«Боже милый, тихий края…»: в Музее А. Осмьоркіна презентуют тайны музейного собрания

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Художественные работы известных кировоградских художников — лауреатов областной премии в области архитектуры, геральдики и вексилології и декоративно-прикладного искусства имени Якова Паученка в 2004-2015гг. в номинации «декоративно-прикладное искусство» презентует выставка «Свет милый, тихий края…», развернутая в художественно-мемориальном музее А.А.Осмьоркіна в рамках проекта «Тайны музейного собрания».

 

Произведения заслуженного художника Украины Нели Фірсової, заслуженного мастера народного творчества Украины Александры Пренко, членов Национального Союза художников Украины Марии Церни, Юрия Гончаренко, Ольги Коломиец, Николая, Сергея и Александра Фірсових и члена Национального Союза мастеров народного искусства Украины Валентины Добровольской, которые хранятся в музейной коллекции «Современное украинское изобразительное искусство» ярко отражают уровень развития декоративно-прикладного искусства Кировоградской области конца ХХ — начала ХХІ века.

На выставке представлено более 20 произведений, выполненных в различных техниках – керамика, батик, декоративное шитье, вытинанка, ткачество и другие. Особенностью выставки является то, что ее экспозиция отражает различные аспекты творчества художников. Это не только декоративно-прикладное искусство, но и станковая живопись как, например, пейзажные мотивы в произведениях Юрия Гончаренко, или натюрморты и сюжетные композиции Ольги Коломиец, передают особую, неповторимую колористику сонцедайної палитры нашего степного края.

Все лауреаты премии являются своеобразными, неординарными творческими личностями, которые имеют за своими плечами значительный художественный опыт. Их творчество отличают неповторимый художественный почерк, особый взгляд на мир и пути развития изобразительного искусства.

Так, Мария Церна — уникальный мастер работы с тканями в техниках — батик, декоративное шитье и макраме. Во всех своих произведениях она удивительным образом сочетает существующую реальность и виртуальный мир грез, и именно ее батик «Боже милый, тихий края…», название которого является парафразой стихов Т.Г.Шевченко, давшей, кстати, название самой выставке, открывает экспозицию. На первый взгляд понятное, романтическая композиция, по моему мнению, имеет признаки скрытой содержательности. Хижины под соломенными крышами, как будто тонут в волнах разбушевавшегося космического пространства, выступая своеобразным символом прочности украинской народной традиции, а может это сама Украина, край тихий и милый, борется с разбушевавшимся морем новых жизненных потрясений. Особой частью творчества Марии Церни является декоративная объемная вышивка, представлена композицией «Душа Украины», в которой ощутимы переображені в новые современные формы барочные мотивы казацкой эпохи.

Широко представлены на выставке и произведения семьи художников-керамистов Фірсових. Не смотря на то, что работают они в одной мастерской, каждый имеет свой узнаваемый художественный почерк. Николай Фирсов отдает предпочтение классическим формам профессиональной керамики. Особой изюминкой его творчества является обращение к городскому фольклору как в ліпній тарелки «Озерцо».

Удивительное по своей образной канвой декоративное панно заслуженного художника Украины Нели Фірсової «Гончарном роду нет переводу». Оно как будто отголосок воспоминаний художницы о песни, что звучали в ее детстве, превращенный ее художественной мыслью в яркий, насыщенный диалектикой народного искусства художественный образ.

Творчество Сергея Фирсова отличает обращение к философских образов. Свои способы художественной выразительности он ищет в архаичных исторических типологиях. Так, в композиции «Противостояние» две, черная и белая, рыбы выступают как монолиты скал. Оплетені кружевом орнаментальной чешуи, черное — белым, а белое — черным, они символизируют заложен в основе мирового развития закон противостояния и единства противоположностей. А символическая композиция «Семья» строится на сплетении абстрактных скульптурных форм, но в них столько грации и пластики, что мы сразу узнаем маму и папу, которые склонились друг к другу и их маленького ребенка. Балансируя на нюансах пластики, художник закладывает в композицию не только философский смысл, но большую долю хорошего юмора, ибо как же не улыбнуться, когда смотришь на такую странную счастливую семью.

Особой заинтересованностью Александра Фирсова является работа с сочетанием материалов, в частности глины и стекла. Полные игры цвета и света, особого живописного шарма. Непритязательные на первый взгляд композиции «Натюрморт» и «Пейзаж» вызывают чувство приятного, мажорного настроения и способствуют развитию позитивного мировосприятия.

Юрий Гончаренко начинал свой творческий путь с увлечения пейзажем и натюрмортом, которые отличались яркой расцветкой. В дальнейшем заинтересованность старинной живописью, в частности иконописью, побудила художника к более глубокому изучению старинных технологий и натолкнула на мысль об использовании в качестве основы своих произведений деревянной доски и левкаса, а позже в качестве дополнительных материалов — жести и меди, появилась материальность предмета — гвоздя, замка, защелки, полотенца, которые привнесли в произведения Юрия Гончаренко новое качество — реальность исторической памяти. В его современных поисках — композициях «Яблоко», «Яблоневый спас», «Основания» находит свое отражение обращение художника к народной традиции. Впоследствии увлекшись орнаментикой народного искусства, принципами украинской протокультури, он создает новую, уникальную авторскую технику исполнения.

Глубоко и тщательно изучает и развивает традиции украинского народного ковроткачества Александра Пренко. Художественный язык ее композиций отличает яркий декоративизм, насыщенный символами и образами, творческими усилиями мастерицы стали носителями фольклорной традиции в современном техногенном мире. За технологическую разработку произведений прикладного искусства «Ковровая кукла» (объемная и плоскостная) художница в 2005 году получила Свидетельство об авторском праве Государственного департамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины.

Создание современной системы орнаментальной языка Кировоградщины на основе архетипов прошлого — такую задачу ставит перед собой и успешно выполняет мастерица Валентина Добровольская. Подтверждением тому является серия ковров «Орнаменты Кировоградщины» и победа во Всеукраинской выставке-конкурсе народного искусства в 2013 году «Лучшее произведение года» в номинации «ковроткачество», где было представлено работу Валентины Добровольской «Елисаветградский ковер». Надо отметить, что мастер работает по старинным традиционным технологиям. Она сама прядет шерсть и красит ее по рецептам, которые хранились в ее семье, ведь ковроткачеством занимались и ее отец и дед, который во времена голодомора вынужден был покинуть Украину и переехать в Молдову.

Завершают экспозицию произведения художницы Ольги Коломиец. Наделен различными качествами таланта, она проявляет их не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в живописи и книжной графике. Ее живописные произведения отличают яркий цвет и в то же время некоторая сдержанность и сентиментальность настроения, а декоративная вышивка бисером панно «Пение» и вытынанка«.Маркевичу. «Бандуристе, орле сизий…» (по поэме Т.Г.Шевченко)» насыщенные легкостью линии и знаковостью орнаментальных образов.

Убежден, что каждый, кто посетит музей на выставку «Мир милый, тихий края…», получит не только эстетическое удовольствие но и новые знания об особенностях развития декоративно-прикладного искусства на Кировоградщине.

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна
м. Кировоград

 

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Фрагмент экспозиции выставки

 

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Церна М.И.

1994
Ткань, декоративное шитье
53х85

 

 

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Фирсов М.И.

1999
Глина, глазурь, обжиг
Диаметр — 37

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Фирсова Н.Ф.

2014
Глина, глазурь, обжиг
60х30

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Фирсов С.М.

1994
Глина, шамот
62х20; 48х23; 10х11

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Фирсов А.М

1998
Глина, стекло, обжиг
30,5х28,5

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Гончаренко Ю.Бы.

1995
Дерево, авторская техника
60х60

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Пренко А.И.

2010
Шерсть, ручное ткачество
90х45; 95х42


 

«Світе милий, краю тихий…»: в Музеї О. Осмьоркіна презентують таємниці музейного зібрання

Добровольская В.Я.

2013
Шерсть, ручное ткачество
72х37


 

Коломиец А.В.

Пение
2010
Холст, бисер, вышивка
51х51


Источник

Добавить комментарий