что их место на Родине, в музее. Несмотря на это, в апреле 2007 года подарила еще около сорока произведений отца, которые пополнили музейную коллекцию.

Они вернулись к нам вместе с именем их автора – яркого представителя украинского изобразительного искусства ХХ века Александра Савченко-Бильского.

 



 

Источник

Добавить комментарий