Цикл лекций «История русской философии»
Тема 1. Специфика существования и восприятия философской мысли в древнерусской культуре: «А был ли мальчик?» — 31 марта 2016 в 19.30
Ключевой вопрос истории русской философии: существовала ли философская мысль в России вообще до того, как страна вступила в культурный контакт с Европой? Русское средневековье как воинственное невежество — «невегласие» (Г.Г.Шпет)? Что вообще понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом. Кирилл и Мефодий: «»знание вещей божественных и человеческих…» Торжество византизации или почему кирилло — мефодиевская традиция, примиряющяя веру и знание и чуждая конфессиональному изоляционизму, была вытеснена на периферию интеллектуальной жизни. «Хитрость хитростям и художество художествам…» — влияние наследия Иоанна Дамаскина. Философия как мистико — аскетическая монашеская мудрость, как подвиг божественного делания, устремляющего ум к Богу. Почему в идейно — религиозной традиции, идущей от Иоанна Дамаскина, фактически существовали как бы две философии: одна — высшая, представлявшая веру, а другая — традиционная (внешняя), связанная с наследием античности. «Истинный философ» тот, кто спасает душу от вечной муки. Основные философски значимые тексты древнерусской книжности.
Тема 2. Место и значение философии в культуре Киевской Руси (XI — XIII вв.) — 7 апреля 2016 в 19.30
Мировоззренческие идеи славяно — русского язычества: существовали ли философские концепты в сознании жителей Киевской Руси до принятия христианства? Крещение Киевской Руси и его влияние на мировоззрение древнерусского общества. «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского (конец IX — начало Х в.) как ключевой памятник эпохи христианизации Киевской Руси. Картина мира Иоанна экзарха. Фаталистическое восприятие действительности «Изборника 1076 года». «Палея Толковая» и ее историософия. «Муж благ, и книжен, и постник»: митрополит Илларион и его «Слово о законе и благодати». Историософская концепция Илариона. Проблема двоеверия и его влияния на характер древнерусской мысли. «Слово о полку Игореве» как органическое соединение языческих и христианских образов и понятий. Теологический рационализм и аллегоризм древнерусского православия: от митрополита Никифора до Кирилла Туровского. Почему был принципиально нетеоретичен нравственно — деятельный тип мудрости Древней Руси и как термин «философия» закрепляется в ней за нефилософским типом сознания
Лектор — Дмитрий Багдасаров. Преподаватель, более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.
Стоимость посещения — 400 р.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Kультурный центр Пунктум
г. Москва, Тверская ул. 12 с.2 4 этаж
Дата проведения:
31 марта 2016 — 07 апреля 2016
Время:
19:30-19:30
ежедневно
Телефон: +7 (910) 478 — 65 — 54
E-mail: gz.punktum@gmail.com
Сайт: http://punktum.ru/