Искусство гончарства, которым славился Меджибож до середины ХХ века, возвращается в древний городок. Более двадцати умельцев, с помощью гончарного круга и огня творят из глины настоящее искусство, с 31 августа по 3 сентября 2017 года работали в Меджибожского крепости. Всеукраинский фестиваль гончаров «В кругу друзей» получил хорошее начало.
Опытные и начинающие протяжении нескольких дней творили, расписывали, выжигали, обменивались секретами мастерства, а также проводились ярмарки. Главными творческими темами, которые вдохновляли мастеров во время меджибожского гончарного фестиваля, были традиционная подольская миска и особая японская техника украшения гончарных изделий, которая называется «рака». Для этого с утра до ночи на крепостной дворе работали несколько гончарных кругов и пылала особенная печь.
Ежедневно проходили мастер-классы, когда каждый желающий мог или впервые прикоснуться к пластичной глины, или же усовершенствовать свои технические приемы. Особое внимание участники фестиваля уделили именно подольским образцам керамической посуды. А в центре внимания была традиционная миска не просто подольского, а именно меджибожского образце. Так, несмотря на отсутствие «меджибожской миски» в альбомах и каталогах, она существует! Об этом уверенно утверждают археологи, которые во время фестиваля продемонстрировали уникальную выставку керамических изделий и фрагментов керамики из раскопок на территории крепости и города Меджибожа. И мастера-керамисты как эксперты соглашаются с учеными заповедника.
Другой темой многодневной работы керамистов, учитывая проведение Года Японии в Украине был пленэр по изготовлению декоративных изделий в традиционной японской технике «раку». Для этого предварительно выжженные и уже покрытые глазурью изделия вновь нагреваются в печи в течение нескольких часов и до полного остывания погружаются в плотный резервуар с древесными опилками. В глубине этого резервуара происходят таинственные химические процессы, которые до неузнаваемости изменяют внешний вид изделий — иногда неожиданно для самого мастера.
Огненное действо гончарства органично дополняли кузнецы, которые днем и ночью занимались бронзовым литьем, изготавливали современные декоративные изделия и реплики артефактов глубокой древности.
Несколько десятков мисок, которые изготовлены и расписаны в особой подольской манере, в течение осени будут сушиться в ожидании обжига, а после него поступят в фонды Государственного историко-культурного заповедника «Меджибож». Выжигать их будут также в Меджибожского крепости, и для этого здесь построят постоянную гончарную печь. Таким образом, в Меджибоже начинается традиция регулярно проводить многодневные фестивали гончарного искусства, которая возвращает к городку извечное ремесло гончарства. Ведь именно этот промысел был одним из тех, которыми славился Меджибож.
Во времена, когда город обладал магдебургским правом, здесь существовал цех гончаров. Этот факт подтвержден особыми грамотами тогдашних властителей городка. Еще после Второй Мировой войны в Меджибоже работали около 50 мастеров гончарного дела, однако со смертью последнего меджибожского гончара Николая Островского промысел на несколько лет ворвался. Сейчас его в Меджибожского крепости возрождает мастер гончарного дела Николай Величко из Староконстантинова. Именно он выступил инициатором и организатором нового гончарного фестиваля «В кругу друзей».