Голос маэстро Генриха Нейгауза звучал в музее Александра Осмьоркіна

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

Недавно в музыкальной гостиной художественно-мемориального музея Александра Осмьоркіна состоялся интересный научно-просветительское мероприятие в рамках работы методического объединения преподавателей фортепианных отделов музыкальных школ города Кропивницкого. Заведующая народного мемориального музея Генриха Нейгауза при музыкальной школе №1 им. Г.Г.Нейгауза Татьяна Фурлет выступила с докладом на тему: «Педагогика и основные принципы преподавания Генриха Нейгауза». Как отмечают музыковеды, Генрих Нейгауз в истории пианистической культуры – явление редкое. Его игра поражала удивительной многогранностью, одухотворенностью, красотой, неподдельной чувственностью. Неустанной энергией и страстью была наполнена и педагогическая деятельность, его учениками гордится весь мир. Он писал талантливые очерки, статьи и рецензии, в которых пытался осветить острые вопросе музыкальной жизни.
Проведение такой художественной акции именно в художественно-мемориальном музее Александра Осмьоркіна является весьма символичным событием. Ведь профессор живописи Александр Александрович Осмьоркін и всемирно известный музыкант, пианист, народный артист РСФСР Генрих Густавович Нейгауз, хоть и родились в Елисаветграде (ныне Кропивницкий), свой талант реализовывали в Москве, активно занимаясь творчеством и преподавательской деятельностью — Г.Г.Нейгауз в консерватории, а В.А.Осмьоркін в художественном институте им. В.И.Сурикова.
У них было много общих знакомых. Так, Осип Емільєвич Мандельштам в 1931 году написал стихотворение «Рояль» и посвятил его Г.Г.Нейгаузу:

«…Разве руки мои — кувалды?
Десять пальцев — мой табунок!
И вскочил, отряхая фалды,
Мастер Генрих, конек-горбунок.

Не прелюды он и не вальсы,
И не Листа листал листы,
В нем росли и переливались
Волны внутренней правоты…»

А А.А.Осмьоркін в 1937 году, незадолго до ареста поэта, написал портрет А.Е.Мандельштама во время его визита в мастерской художника.
Г.Г.Нейгауз тесно общался с доктором искусствоведения, литературоведом, переводчиком Александром Георгієвичем Габричевським, графический портрет которого, написанный ученицей Александра Осмьоркіна, известной российской художницей Раисой Николаевной Зелінською-Плате, есть в собрании художественно-мемориальной музея А.А.Осмьоркіна.
Обоих художников, к сожалению, постигла нелегкая судьба. Генрих Нейгауз в 1941 году за отказ от эвакуации, учитывая его немецкое происхождение, был арестован и впоследствии выслан за Урал. А Александра Осмьоркіна в 1948 году был обвинен в формализме, чрезмерном увлечении художественной формой, отсутствия идеи в содержании картин, отстранены от преподавательской деятельности, участия в выставках, фактически морально репрессирован. Собственно и Александр Габричевський в том же 1948-м был уволен с работы в связи с проведением политической кампании по борьбе с космополитизмом, направленной против прозападных тенденций среди советской интеллигенции, которые рассматривались как «антипатріотичні».
Но история имеет свойство проявлять справедливость. И теперь в родном городе художников есть мемориальные музеи Генриха Нейгауза и Александра Осмьоркіна, экспозиции которых в полной мере рассказывают о их жизни, полна драматических событий, и творчество, обозначенную художественным талантом и педагогическим даром. А размещены музеи, кстати, в красивых зданиях, которые являются памятниками истории, градостроительства и архитектуры конца XIX века, ведь построены по проектам выдающегося елисаветградского архитектора Якова Васильевича Паученка – родного дяди О.А.Осмьоркіна. И в этом также присутствует художественная знаковость.
Иллюстративной составляющей доклада Татьяны Фурлет стала выставка из фондов народного мемориального музея Генриха Нейгауза, в экспозиции которой представлены фотографии выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза, его семьи, родителей Густава и Ольги Нейгауз – основателей музыкальной школы в Елисаветграде, и потомков, также пианистов, сына Станислава, внука Генри младшего и правнука Адриана из Израиля во время их визита в наш город, и книг литературного наследия талантливого музыканта.
Особое внимание специалистов привлекала не только экспонированная главная теоретическая работа Генриха Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры», впервые изданная в 1958 году и впоследствии переведена на 16 языках мира, а и уникальное 3-х томное издание «Размышления. Автобиографические заметки. Дневники. Избранные статьи» 2008 года, которое содержит статьи, расшифровки уроков великого пианиста, воспоминания о нем. Примечательно, что эпистолярное наследие музыканта составил 4-й том этого издания, в котором впервые опубликованы письма Генриха Нейгауза, написанные им во время самых драматических событий его жизни. Составителем этого тома и автором вступительной статьи является художественный руководитель Саратовской филармонии, заслуженный деятель искусств России, пианист Анатолий Катц, который лично общался с дочерью музыканта Милицей Нейгауз.
А ярким акцентом методической презентации стал показ фрагментов кинохроники, что зафиксировала проведение Генрихом Нейгаузом занятий и общения с учениками. Голос маэстро, его замечания относительно исполнительского мастерства игры на фортепиано и собственное исполнение музыкальных произведений создали необычайно творческую атмосферу, полную волнующих, но положительных эмоций, о чем свидетельствовали комментарии преподавателей — участников методического занятия.
В завершение мероприятия директор школы №1 им. Г.Г.Нейгауза Евгения Малявкіна поблагодарила Татьяне Фурлет, которая является еще и опытным преподавателем по классу фортепиано, за успешную педагогическую работу и активную просветительскую деятельность по популяризации жизни и творчества выдающегося музыканта-земляка Генриха Нейгауза, вершиной которой является проведение в апреле месяце ежегодного Всеукраинского конкурса молодых пианистов в рамках фестиваля «Нейгаузівські музыкальные встречи» ко дню рождения гениального художника.

, директор
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

 

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна


Москва. 1962

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

 

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

 

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

 

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

 

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

 

Голос маестро Генріха Нейгауза звучав в музеї Олександра Осмьоркіна

 

 

 

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru