Город и его музей

Речь о музей города велась давно. Мол, как же так, музей села у нас есть, а почему нет музея города? Или город является чужим для нашей украинской культуры? Во Львове постоянно возникают все новые и новые музеєподібні инициативы, а на самом деле маркетинговые приманки для туристов, то почему бы наконец не создать для самих львовян чего-то, что только подогревало бы гордость быть львовянином, но и развивало ответственность за это место. Ответственность не только за свое родное жилище, но и за дом, за район, за город. Город как пространство свободы, а не только как территория личного комфорта.

Итак, за некоторое время разговоры о музей города вошли в организованное русло. В дискуссии участвовали специалисты из разных научных отраслей. Постепенно разговоры набрали более четкие очертания. Наконец-то нашлись возможности для локализации такого музея. Поэтому возникла потребность в концепции. Вот здесь я изложил свои размышления по музеологічної концепции музея города.

Каждый музей начинается с идеи. Идея музея отражает потребности социума на каком-то этапе его развития. Чтобы превратить идею в реальность, надо понять, что такое музей сегодня, как развивается музей как социокультурная институция, которыми являются цели и задачи музея, а каковы теоретические основы для достижения этих целей и реализации задач современного музея?

Музей – это социальный институт коллективной памяти, которая обычно базируется не так на пригадуванні, как на забывании – прежде всего того, что не помещается в национальный канон или угрожает его гармоничности. Музеи – такая же автономная составляющая культуры, как и, в частности, наука и научные исследования, искусство и религия. Как форму актуальной символической культуры, музеи нельзя трактовать инструментально, поскольку они не служат никаким побочным целям, а выполняют в пределах культуры самостоятельные и целостные задачи. Эти задачи – собирать и хранить музейные предметы, а также – главным образом –исследовать и распространять знания современными методами коммуникации. Итак, музеи должны не только рассказывать о том, что произошло, а зато как и почему это произошло. И этим побуждать формировать представление о будущем. Поэтому музейные объекты рассматривают в контексте с идеями, ценностями и другими социальными факторами прошлого и трансформацию их значений во времени. Музейные объекты используют, чтобы стимулировать вопрос о исторические процессы и помочь передать соответствующие абстрактные понятия, взгляды и представления. С аналитической точки зрения объекты – это лишь остатки большей системы значений прошлого, которую следует объяснить, и которые приобретают новые значения в других контекстах.

Идея музея города зародилась в среде львовян, которые чувствуют ответственность за будущее своего города, за его развитие и понимают зависимость от осознания горожанами ценностей города в контекстах разного времени, факторов созидания и преобразования городского пространства и взаимосвязей городского пространства и жителей. Его цель – современными музейными методами показать феномен города как пространство, которое превращает человек, и который творит гражданина, помогать людям осознавать себя частью пространства города и быть активным в ответственном пользовании этим пространством и его преобразовании.

Чтобы помочь осознать значение музея города сообществом и убедить чиновников, партнеров и стейкголдерів, необходимо очертить фундаментальные философские основы его деятельности. Музей города, согласно современных требований, творится на научной музеологічній основе. Музеология – это молодая наука, інтердисциплінарна относительно предмета ее познания и мультидисциплинарная использования на практике методов различных профильных наук. Музеология дает теоретические объяснения и методы практического применения того ракурса познавательного и критического отношения человека к своей действительности, которое называется музеальністю, и находит свое конкретное выражение в музеальних объектах, которые называют музеаліями.

Город как абстрактное понятие можно считать музеальним объектом, мегамузеалією, через которую можно исследовать познавательно-оцінювальне отношение человека к своей действительности. Несмотря на свое отличие города имеют подобные признаки. Это место организации совместной жизни, где возникали новые формы общественного устройства, где ремесленные цехи, купеческие корпорации, религиозные братства создавали самоуправляющиеся сообщества. Город – это место обмена товарами, идеями, знаниями. В городе возникали новые формы и практики культуры и искусства, происходили новые теоретические и практические знания. Город питалось различными ресурсами и поставляло ресурсами аґломерацію, набирало признаков метрополійності, становилось экономическим, культурным и политическим центром.

Город, как говорил Фернан Бродель, – это ускоритель истории.

Чтобы осмыслить город как музеалію, надо применять междисциплинарные аспекты и подходы: философский, антропологический, культурологический, урбанистический, исторический, этнологический, социальный, экономический и тому подобное. Такое осмысление происходит с помощью исследования музеальних объектов, музеалии, через которые можно понять смыслы и значения города. Это движимые и недвижимые, материальные и нематериальные, реальные и виртуальные музеальні объекты исторического и культурного наследия города. Отбор таких музеалии из пространства города и из действующих музейных коллекций проводится по их способности раскрыть смыслы города в рамках определенных актуальных інтердисциплінарних тем. Эти темы в дальнейшем становятся предметом музейного интерпретационной презентации и формируют музейный продукт. Такие презентации дают возможность индивидууму осознать взаимозависимость различных проявлений пространства города, в котором он живет, получая информацию, которая стимулирует самопознание и собственную интерпретацию в широком контексте.

Его инновационность заключается в том, что, в отличие от традиционного музея, он строится не на музейной коллекции, а рассматривает как музеалію, систему музеалии, феномен города. Отсюда вытекают функции музея. Доминирующей функцией является коммуникация, для осуществления которой проводится исследование и вторичная селекция из фондовых собраний существующих музеев и других источников. Используя музейные собрания, коллекции, памятники архитектуры, фрагменты экстерьеров и интерьеров и другие музеальні предметы, музей города может отказаться от характерных для традиционных музеев функций сбора и хранения. Важной новацией является то, что музей города – это общественная инициатива и функционирует как негосударственная организация.

Музей города открыт к сотрудничеству с музеями города, музейными работниками, коллекционерами, научными институтами и учеными, учебными заведениями, различными общественными организациями, средами городского сообщества. Музей города открывает свое выставочное пространство для презентации предметов собраний различных музеев, разнообразных объектов культурного наследия, творя новый нарратив и раскрывая новые неизвестные до сих пор аспекты жизни города. А также предоставляет возможности для реализации творческого и научного потенциала музейным работникам, ученым, студентам. Музей города учитывает в своих проектах нарративные источники в экспозициях и выставках музеев города и подает на них ссылки, расширяя интерпретативные возможности экспозиций.

Музей города динамичный, потому что в отличие от традиционных музеев не имеет постоянной экспозиции, а свои презентационные формы меняет время от времени, чтобы, используя современные формы и средства коммуникации, показать город с разных аспектов и в разных проявлениях. Музей реагирует на динамические изменения в городе в локальном контексте, реаґіональному, национальном и международном.

Исходя из цели, задач и функций музей города развивает свою практическую деятельность. Социальная цель музея города направлена на формирование ответственности горожан города через понимание смыслов города, объектов его пространства в различных контекстах.

Поскольку музейные функции в целом сосредотачиваются на исследовании и коммуникации, деятельность музея должна быть направлена на музейный продукт, который можно разделить на две составляющие: результаты исследований, направленные непосредственно к других ученых, и экспозиция, программы, публикации для посетителей. Музейные продукты готовятся как отдельные проекты, поэтому важно предусмотреть проектный менеджмент и, соответственно, матричную организационную структуру как сочетание функциональной и проектной организации. Такая организационная структура делится на постоянные функциональные подразделения и временные проектные группы. Функциональные (линейные) подразделения занимаются администрированием, планированием, финансами, фандрейзингом, маркетингом. Работники линейных подразделений работают на контрактной основе. Проектные группы разрабатывают междисциплинарные темы как музейные продукты. Проектные группы и руководителей проектов приглашают к работе на временных условиях. Организационная структура обеспечивает эффективную внутреннюю коммуникацию между функциональными подразделениями, наблюдательным советом музея и руководителями проектов, чтобы принимать необходимые и своевременные решения и прогнозировать дальнейшее развитие. Музей налаживает внешнюю коммуникацию с партнерами, стейкголдерами, спонсорами, меценатами и различными средами городской громады и органами городского самоуправления.

 

PS. Этот текст является попыткой описать основы музея города и открыт к обсуждению.
21.02.2016
На фото:

Источник

Источник

Добавить комментарий