Финансирование культуры в Украине 2016 году

Фінансування культури в Україні 2016 році

Фінансування культури в Україні 2016 році

Несмотря на отсутствие информации об прогнозные показатели расходов сводного бюджета Украины на 2016 год, и в частности о расходах на культуру и искусство, анализ предыдущих периодов дает основания для следующих выводов.

Финансирование культуры и искусств за счет государственного и местных бюджетов в номинальных показателях в течение последних лет оставалось практически неизменным. Есть все основания утверждать, что в 2015 году оно даже уменьшится. С учетом 100%-й инфляции в течение последних 5 лет реальное бюджетное финансирование культуры и искусств в Украине !

Проектом закона о Государственном бюджете Украины на 2016 год снова сохраняется норма о финансировании культурно-художественных программ и проектов . Для учреждений, предприятий, организаций культуры это означает продолжение их .

Как видно из таблицы ниже, в течение 2014 года уже было ликвидировано 1411 библиотек, 977 клубов, 249 демонстраторов фильмов, 88 школ эстетического воспитания, 25 музеев, 9 театров и 3 концертные организации.

 

2011

2012

2013

2014

2015

Библиотеки

18 600

18 500

18 400

18 300

16 889

Клубные учреждения

17 900

17 900

17 800

17 800

16 823

Демонстраторы фильмов

2 100

2 100

1 600

1 500

1 251

Школы эстетического воспитания

1 399

1 398

1 397

1 395

1 307

Музеи

511

531

553

568

543

Театры

128

121

121

122

113

Концертные организации

76

75

78

76

73

 

 

 

 

 

 

* — без учета временно оккупированной территории АРК, г. Севастополя и части зоны проведения АТО

Источник: данные Госкомстата Украины

Не секрет, что львиная доля бюджетного финансирования учреждений, предприятий, организаций культуры – это заработные платы. Они реально падают, что значительно . И сколько не говорить о низком уровне культурного менеджмента, что тоже справедливо, трудно мотивировать к творческому производительному труду людей, уровень благосостояния которых катастрофически падает.

За счет государственного бюджета Украины финансируется примерно на культуру и искусство в Украине. Очевидно, такое положение вещей нельзя считать справедливым, ведь за счет этих расходов обеспечивается деятельность лишь около , из них 7 театров, 13 художественных коллективов, 13 цирков, 13 музеев, 6 библиотек и 24 заповедники.

При этом реальное финансирование культуры и искусств за счет государственного бюджета тоже уменьшается. Как видно из графика выше, начиная с 2014 года динамика номинальных расходов Минкультуры ниже как индекс потребительских цен, так и динамику расходов государственного бюджета в целом. Очевидно, .

Идея о переводе учреждений, предприятий, организаций культуры на самоокупаемость лишена реального основания. Анализ собственных поступлений музеев, библиотек, заповедников и т.д. свидетельствует об их крайне недостаточный уровень – это . И то, это когда речь идет о национальных заведениях.

. Так, в государственном секторе сферы культуры можно встретить заработные платы до 100 тыс. грн., когда в коммунальных заведениях большинство вынуждено работать за 1300-2000 грн.; иногда в штате заповедника – около 100 ученых, ибо только так можно увеличить заработную плату работникам, которые занимаются далеко не наукой, но другого выхода у руководителя нет; с 10 высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, которые финансируются за счет Министерства культуры Украины, около 50 % бюджетных средств – это Киевский национальный университет культуры и искусств. И этот перечень можно продолжать.

. Составления и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе и государственного бюджета Украины, лишен транспарентности. Минкультуры в бюджетных запросах подает свои предложения в бюджет следующего года, затем Минфин их «режет» и доводит общую цифру по каждой бюджетной программе (конечно же, она является меньшей по запросу). После внесения Правительством Госбюджета в Верховную Раду Украины, Парламент утверждает эти «общие суммы», а уже затем они детализируются Минкультуры и Минфином в паспортах бюджетных программ и распределяются среди заведений. Таким образом, Верховная Рада Украины как представительный орган не имеет достаточных механизмов воздействия на планирования и механизмов контроля за расходованием бюджетных средств.

. По Минкультуры – это до 2 % всего бюджетного финансирования. У Правительства десятилетиями не хватает понимания того, что инвестиции в культурную сферу – это такие же инвестиции, что и в других отраслях экономики. Они мультиплікуються, и в конечном итоге дают прирост валового внутреннего продукта. Даже больше – инвестиции в культуру и в образование, охрану здоровья, повышают уровень человеческого капитала и опосредованно оказывают позитивное влияние на все другие отрасли экономики.

В конце 2014 года было отменено распределение расходов бюджета на такие, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (корзина № 1), и такие, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (корзина № 2).

Базовые расходы на культуру и на образование, медицину, принадлежали к расходам, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (корзина № 1). Их размер обраховувався очень просто: количество населения региона умножалась на норматив бюджетной обеспеченности на одного человека. Если полученная сумма бюджетных расходов покрывалась собственными доходами местного бюджета, то нет проблем. Если не покрывалась – бюджет получал дотацию из Государственного бюджета Украины.

За счет таких дотаций гарантировался одинаковый объем базовых медицинских, образовательных, культурных услуг независимо от региона, где проживал гражданин Украины. Более «богатые» бюджеты могли финансировать культурно-художественные программы дополнительно – за счет корзины № 2. Однако И так было до 2014 года включительно!

Для отраслей здравоохранения и образования в Государственном бюджете Украины на 2015 год и в проекте Государственного бюджета Украины на 2016 год предусмотрены компенсаторные механизмы – .

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности еще год назад предлагал предусмотреть . Этого сделано не было, ни тогда, ни сейчас. Понимание необходимости культурного субвенции является сейчас и в Минрегионе, который отвечает за реформу по децентрализации, и у руководителей местных управлений, отделов культуры, которые столкнулись с проблемой ликвидации учреждений культуры. Особенно это касается регионов с низким уровнем социально-экономического развития.

Если Украина – единая страна, то и на всей ее территории каждый гражданин должен получать одинаковый базовый объем культурно-художественных услуг. А местные бюджеты пусть уже решают, какие заведения финансировать – где приоритетом будут, условно говоря, театры, а где – то- библиотеки. Это и есть суть децентрализации в сфере культуры.

Государство действительно должно отойти от принципа содержания базовой сети в сфере культуры, и позволить местным советам ликвидировать или объединять учреждения культуры. Но государство не может себе позволить депрессивные регионы без культурных заведений, без культурно-художественных программ и проектов. Ведь это нарушение Конституции Украины!

С целью культурного развития в Украине, в дополнение к гарантированному государством базового объема культурных услуг, который будет получать каждый гражданин независимо от региона проживания, необходимо культурно-художественных программ, проектов и мероприятий.

Гранты должны предоставляться , участие в конкурсе имеют право участвовать как государственные и коммунальные, так и частные учреждения, предприятия, организации культуры.

Гранты должны предоставляться из фонда культуры, нескольких отраслевых фондов культуры.

Источники финансирования фонда (фондов) – бюджет, гранты иностранных доноров, благотворительные средства, часть доходов от игорного бизнеса.

Наблюдательный совет фонда (фондов) должно состоять из представителей государства, общественности, благотворителей, иностранных доноров. И формироваться таким образом, чтобы к фондам и их деятельности было доверие.

И первые законодательные инициативы в этом направлении уже рассматриваются в Верховной Раде Украины.

 

        

Наверное, такие подходы должны быть применены к реформам в бюджетировании культуры в Украине. В эффективности их результатов можно убедиться в ряде стран, в частности в Польше и Грузии.

Без реформ бюджетирования культуры эволюция изменений в этой области будет чрезвычайно длинной.

 

Источник

Добавить комментарий