«Чувственное искусство»: манифест Орлан

«Плотське мистецтво»: маніфест Орлан

26 ноября, в 15.00 в рамках Киевского Интернационала – Киевской биеннале 2017 состоится перформанс всемирно известной французской художницы ОРЛАН «Петиция против смерти». Художница призывает всех желающих присоединиться к перформансу с текстом петиции или с собственными лозунгами и плакатами. Для этого нужно заполнить форму регистрации.

Чтобы больше познакомиться с философией художницы предлагаем вам ознакомиться с ее манифестом «Чувственное искусство».

Определение:
Чувственное искусство — это искусство автопортрета в классическом смысле, но выполненный средствами современных технологий. Оно колеблется между искажением и созданием. Его надписи высечены в плоти благодаря новым возможностям, присущим нашей эпохе. Тело стало «модифицированным ширпотребом»: мы больше не воспринимаем его как идеал, который оно когда-то представляло, и не готовы придерживаться его и приписывать его себе, как раньше.

«Плотське мистецтво»: маніфест Орлан

ОРЛАН без боли, 5-я хирургическая операция-перформанс под названием «Операция-Опера», Париж, 6 июля 1991 г.

www.orlan.eu

Отличие:
В отличие от «боди-арта», который является чем-то совсем другим, чувственное искусство не стремится к боли, не ищет боли как источника очистки, не считает его искуплением.

Чувственное искусство не интересуется результатами пластической операции, а самим процессом операции-перформанса и видоизмененным телом, которое становится темой публичной дискуссии.

Атеизм:
Более всего, чувственное искусство не следует христианской традиции, а противится ей!

Чувственное искусство придает христианское отрицание «тела-для-удовольствия» и демонстрирует его слабость на фоне научного открытия. И чем меньше оно следует традиции страданий и мученичества, добавляя, а не отбирая, тем больше оно усиливает способности тела, а не ограничивает их. Чувственное искусство — это не калечение самого себя.

Чувственное искусство превращает тело на язык. Вращая вспять библейскую идею о том, что слово стало плотью, оно делает тело словом. Лишь голос ОРЛАН остается неизменным. Художница работает над репрезентацией.

Телесное искусство считает принятие мук деторождения смехотворным анахронизмом. Как и Арто, оно отвергает божественный суд.

Следовательно, надо принимать епідурал, местные анестетики и многочисленные обезболивающие! Пусть живет морфин! (Vive la morphine!) Долой боль! (A bas la douleur!)

«Плотське мистецтво»: маніфест Орлан

Орлан. The liberty flayed, 2013

www.orlan.eu

 

Восприятие:
Я могу наблюдать, как разрезают мое собственное тело, и при этом не страдать!.. Я вижу себя вплоть до внутренностей — новая стадия зеркала. Я могу видеть своего любовника насквозь, до сердца, чей чудесный дизайн не имеет ничего общего с сентиментальными персонажами, которые обычно изображают.

«Милый, я люблю твою селезенку, люблю твою печень, обожаю твою поджелудочную железу, а изгиб твоей бедренной кости смущает меня».

Свобода:
Чувственное искусство провозглашает и настаивает на личной свободе художника. В этом смысле оно опирается предубеждением и диктата. Именно поэтому оно взаимодействует с обществом и медиа (нарушая глубоко укоренившиеся идеи и вызывая скандалы), доходит вплоть до суда (чтобы изменить имя ОРЛАН).

Уточнение:
Чувственное искусство не выступает против пластической хирургии, но противостоит ее стандартам, высеченным на мужской, а особенно на женской плоти. Чувственное искусство непременно является феминистической. Оно интересуется пластической хирургией, но так же интересуется развитием медицины и биологии, ставя под сомнение статус тела и поднимая этические вопросы.

Орлан. Дизайн лица n°3 для Пекинской оперы (Peking Opera Facial Designs n°3). Цветная фотография. 2014

www.orlan.eu

Стиль:
Чувственное искусство любит насмешки и барокко, гротеск и другие заброшенные стиле, ведь оно противопоставляет себя социальному давлению, бремя которого несет на себе и человеческое тело, и произведение искусства.

Телесное искусство — антиформалістичне и антиконформістське.

С английского перевела Роксолана Машкова

Источник