Биеннале наивного искусства и искусства примитивизма основали в Кропивницкому

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Художественно-мемориальный музей Александра Осмьоркіна при поддержке Управления культуры Городского совета города Кропивницкого начинает новый выставочный АRT-проект «Биеннале наивного искусства и искусства примитивизма ВЕЛЮРОВЫЙ КОТ имени Андрея Липатова» к Всеукраинскому дню работников культуры и мастеров народного искусства, целью которого является сохранение и развитие оригинальных народных традиций в современном самодеятельном и профессиональном изобразительном искусстве, популяризация изобразительного искусства как одного из действенных средств развития украинской культуры, что способствует утверждению гражданского общества, воспитание патриотизма и увековечения памяти о оригинального художника украинского наива, художника-земляка Андрея Липатова (1960-2010).
Особенностью биеннале является объединение в одном проекте художников-любителей, которые опираясь на традиции народной картины, орнаментальный декоративизм и символизм, городской и деревенский фольклор, создают собственные оригинальные образы, и художников — профессионалов, обращаются к формам первобытного, архаического, средневекового, народного искусства, детского творчества с намерением творить композиции, отличные от культуры иллюзорной перспективы классицизма и академизма и эстетики техногенной цивилизации. Такая идея не является случайной, ведь влияние примитивизма, как художественного направления, родился в начале ХХ века, ощущается в большинстве основных течений авангардной и постмодернистских поисках. В разное время к таким формам обращались выдающиеся художники современности Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Сезанн, Пауль Клее, Хосе Миро, Диего Ривера, Казимир Малевич, Марк Шагал, Давид Бурлюк, художники-Бойчукисты, представители творческих групп «Ослинный хвост» и «Бубновый валет», в частности, и Александр Осмьоркін в работах раннего периода. В то же время наивное искусство, распространяясь по миру, постепенно охватило все жанры (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина) и виды (живопись, графика, скульптура, даже архитектура, как, например, дома кузнеца Сергея Куріллова в сек. Кунар, Россия, архитектора и художника Рольфа Шульце в г. Сосуа в Доминикане и канадской художницы Мод Льюис, росписи интерьера Полины Райко м. Цурюпинськ, Украина), профессионального изобразительного искусства, хотя и в собственных интерпретациях.
Чтобы убедиться в этом, стоит только обратиться к произведений ярких представителей наивного искусства Анри Руссо (Франция), Нико Пиросманишвили (Грузия), Ивана Генералича и Ивана Лацковича – Кроати (Хорватия), Бабушки Мозес (США), Ивана Селиванова и Павла Леонова (Россия), Марии Примаченко, Екатерины Билокур, Олесь Семерня и Никифор Дровняк (Украина).
Не последнее место в когорте известных современных художников наива занимает и художник Андрей Липатов. Сейчас ему бы исполнилось 60 и был бы он седовласым, сивовусим мужем все с той же сияющей, мягкой, ловкою, хитроватой улыбкой на устах. Вот только глаза… Возможно бы взгляд изменился, стал менее открытым и более углубленным в собственные мысли после пережитых разочарований. А возможно и нет, ведь при жизни его сила оптимизма и веры в человека казалась мне безграничной.
Судьба отмерила ему лишь полвека движения, действия и творчества, а натворил он столько, что думаю хватит не на одно поколение, ведь силу искусства отличает энергия творца, он же преподавал ее сполна, щедро отдавая свой талант всеобъемлющей мысли, выраженный композицией линии и цвета мира.
Я познакомился с ним более близко в 1999 году, когда облаштовувалася его персональная выставка в художественно-мемориальном музее А.Осмьоркіна. Что я знал о нем? Что он родился в 1960 году в Коломне Московской области в семье военнослужащего. С 1966 года живет в Украине в нашем городе. После окончания КІСМУ (Кировоградского института сельскохозяйственного машиностроения), работал инженером-конструктором на заводе «Гидросила». Еще студентом увлекся карикатурой, хотя и не имел системного профессионального художественного образования, но печатался в периодической прессе. Постепенно начал заниматься масляной живописью. С 1993 года полностью посвятил себя любимому делу. А в 1998-м уже стал членом Национального Союза мастеров народного искусства Украины, куда так просто не принимают — нужна постоянная конкурсная участие во Всеукраинских выставках как критерии культурно-художественного признания.
Поэтому, уникальный мастер украинского наива Андрей Липатов прокладывал пути творчества классическими шагами истинного художника. Сначала, особенно в художественных кругах, было непонимание – что это за картины? какие-то мультяшки? Потом смотрины – возможно в этом что-то есть? Хотя опять же?.. А потом признание, к которому он шел тихой, но упрямой походкой творца, в чем-то напоминая образ кота из его многочисленных произведений. В 2002 году стал призером Международного арт-конкурса в Иокогаме, Япония, в 2007-м — победителем двенадцатого Салона Деогенес Таборда в Буэнос-Айресе, Аргентина. Принимал участие в Четвертом Биеннале наивного искусства в г. Андерсе, Франция (2006), Втором Международном фестивале наивного искусства «Фестнаїв», Москва, Россия (2007), Третьем Международном пленэре наивного искусства, Гуменне, Словакия (2007), Третьем и Четвертом фестивале наивного искусства Верней на Арви, Франция (2007, 2008), Арт-Ирландия, м. Дублин, Ирландия (2008), Бирмингемском арт-ярмарке, м. Бирмингем, Великобритания (2008).
Его произведения находятся в коллекциях художественно-мемориального музея А.А.Осмьоркіна, областных художественных музеев в Черкассах и Кропивницкому, музеях наивного искусства в Москве и Беро (Франция), Вихорлатському музее в Гуменне (Словакия), Фонде культуры Volpe Stressens в Буэнос-Айресе (Аргентина) и многочисленных частных коллекциях.
И все это за фактического искусствоведческого молчания на Родине, ну, разве что, изданный во Львове в 2008 году за активных действий самого художника иллюстративный художественный альбом «Андрей Липатов. Мой мир. Живопись». В Украине, которую он искренне любил, как, кстати, и много других не упомянутых художников украинского наивного искусства, его творчество стало таинственным сокровищем великого общества, загроможденным ужасами повседневности. Общества, с которым и за которое он стоял на морозном Оранжевом Майдане, топчась на холодной площади родного сердцу старого города, ныне Кропивницкого, разливая людям приобретен за свой счет чай с надеждой, что возможно теперь наступит время, когда его государство, его Украина полюбит его и всех других — художников, поэтов, музыкантов и просто талантливых хороших людей, что стоят за базарными прилавками и за школьными досками, всех этих потенциальных эмигрантов из цветущей, плодородной, певучей страны и они перестанут быть безликим электоратом и бояться жизни. А когда не получилось, Он подумал: «Ничего, как-то следующим разом…», взял кисть и пошел опять рисовать.
Его Украина – это его Город, историческое и не историческое, пригород, насыщенное литературным фольклором, мифотворчеством прошлой и современной культуры, которые он изучал и переосмысливал, постепенно воплощая все новые и новые композиции от «Променада на Дворцовой» до «Последнего вареника», с надписями на торговых вывесках и объявлениях, которыми так изобилуют его композиции с истории урбанічного провинциального быта, сначала документально, старой русской, а потом только на украинском языке. Он создавал особую легенду, право на которую задекларировал композицией «На краю Вселенной». В его воображении это должно быть приветливое и уютный город мастеров, счастливых людей, которые получают удовольствие от своего труда, живут, а не выживают – художников, поэтов, инженеров и философов, его друзей и знакомых, которых он уважал и любил, с утра спокойно выпивали чашечку кофе и уверенно шагали по своим делам. Родных, без которых возможно он не стал бы художником.
И один из наиболее любимых мной произведений Андрея «Мой любимый Франкенштейн» именно об этом. Котик в женских объятиях — это снова он, сотканный, как и каждый человек, из внутренних противоречий и внешних неурядиц, отходят на второй план, когда у тебя есть реальная поддержка жены, семьи, которая тебя понимает и предоставляет возможность рисовать картины. Возможно поэтому он не боялся собственного «эго», этого творческого «зуда», что заставляет, не смотря ни на что, доказывать — твоя Земля круглая! Отстаивать право на личное мировоззрение. Потому что воспринимал его как естественную данность, дарованный талант, которому нельзя изменять. И оно так же было к нему благосклонным, мягким и ненавязчивым.
ВОЗМОЖНО – это главное понятие ЕГО ВСЕЛЕННОЙ, в котором ВОЗМОЖНО ВСЕ! Который простирается от Сковороды, Рабле и Гауфа через Гоголевские очарование в полной ироничной, ностальгической ноты эпохи механики с «Мастером корабля» Юрия Яновского, с боем часов на старой ратуше, радостями человечества от первых полетов дирижаблей, кручение колеса веломашины, гудение паровой турбины к невероятной техносучасності. Парадоксальная смесь иронического шаржа, картины народной и анимационного мировоззрения, украинского бурлеска и восточноевропейской эстетики, вроде Генералича или Лацковича, в его картинах всегда создает впечатление игривой чистоты и солнечности.
Это открытость, присущая классическому наива, которая позволила художнику выйти за пределы побутовості на уровень философских размышлений о любви, жизни и смерти, сосуществования человеческого разума и чувств и эмоций. Иногда внешне игривые, но внутренне сдержанные композиции для меня напоминают картины Екатерины Билокур. Конечно, не по манере письма или сюжетом, здесь все другое, а скорее желанием окультуривания территории своего художественного пространства. Он органично соединил художническое и ремесленное, обще человеческое и сугубо личностное. Сама сила его мысли и способность таланта переформатировали окружающий мир в личный художественный космос, в котором он стал теплым, всеосяйним солнцем.
А как иначе, ведь мир художника — это и есть его истина, которую он оставляет нам в дар, покидая землю, отправляясь в другие миры как межпланетный путешественник в надежде, что зерно, брошенное на этой планете, прорастет щедрыми всходами. Отсюда и происходит идея чествования его памяти выставочным проектом, который бы помог творить то именно город мастеров в стране талантов, вернуть многим художникам веру в будущее, убеждая делом, что слова о достоинстве не являются напрасными.
Отмечу, что в свое время художественно-мемориальный музей Александра Осмьоркіна основал коллекцию произведений художников-любителей, которая и ныне формируется за счет талантливых мастеров, ранее мало известных широкой общественности.
Так, в 1999 году в музее с успехом прошла персональная выставка Андрея «Народные картинки Андрея Липатова», посвященная 245-летию нашего города, а в фондах музея хранится его композиция «Велюровый кот» (1998), которая дала название современному музейному ART — проекта. Это произведение является своеобразным автопортретом Андрея Липатова, на что указывает монограмма «А.Л.» на стороне котика, удивительным образом объединяя в себе живое и искусственное, непосредственность восприятия и художественную культуру исполнения. Этот образ, по нашему мнению, фактически отражает общие настроения двух художественных направлений – наива и примитивизма. Поэтому именно изображение велюрового кота стало основой логотипа Биеннале, своеобразным ассоциативным символом взаимопроникновения и перевоплощения разных художественных форм.
На сегодня идея проведения биеннале поддержана главными учреждениями культуры, формирующие среду изобразительного искусства города и области — областным художественным музеем, Галереей «Елисаветград», областной организацией Национального Союза художников Украины, которые стали соорганизаторами мероприятия. Информационную поддержку согласились предоставлять Всеукраинский журнал «Артания» м. Киев, газета территориальной общины города Кропивницкого «Вечерняя газета», телерадиокомпания «TTV» м. Кропивницкий, Книжный магазин «Есть» в г. Кропивницкому. Надеемся, что этот список со временем расширится.
Конечно, что биеннале проходит с периодичностью один раз в два года, но наш проект имеет свои особенности. После проведения 9 ноября текущего года Биеннале до Всеукраинского дня работников культуры и мастеров народного искусства, виставкомом среди ее участников избираются художники, произведения которых отмечаются специальными Наградами и Благодарностями Биеннале, а один из участников получает Диплом Гран-при и право на устройство в музеи персоналии, презентация которой пройдет в день рождения Андрея Липатова 29 мая следующего года. Таким образом выставочный процесс проекта становится непрерывным и постоянно держится в общем информационном поле.
Подробно с концепцией проекта можно ознакомиться на официальном сайте музея и прислать свои предложения на электронную почту. Надеемся, что эта выставочная инициатива расширит горизонты понимания и восприятия развития современного изобразительного искусства. Ведь сейчас наив и примитивизм является воплощением свежего, чистого взгляда на мир, сознания, не ограниченного правилами и условностями цивилизации, естественности и органичности, что добавляет новых элементов выразительности современному изобразительному искусству.

Андрей Надеждин
заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Художник Андрей Липатов
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Андрей Липатов
Пасхальный вечер
1998
Холст, масло
50х60
(Из фондов художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна)
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Андрей Липатов
Кафе «Камелия»
1998
Холст, масло
40х50
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Андрей Липатов
Фаза круассана
2008
Холст, масло
40х50
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Андрей Липатов
Мой любимый Франкенштейн
2008
Холст, масло
50х40
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Андрей Липатов
Утренний кофе
2006
Холст, масло
60х70
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Проект логотипа «Биеннале наивного искусства
и искусства примитивизма Велюровый кот
имени Андрея Липатова»
 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

 

Бієнале наївного мистецтва та мистецтва примітивізму заснували у Кропивницькому

Фрагменты презентации научной концепции
экспозиционно-выставочного проекта «Биеннале наивного
искусства и искусства примитивизма «Велюровый кот»
имени Андрея Липатова» к Всеукраинскому дню
работников культуры и мастеров народного искусства
 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru