Генеральная конференция ICOM в Милане. Украинские видения

Генеральна конференція ICOM у Мілані. Українські візії

Генеральна конференція ICOM у Мілані. Українські візії

В течение пяти дней, с 4 по 9 июля в культурном и деловом центре Италии – городе Милан – проходила 24-я Генеральная конференция Международного Совета музеев ICOM. Это главный мировой музейный форум, что имеет исключительное влияние на дальнейшее развитие музейной отрасли в мире и проводится раз в три года. В этом году он совпал с 70-летним юбилеем создания ICOM, что вызвало дополнительный интерес со стороны музейного и научного сообщества, общественности и СМИ.

Более 3 500 музейных специалистов из 130 стран мира приехали в Милан. Во время торжественного открытия конференции в выставочном комплексе «МИКО» с приветственным словом к ее участникам кроме руководителей Международного Совета музеев обратились Министр культуры и туризма Италии Дарио Франческини, мэр Милана Джузеппе Сала и др.

Главными спикерами на открытии конференции были выдающийся американский художник болгарского происхождения Кристо (Христо Явашев), известный итальянский архитектор и дизайнер Мікккелє Де Лукки, турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2006 г. Орхан Ферид Памук, профессор экономических наук университета Маккуори (Сидней, Австралия) Дэвид Тросбі. Захоплючі выступления спикеров, выдающихся художников современного искусства, Христо Яващева и Міккелє Де Лукки были о синтез современного культурного ландшафта с историческим. Дэвид Тросбі – один из ведущий мировых экономистов, что создал новое, революционное направление в современной экономической теории, который позиционирует культуру как один из важнейших составляющих мирового экономического развития. В своем докладе он поднял интересные вопросы о экономическую ценность искусства и культуры в развитии современных городов, об города как центры, концентрирующие различные виды капитала, о роли культуры в обеспечении экономической, социальной и экологической устойчивости в развитии городов.

В работе генеральной конференции принимали участие представители украинских музеев: Львовского музея истории религии, Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Национального музея Тараса Шевченко, Национального художественного Украины, Винницкого областного краеведческого музея, Музея истории. Каменское, также присутствовал начальник Управления музейного дела и культурных ценностей Министерства культуры Украины Василий Рожко.

Поскольку такую конференцию наша группа посещала впервые, то у нас были определенные опасения, что она окажется формальным собранием чиновников от культуры, или же метров музейного дела, для которых общение, наша работа и опыт будут малоинтересными. Но наши страхи оказались напрасными. Генеральная конференция ІСОМ – это огромная площадка, где собрались музейщики со всего мира, где была создана целая инфраструктура и особенная атмосфера для того, чтобы каждый мог найти свою нишу, необходимую ему информацию, обменяться опытом, знаниями и концепциями, познакомиться с современными научными и технологическими разработками, которые используются в музейном деле.

Конференция проходила в помещении большого экспоцентра, на первом этаже нас встречали волонтеры и помогали регистрироваться. Второй этаж экспо-центра делился на несколько зон: кейтеринговые зоны, дискуссионная площадка, зона отдыха, но большую часть зала занимали выставочные площади. Эта территория выставки формировала центр конференции: давала прекрасную возможность взаимодействовать музейным специалистам со всего мира, презентовать и продвигать свои музеи, а также продукцию и услуги компаний, ориентированные на музейный рынок.

Территория выставки была заполнена стендами, арендовали национальные комитеты ICOM и музейные ассоциации разных стран, а также компании, предлагавшие свои услуги музеям. Среди национальных комитетов, которые представляли себя на таких площадках – особенно выделялся национальный, занявшей целый ряд центральных стендов. Первый из них – во главе ряда – был оформлен в виде китайского домика с характерным крышей, загнутым кверху. Подойдя к нему, можно было пообщаться с членами ICOM Китая и получить в подарок флешку, на которой размещены: двухминутный рекламный ролик о музее Китая; письмо-призыв до всех музеев представлять свои передвижные выставки в Китае, в котором указаны координаты Китайской музейной ассоциации обмена выставками; сразу же соглашение о партнерстве с целью содействия обмену международными передвижными выставками; электронный вариант каталога выставок, организованных данной ассоциацией; а также файл, что представляет и приглашает к сотрудничеству с культурной группой Китая, которая специализируется на музейном менеджменте, начиная от планирования выставок и заканчивая ежедневным техническим обслуживанием музеев. Такая, электронная, форма передачи информации оказалась очень выгодной в транспортировке, ведь везти домой тонны литературы, которой пестрели стенды и которую пытались вручить все участники выставочных площадей, очень трудно.

Не менее информативными и богатыми на разного рода продукцию были стенды национальных комитетов. Тайваньцы предлагали заполнить опросную анкету, как потенциальным посетителям и партнерам музеев Тайваня, очевидно, для возможного будущего сотрудничества, а также вручали льняную сумку, на которой изображена музейная карта Тайваня с роздатковою литературой в ней. Среди литературы можно увидеть: книгу-путеводитель по музеям Тайваня, каталоги, буклеты и рекламные листовки отдельных музеев. В палатке, где представляли ICOM Японии, кроме литературы, раздавали шарфики с надписью «ICOM Киото 2019». Ведь следующая Генеральная конференция ІСОМ состоится , а темой конференции выбрано: . Тематика конференции чрезвычайно актуальна и для украинских музеев, поэтому надеемся на широкое представительство Национального ІСОМу на следующем форуме.

Генеральна конференція ICOM у Мілані. Українські візії

Национальные комитеты ІСОМ и музейные ассоциации стран, которые не могли или не хотели снимать выставочное пространство, представили свою рекламную продукцию на столах, расположенных у регистрационной стойки. Все желающие могли подойти и прихватить печатную продукцию, которая бы рассказала о музее той или иной страны. Продукция отличалась качеством и стилем исполнения – от простых распечаток на обычном принтере до глянцевых цветных изданий, однако каждый пытался представлять и продвигать музеи своей страны.

С превеликим сожалением хочется заметить, что среди продукции мы не нашли ни одного буклета или даже открытки, которая бы презентовала музее Украины в общем. Единственным раздаточным материалом были несколько каталогов и буклетов, которые мы привезли в своих чемоданах. Мы почувствовали нехватку литературы, которая бы предоставляла хоть общую информацию о музее Украины. Но, надеемся, что в будущем такой каталог будет создан и переведен на английский язык, а до его публикации присоединятся различные государственные и общественные институты. Замечательным образцом для этого мог бы послужить каталог «Enjoying Taiwan’s Museums», выданный Китайской ассоциацией музеев на средства Министерства культуры.

Среди выставочных площадей видное место занимала , где свои товары и услуги предлагали более ста компаний, работающих на музейную индустрию. К слову, такие ярмарки в Европе происходят достаточно часто , а в январе следующего года – похож ярмарка состоится в Париже. Как видим, музеи в мире являются полноценными участниками экономики. На них работают как крупные гиганты (например, Panasonic на конференции в Милане представлял свою продукцию), так и маленькие компании. Мы увидели, что, по крайней мере, в Западной Европе и Северной Америке компании, которые изготавливают продукцию для музеев, конкурируют между собой не только на международном рынке, но и на национальном или даже региональном. Следует подчеркнуть, что многие из этих компаний выступали в роли спонсоров конференции. Считаем, что нам важно быть осведомленными с мировым музейным рынком, его главными трендами, чтобы способствовать возникновению такого рынка и в Украине.

Значительная часть компаний, работающих для музеев – это производители витрин и смежного оборудования. Они предлагают оборудование, которое обеспечивает превентивную консервацию памятников: оснащены системами климат-контроля, предусматривают различные функции безопасности, в том числе от литосферных опасностей. Много фирм предлагают свои системы освещения. Представлены были и компании, производящие оборудование и материалы для реставрации и консервации, в том числе, помогают бороться с влажностью, другими угрозами для памятников. Всем нам известна проблема бликов на стекле витрин, которые не дают возможность посетителю лучше рассмотреть памятник. Уже есть ее решение – антибликовое «невидимое» стекло. Ближайший для нас производитель расположен в Риге. Это дорогая технология. Сейчас в Европе есть только чуть более трехсот витрин, оснащенных такими стеклами, но мы все знаем, что технологии с распространением становятся дешевле.

На конференции было большое предложение продукции производителей мультимедийного оборудования и программного обеспечения. Немало украинских музеев уже предлагают посетителям аудиогиды, задумываемся о широкое внедрение мультимедийных мобильных гидов, которые можно загружать на собственный смартфон. Для нас было интересным увидеть, что существуют разные стратегии: кто-то убеждает в преимуществах музейного мобильного приложения, которым можно пользоваться как до, так и после посещения музея, использовать геолокацию для лучшей ориентации в экспозициях музея, прохождения различных квестов, за победу в которых можно получить ваучер на скидку в музейном магазине или кафе и т.д.; другие – считают, что большинство людей и так слишком много времени проводят в своих ґаджетах, поэтому мультимедийные музейные устройства должны быть доступными только в музее, давать информацию о памятнике, но не заменять ее. Также компании представили программное обеспечение и оборудование под него, которое может отслеживать и отправлять на электронную почту данные в режиме реального времени о температурно-влажностный режим экспоната, его передвижения, открытия-закрытия витрины или ящика, в котором находится достопримечательность во время выставки или в дороге. И в то же время это же оборудование работает как мультимедийный гид, предоставляет посетителям информацию о памятнике. Это такое себе «все-в-одном» мультимедийное решение для посетителей, кураторов выставок, хранителей фондов, реставраторов, работников служб безопасности музея. Были предложения по созданию в музеях проектов с виртуальной и смешанной реальностью, музейных роботов, которые могут отвечать на вопросы посетителей, виртуальных помощников.

Нас заинтересовала платформа «Vastari» – это интернет-поставщик услуг для международного мира искусства, которая объединяет информацию о собраниях частных коллекционеров (около 700 тысяч памятников) и помогает музейным кураторам найти их, организовать их показ, или же использовать в своих выставках. Эта компания является членом ІСОМу, а также Музейной Ассоциации Великобритании, Американского Альянса музеев. Мы не могли не воспользоваться случаем и представили арт-проект «Каменная могила. Реинкарнация» (Музей истории г. Каменское) представителям этой компании с целью поиска потенциальных партнеров для организации показа выставки в странах зарубежья.

Во многих читателей-музейщиков может возникнуть справедливый вопрос: «Зачем это нам? Мы все равно еще очень долго не сможем позволить себе это купить». И это правда, но также правдой является то, что современному музейному посетителю недостаточно видеть в музеях великолепные памятники истории и культуры и знать, что там (в музеях) работают замечательные профессионалы. Нужно еще оборудование и программное обеспечение, которое сделает ближе и интереснее эти памятки для различных групп посетителей, поможет реализовать все наши идеи, которые без материального обеспечения смогут воплотиться разве что на бумаге.

Организаторы конференции, среди которых, кроме собственно ICOM, были Министерство культуры и туризма Италии, Министерство иностранных дел Италии, Итальянская национальная комиссия ЮНЕСКО, Миланская торговая палата и др. – позаботились также и о культурной программе для участников. Среди прочего она включала посещение галереи «Италия», монастыря Санта Мария делле Ґраціє, где хранится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Музей науки и техники, Кафедрального собора «Дуомо».

Однако основная работа на конференции все же происходила на третьем этаже экспоцентра, где заседали комитеты организации. ICOM включает в себя 172 комитеты, работа которых охватывает различные отрасли, связанные с музейным делом.

Тема конференции, провозглашенная в этом году – «Музеи и культурные ландшафты» – содержала два аспекта, которые, как никогда, являются актуальными в Украине сегодня, в времени поиска новых платформ для общественного согласия:

Безусловно, определение такой многозначительной темы предусматривает разноплановые доклады и произвольный простор дискурса. В рамках конференции на заседаниях международных комитетов, пленарных сессиях, общих форумах были выступления, которые охватывали все возможные культурные срезы. В докладах были затронуты вопросы музейной этики и теории музеологии, гендерного равенства и гражданского взаимодействия, внедрение новейших средств реставрации и охраны памятников, под угрозой уничтожения.

Представительница Национального комитета ICOM Украины Екатерина Чуева и начальник управления музейного дела и культурных ценностей Министерства культуры Украины Василий Рожко имели доклады в комитетах, к которым принадлежали. Доклад Василия Рожка была на тему «Крепость Тустань, Украина: виртуальная реальность прошлого, культурный ландшафт будущего». Представители Львовского музея истории религии присутствовали на заседании двух комитетов – ICR (Международный комитет региональных музеев) и СIDOC (Международный комитет по документации). Представитель Национального музея Тараса Шевченко – в комитете литературных музеев (ICLM).

Представлены доклады на заседании Комитета региональных музеев (ICR) были географически разнообразными. Участники конференции из Австралии, Мексики, Кот-д’ивуара, Туниса, Греции, США, Японии, Ирана, Норвегии презентовали свои музеи, рассказывали о достижениях в профессии и о общие и региональные проблемы в музейной сфере. Во время работы секции региональных музеев Анастасии Камалдіновій удалось провести незапланированную презентацию Львовского музея истории религии.

Во время работы комитета CIDOC основное внимание уделялось применению CIDOC CRM – Концептуальной базовой модели – международного стандарта документирования культурного наследия. Работа по внедрению этой системы началась еще в 90-ых годах, а в 2006 году стала официальным стандартом ISO. Докладчики презентовали особенности и специфику работы модели в разных областях – археологии, выставочной деятельности, управлении. На заседании прозвучали доклады об удачных реализации стандартов в Сан Паулу (Бразилия) и в программе «150 лет Искусства Канады». Большое внимание было уделено как теоретической части, так и наработке практических навыков во время учебных сессий: совместная сессия CIDOC и ICOMON (Международный комитет денег и музеев банковского дела); ознакомление с системой управления коллекциями – Museum Processes WG MPI.

Возможность непосредственно ознакомиться с работой комитетов во время конференции дает понимание своих перспектив и заинтересованности для дальнейшего участия в этой международной организации. Участие в таких конференциях – это прекрасная возможность для собственного профессионального роста, возможность узнать и внедрить что-то новое в деятельность своих учреждений, наладить контакты; но также один из способов культурной дипломатии – не следует пропускать возможность рассказывать про Украину, украинскую культуру на как можно большем количестве международных форумов. Ведь для Украины защита культурного наследия является особенно актуальным в свете событий российско-украинской войны. Хотелось бы, чтобы Украинский ІСОМ выступил с соответствующей резолюцией в отношении защиты культурных ценностей в Украине, но незначительное представительство и несколько ограниченные во времени сроки пребывания на форуме не дали возможности это сделать. Однако не стоит ждать следующей Генеральной конференции, нужно работать и действовать уже сегодня.





Источник

Добавить комментарий