Экспозицию к 185-летию со дня рождения художника-пейзажиста Ивана Шишкина развернули в Кропивницкому

Експозицію до 185-річчя від дня народження художника-пейзажиста Івана Шишкіна розгорнули в Кропивницькому


Експозицію до 185-річчя від дня народження художника-пейзажиста Івана Шишкіна розгорнули в Кропивницькому

Пейзажист – истинный художник,
он чувствует глубже, чище…
Природа всегда нова…
и всегда готова дарить неистощимым
запасом своих даров, что мы называем жизнь.
Что может быть лучше природы…
Иван Шишкин

                                                                  

в Кировоградском областном художественном музее развернута экспозиция «Царь леса» к 185-летию со дня рождения выдающегося художника-пейзажиста, гравера-аквафортиста, академика, профессора Петербургской Академии художеств, одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898).

 … Когда произносишь фамилию известного русского художника Шишкина, то сразу все вспоминают его знаменитое полотно «Утро в сосновом лесу»(1889, Государственная Третьяковская галерея, РФ). Еще во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой картины на обертке, которые в народе просто называли «Три медведя» (хотя на полотне их показано четыре). А еще я с детства помню ковер у себя над кроватью с изображением дремучего леса и игривых медведей (даже сохранились фотографии)…

Иван Иванович Шишкин – один из самых известных и знаменитых пейзажистов. Проникнутый бесконечной любовью к родине, художник на протяжении всей своей жизни воспевал ее удивительные по красоте образы, передавая особый, величественный дух природы. Полотна Шишкина по праву считаются шедеврами сокровищницы мировой живописи, а его талант явил собой новую эпоху отечественного пейзажа ХХ века. Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Еще в начале творческого пути художник записал в свой альбом, что «самым главным для пейзажиста есть прилежное изучение натуры», так никогда он и не изменил этому принципу. Во всех своих произведениях мастер является удивительным знатоком растительных форм. Чтобы Шишкин не отражал в своих полотнах — березы, дубы, сосны, ели, все, что находится под деревьями, камни, трава, вода, все настолько реалистично изображены, что появляется ощущение будто мы находимся в этом лесу, ощущаем его дыхание и величие, пульс жизни.

В экспозиции зала западноевропейского и русского искусства кон. XVIII – нач. ХХ века представлена картина написан тремя художниками – Иваном Шишкиным и его учениками Андреем Шильдером и Юлием Клєвєром. И можно с уверенностью сказать, что получился типично шишкинских пейзаж с философским осмыслением природы. Образ природы решен монументально. Чувствуется какая-то романтическая таинственность: природа словно манит человека в свои неизведанные просторы. Романтика в пейзажи прекрасно сочетается с эпическим величием природы: с могучей силой вздымаются ввысь стройные и гордые великаны-сосны, создавая медленный ритм движения, который постепенно затихает и останавливается в молчаливо-спокойным, почти застывших силуэтах вершин. Полотно поражает своими размерами (235,5х161,3), продолжительностью создания (11! лет) и действительно является украшением зала. Работа была передана в 1962 году из фондов Государственной Третьяковской галерее, отреставрированная в 2004 художниками-реставраторами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины.

Експозицію до 185-річчя від дня народження художника-пейзажиста Івана Шишкіна розгорнули в Кропивницькому

Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовал и пытался передать красоту и богатырскую силу природы. В 1894 году вышел альбом «60 офортов И.И. Шишкина. 1870-1892». Фондовом собрании художественного музея повезло иметь печатные оттиски оригинальных офортов для популярного российского журнала «НИВА» – «Лесная река» (1893) и «Дубовая роща Петра Великого в Сестрорецке» (1893). Эти работы небольшие по размеру, но в них чувствуется та же красота и загадочность природы, которую мы привыкли видеть на всемирно известных произведениях мастера-живописца. Печатные отпечатки были закуплены в 1962 году у местной жительницы Потаповой. Дополняет экспозицию книга «Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике» (1984), которая раскрывает нам такой многогранный мир мастера живописи.

Известный художник-передвижник, ближайший друг Шишкина так говорил о нем:«Иван Шишкин нас просто изумляет своими познаниями… И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и ловок, не задумывается, как, что и почему… тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».

 

Источник

Добавить комментарий