Архитектора Якова Пайченка почтили в музее Александра Осмьоркіна в Кропивницкому

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

Обычно в последние дни октября в художественно-мемориальном музее Александра Осмьоркіна проходят мероприятия памяти художника архитектуры, известного елисаветградского архитектора, родного дяди профессора живописи Александра Осмьоркіна – Якова Васильевича Паученка (1866 -1914), которому суждено было стать одним из создателей исторического центра современного города Кропивницкого с историческим названием Елисаветград и который до недавнего времени был Кировоградом.
Сейчас в рамках музейного художественного проекта «Выставка одного произведения», в зале, где экспонируется фотовыставка «Архитектор Яков Паученка и его город» к 265-летию основания города Кропивницкого, широкой общественности кропивничан и гостей города представлен портрет Якова Паученка работы известного украинского скульптора Виктора Френчка (1949-2019), изготовленный мастером по случаю 150-летия со дня рождения архитектора и подаренный в 2017 году к музейной коллекции.
Виктор Васильевич Френчко родился 6 августа 1949 года в селе Подзамочок Бучацкого района Тернопольской области. Член Национального Союза художников Украины (2012), скульптор. Лауреат областной премии в сфере изобразительного искусства и искусствоведения имени Александра Осмьоркіна в номинации «национальная традиция» (2009). Первый лауреат городской художественной премии имени Бориса Вінтенка (2018).
В 1964 г. окончил Бучацьку детскую художественную школу. В 1964-1967 гг. учился в Киевской государственной художественной школе имени Т.Г.Шевченко, по окончании которой поступил в Киевского государственного художественного института (ныне Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры) на скульптурный факультет в мастерскую народного художника СССР, академика Академии художеств СССР Н.Г.Лысенко. Получив диплом с отличием в 1973 г., был направлен на работу в Кировоградский художественно-производственного комбината Художественного фонда Украины. С того времени жил и работал в нашем городе, где создал большое количество работ в разных жанрах — скульптурных композиций, бюстов, памятников, памятных знаков, мемориальных досок.
Памятники «Мемориал рабочим-червонозорівцям, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны» и «Первый трамвай в Елисаветграде» в г. Кропивницкому, «Казак-защитник» в с. Торговица Новоархангельского района, стела «Надежда Тобилевич-Тарковская» в Государственном заповеднике-музее.К.Тобилевича (Карпенко-Карого) «Хутор «Надежда», бюст поэта и борца за Независимость Украины Евгения Маланюка в Новоархангельске и академика Константина Скрябина в Новомиргороде Кировоградской области, мемориальные доски в Кропивницкому: историческим личностям городскому голове Александру Пашутину, врачу Самуилу Вайсенбергу и меценатці Анне Дмитрян, а также современникам — художникам Борису Вінтенку, Юрию Луцкевичу и Василию Остапенко, музыкантам Генриху Нейгаузу и Юлию Мейтусу, актеру Валерию Дейнекіну, поэтам Арсению Тарковскому и Валерию Гончаренко, журналисту Виталию Ципіну, фотокору Василию Колпаке, историку Петру Кизименко, борцу за Независимость Украины Семену Сороке. И это неполный перечень того, что создал скульптор Виктор Френчко самостоятельно и в соавторстве с коллегой скульптором Аркадием Мацієвським.
С музеем Виктора Френчка связывали теплые, дружеские отношения и творческое сотрудничество. Памятным для многих художников, архитекторов, искусствоведов, журналистов и фотографов и просто любителей изобразительного искусства стала проведенная в 2016 году художественно-мемориальным музеем А.А.Осмьоркіна вместе с художником в его творческой мастерской оригинальная культурно-художественная акция ко Дню художника – своеобразный перформанс, украшением которой была авторская серия фотопортретов мастера, выполненная известным фотографом, членом Национального Союза журналистов Украины Александром Шулешком, которые смешиваясь с людьми и скульптурными произведениями, заполонили пространство мастерские и подворья, создавая фантастическую атмосферу непредсказуемых образных иллюзий.
Главным событием стала презентация подготовленного музеем в рамках художественного проекта серии художественных выставок «В мастерской художника» каталога «на Языке пластики. Виктор Френчко о жизнь и искусство», в котором мастер делился своими размышлениями. На сегодня — это единственное комплексное издание о творчестве скульптора Виктора Френчка, который отдал нашему краю весь свой талант, вкладывая частички души и сердца в каждый художественное произведение. Надеемся, что слова городского головы Андрея Райковича во время прощания с художником, который, недавно встретив свой 70-летний юбилей, внезапно ушел из жизни 13 сентября 2019 года, станут реальностью: «Кропивницкий понес большую утрату. Работы мастера стали уже частью истории города. Поэтому мы обязательно увековечим память Виктора Френчка в полном каталоге его творчества, который подготовим и издадим в следующем году».
Над портретным образом архитектора Якова Паученка художник работал больше года — знакомился с особенностями его жизни, изучал редкие фотоматериалы из фондов музея, неоднократно приносил на обсуждение со специалистами истории жизни зодчего наброски и скульптурные эскизы будущего портрета. В конечном итоге предстал живой, эмоциональный, обозначенный художественной изысканностью и даже некоторой эпатажностью образ творца нашего города, о котором газета «Голос Юга» в 1914 году писала, что «он дал первые уроки художественной архитектуры в нашем городе», а его племянник — художник и педагог, член культовой художественной группы начала ХХ века «Бубновый валет» Александр Осмьоркін в своей автобиографии отмечал: «„Бацилла”, которая шла от брата моей матери, толкала на путь искусства. Человеком, которая поселила ее в мне был архитектор-художник Я.В.Паученко, воспитанник Московского училища живописи, ваянія и зодчества… В его квартире царила атмосфера искусства».
Архитектор Яков Паученко прожил короткую жизнь – 48 лет, умер 29 октября 1914 года, был похоронен на Петропавловском кладбище, которого сейчас не существует, и могила его исчезла под фундаментами новостроек. Но осталось его город, одна из центральных улиц которого с недавних пор носит его имя.
Выполнен в классической форме медальона барельефный профиль зодчего в імпозантному шляпе по замыслу автора отражает образ человека-творца, полной творческих замыслов, творческих поисков, оригинальных художественных открытий и оптимистичных надежд будущего эпохи модерна, озаренной идеями научно-технического прогресса, в которую жил и работал Яков Паученко.
Сам автор, рассказывая на одной из встреч с учеными музея о своем выборе формы портретного образа отметил, что рассматривая фото разных лет, его внимание привлекли несколько снимков Я.Паученка, в частности с семьей во дворе его дома, с племянником О.Осмьоркіним в фотоателье Харлаба, с сестрой Олимпиадой в сцене домашнего театра и во время пребывания в городе Пятигорске, в которых он представал живым человеком, полным движения и энергии, элегантной и несколько театральной позе, как будто демонструючої свое «Я» художника.
А и действительно, конец XIX — начало ХХ века. — расцвет купечества и нуворишей, новые «реальные люди» с реальными деньгами желали строить свои мечты. Возможно, это одна из причин появления архитектуры с приставкой «нео»? Необарокко, неоготика, неовізантія — национально выразительные доли модерна, обращаясь к которым, зодчие делали усилия добиться большого стиля, забавляясь игрой с эклектикой, завораживающей игрой и рискованной, на грани тонкой грани искусства и компіляторности, захоплючись техническими новинками и искусством театра, превращали города на парад декораций, часто сами становясь неотъемлемой составляющей предложенной игры, с которой и происходит, кстати, неповторимый архитектурный ансамбль старого Елисавету.
Портрет Якова Паученка — не первая и не последняя встреча Виктора Френчка с творчеством зодчего.
В 2011 году Виктор Васильевич создал камерный мемориальный комплекс памяти врача Самуила Вайсенберга (1867-1928), размещенный на доме, в котором тот жил и работал. Автором проекта здания, преисполненной бравурных барочных нот, есть архитектор Яков Паученко. Обращает на себя внимание тонкое чувство скульптором архитектурного языка прошлого и деликатность, с которыми он подошел к своей работе. Это помогло ему органично вписать современную композицию из двух овальных форм в строительный пространство памятника архитектуры конца ХІХ века, сохраняя ее художественную целостность.
А в 2018 году скульптор Виктор Френчко выполняет мемориальную доску, посвященную известной меценатці, основательницы комплекса городской больницы Красного Креста Святой Анны – Анны Дмитрян (1845-1913), барельеф которой, преисполненный глубокой художественной выразительности, занял почетное место на стене удивительного архитектурного творения Якова Паученка.
Вот такая переємність поколений. Зодчему Якову Паученку выпало творить архитектуру зданий исторического центра нашего города, а скульптору Виктору Френчку увековечить память о выдающихся людях, которые жили и работали в этих зданиях.
Оригинальная тематическая выставка «Город художников. Посвящается памяти архитектора Якова Паученка и скульптора Виктора Френчка» стала символическим шагом к увековечению памяти художников прошлого и настоящего, которых объединила неутомимая творческая работа по превращению города над Ингулом на центр красоты и исторической памяти ради будущего.

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

2016

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

1902

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

2016

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

Виктор Френчко

2016
Гипс тонированный, лепка
D – 52

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

Виктор Френчко

Памятник истории, градостроительства и архитектуры.
Кон XIX века.
Дом врача Вайсенберга.
Архитектор Я.В.Паученко.
м. Кропивницкий, вул. Чмиленко, 74

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

Виктор Френчко

Памятник истории, градостроительства и архитектуры
1904
Больница Красного Креста Святой Анны.
Архитектор Я.В.Паученко.
м. Кропивницкий, вул. Анны Дмитрян, 1

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

7 октября 2016 г.
На снимке слева направо: фотограф Александр Шулешко,
скульптор Виктор Френчко и директор музея Вита Чернова

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

Автор-составитель – ведущий научный
сотрудник А.Надеждин. – Кропивницкий:
Художественно-мемориальный музей А.А.Осмьоркіна, 2016

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

Архітектора Якова Пайченка вшанували в музеї Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому

 

 

 

 
 
 
Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru