ДЕКЛАРАЦИИ: ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ХОДЯТ В МУЗЕИ?

ДЕКЛАРАЦІЇ: ЧОМУ ВОНИ НЕ ХОДЯТЬ ДО МУЗЕЇВ?

ДЕКЛАРАЦІЇ: ЧОМУ ВОНИ НЕ ХОДЯТЬ ДО МУЗЕЇВ?

Не потому, что наши музеи такие плохие, музеи у нас разные. Не потому, что они такие безграмотные и примитивные – они прекрасно разбираются в искусстве, по крайней мере на его цене. А не ходят они потому, что все это есть в них самих. Буквально – дома.

Плохо это или нет – трудно сказать, однозначного мнения не существует. Кто-то говорит: «В развитых странах…». Другой заметит: «Так то в развитых, где роскошь облагается налогом по высоким ставкам». В любом случае, декларирования, которое накрыло Страну в последнее время, осветило интересную тему, связанную с культурными ценностями – мысль о том, что наши разбогатев галантерейники держат свои состояния в предметах искусства и антиквариате, приобрела определенных аргументов.

Депутат Довгий коллекционирует картины, министр Аваков – золотые монеты, мэр Днепра Филатов – нэцкэ. Оценочная стоимость последней коллекции составляет 163,8 млн. гривен, о чем указано в декларации господина мэра.

Но мой герой отнюдь не они. Я хочу поговорить о народного депутата Сергея Таруту, коллекционера и члена комитета ВР по вопросам культуры (!) и духовности (!). Замечу, в качестве члена этого комитета он проявляет себя «не очень», впрочем активно пользуется статусом нардепа для продвижения частной археологической коллекции Платар, совладельцем которой он и является.

История появления (происхождения) этой коллекции никому неизвестна. Владельцы утверждают, что они, якобы, выкупали эти предметы ради «спасения от вывоза за границу». Но никаких подтверждений такого «выкупа» не существует, то есть вопрос – выкупили, сами выкопали или организовали «копания», остается открытым.

Время от времени вокруг Платар возникают скандальные ситуации. Последняя началась в марте 2016 года. Тогда господин Тарута обратился к министру иностранных дел Климкина с просьбой о поддержке. Обращался он как частное лицо – совладелец коллекции, но подписался в качестве народного депутата Украины.

Он просил содействовать вывозу выставки Платар к Польше, с целью экспонирования ее в негосударственном музее.

Истрия «вывезенного» Платар за границу хорошо известна. Последний раз ее вывозили 2010 года и тогда государство смогло вернуть ее в Украину только после того, как начала готовить документы о невозврате до Интерпола.

Но в этот раз ее снова вывезли. Вывезли несмотря на протесты как украинских, так и польских археологов.

Наиболее интересно, что на этот раз страховая стоимость на те же предметы, что экспонировались 2010-2011 гг. в США была снижена в 10-12 раз! Но несмотря на то, что Закон Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» предусматривает, что отказом в выдаче свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей является случай, когда страховая стоимость культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не соответствует их реальной стоимости» (ст. 25), коллекцию вывезли. Почему ни Минкультуры, ни СБУ, которые знали о занижения страховки, это позволили, неизвестно.

Но вернемся к сути, то есть к декларации!

Сергей Тарута задекларировал много чего. Живопись (даже Рубенс у него есть!), бижутерию с бриллиантами. Но забыл за археологию!

Собственно, археология вроде бы есть. В декларации отмечается, что он является совладельцем Общества с ограниченной ответственностью Музей исторического культурного достояния «Платар», где владеет 50 % от общего капитала, что составляет 234.500 гривен. Еще указано, что он владеет «антикварными изделиями», которые указаны как «коллекция древностей » Платар» в количестве 9.025 предметов. А в графе «стоимость на дату приобретения в собственность, владение или пользование» обозначено – неизвестно.

Еще как известно! Господин Тарута забыл, что еще в 2005 году владельцами Платар было осуществлено оценку коллекции.

Оценку проводил Государственный геммологический центр Украины, который является учреждением, подчиненным Министерству финансов Украины. Главной задачей ЦЕНТРА является проведение «независимой от коммерческих интересов экспертизы драгоценных, драгоценных органогенного образования, полудрагоценных и декоративных камней».

Именно тогда, в мае 2005 года, только находки трипольской культуры в коллекции Платар были оценены в 245.760.000-00 долларов США (заключение № 3003 от 17.05.2005, бланк № 024022). Только, примером, модель знаменитого трипольского храма, которым так гордятся плата ровцы, оценена в 2.621.440-00 долларов (заключение № 3001 от 17.05.2005, бланк № 024018).

Не забывайте, что в Платар, кроме трипольских находок, есть множество уникальных античных предметов находок времен скифов, сарматов, готов, славян, Киевской Руси, и др. И что большое количество из них золотые или серебряные.

Не придумаю ничего нового – наши музеи финансируются недостаточно. Не хватает совсем на все – проведение выставок и издание каталогов, исследование и реставрацию. И поэтому все чаще музеи вынуждены привлекать коллекционеров и делать выставки из частных собраний. Количество таких проектов уверенно увеличивается. Такое впечатление, что нас приучают к тому, что государственная часть музейного фонда Украины является чем-то второстепенным, потому что все самое ценное только в них – у владельцев частных коллекций. Собственно, я ошибаюсь – в музеи они ходят, но только на «свое».

Декларирование, благодаря которому мы начинаем осознавать объемы частных коллекции, не имеет смысла, если скрывается стоимость. В нормальной стране сразу бы возник вопрос – на какие средства приобретено весь этот антиквариат?

Напоследок еще раз напомню – в мире не существует крупных частных археологических коллекций. Потому важным предохранителем черным археологам и нелегальном рынке есть не только работа специальных органов, но и налогообложения. По очень высоким ставкам. Чего я всем нам и желаю!

 

Источник

Добавить комментарий