Андрей Гросицкий. Вещность

Андрей Гросицкий. Вещность

16 января 2021 — 14 марта 2021

Московский музей современного искусства представляет выставку Андрея Гросицкого «Вещность». Многочисленные работы из разных коллекций (не только живопись, но и графика, а также предметы и объекты, которыми вдохновлялся художник) объединены одной кураторской идеей Сергея Хачатурова: показать искусство Андрея Гросицкого в разных сложных контекстах, от диалога с современниками до предчувствия идей метаязыка миллениалов сегодняшнего дня.

Андрей Гросицкий – современный российский художник, чье творчество генетически связано с отечественным нонконформизмом или «другим искусством». Сегодня он воспринимается как один из ведущих авторов, работавших в русле концептуализации живописной пластики. Гросицкого принято упоминать в числе основателей отечественного «поп-арта».

Экспозиция располагается на третьем этажа главного здания Музея на Петровке 25 и включает более 120 произведений. Два первых зала представляет зрителю ключевые работы Гросицкого, в которых предметы домашнего обихода, куски ржавого металла, ключи, замки, которые выходят за пределы привычного формата холста. Самые обычные Вещи на его картинах живут в необъятном пространстве и стремятся стать скульптурами, им тесно в замкнутом обрамлении. Особое место в пространстве занимает масштабная инсталляция Влада Огая “Космический ремесленник”.

Экспозиция третьего зала повествует о трех принципиальных темах диалога Гросицкого с современниками. Первая тема «Шаблон» посвящена соотношению тиражности, типичности и уникальности представленной на картине или в скульптурном объекте вещи. Она отсылает к эстетике итальянского «бедного искусства», arte povera, актуализирует проблему безмолвия нарочито неуникальных, антихудожественных, безыскусных предметов и шаблонных форм. Собеседниками Гросицкого становятся Иван Чуйков, Юрий Злотников, Игорь Шелковский. Вторая тема «Сарказм» (в переводе с греческого «терзание плоти») связана с социальной ангажированностью искусства. Участниками этого диалога являются Борис Орлов и Виктор Пивоваров. Наконец, третья тема «Брутализм» свидетельствует об ответственности Гросицкого и его современников за понятие «честности» структуры, формы и материала. Аскеза и простота, грубость и «безыдейность» портретов предметов позволяют соотнести представленные на выставке работы Михаила Рогинского, Дмитрия Краснопевцева, Бориса Турецкого с принципиальным для времени второго модернизма (1950 – 1980-е) стилем необрутализм. С этим стилем ведет диалог и искусство Андрея Гросицкого.

Этим трем темам во второй части выставки будут соответствовать три лейтмотива общения творчества Гросицкого с художниками нового поколения – Александром Голынским, Виталием Безпаловым, Артемом Филатовым, Владимиром Потаповым, Александром Цикаришвили, Владимиром Чернышевым, Нестором Энгельке.
Значительная часть экспозиции была составлена из коллекции Антона и Натальи Гросицких. Помимо работ из коллекции ММОМА, в проекте также будут представлены работы Гросцикого из коллекции МВК Новый Иерусалим, галереи ARTSTORY, галереи OVCHARENKO, частной коллекции Сергея и Оли Поповых (галерея pop/off/art) и Александра Кулачко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru