Группа РПР-Культура подвергла сомнениям достижения Минкультуры в 2015 году

Група РПР-Культура піддала сумнівам досягнення Мінкультури у 2015 році

Группа РПР-Культура обращается к Народных депутатов Украины – членов комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности с предложением учесть при обсуждении отчета Правительства по 2015 год определенные предостережения, которые касаются заявлений Минкультуры о достижениях прошлого года, изложенные в Отчете о ходе и результатах выполнения Программы деятельности Кабинета министров Украины в 2015-м году (параграф «Новая культурная политика»).

Долгосрочная стратегия развития украинской культуры, подготовленная Минкультуры была подвергнута сокрушительной критике экспертов, поскольку:

— консервирует советский принцип существования сферы культуры, фиксирует украинскую культуру как провинциальную, такую, что продолжает существовать в пределах разрешенной советской системой фольклорно-этнографической резервации;

— не отвечает на вызовы современности (в частности игнорирует ситуацию оккупации части территории страны);

— поддерживает «инвестиции в стагнацию» (инвестирование средств в сдерживании развития).

В то же время министерство отказалось от сотрудничества с платформой «Культура 2025», которая в параллельной работе над Стратегией применяет методологию, предложенную Мониторинговым офисом программы «Культура Восточного партнерства» Европейского Союза.

 

Продукт, за разработку которого отчитывается ТКУ, на самом деле был разработан межведомственной рабочей группой по вопросам формирования стратегии развития библиотечного дела в Украине, в котором лишь треть составляли представители МКУ, а большинство – представители Украинской библиотечной Ассоциации.

 

Сегодня работа над Стратегией приостановлена, поскольку профессиональное среду ожидает результатов от законопроекта «О государственной поддержке кинематографии в Украине». Существует понимание, что внедрение этого закона потребует изменений в концептуальных подходах к Стратегии.

 

В Плане действий Правительства на 2015 год было предусмотрено разработку и представление Кабинету Министров Украины проекта нормативно-правового акта относительно утверждения Стратегии гуманитарной политики. Этот пункт Плана не выполнено – срок исполнения истек 30 сентября 2015 г.

 

Проект соглашения между Европейской Комиссией и Правительством Украины об участии Украины в программе «Креативная Европа» было подготовлено к подписанию предыдущим руководством Минкультуры. Затягивание процесса подписания соглашения до 19 ноября привело к тому, что в 2015 году украинские культурные учреждения были лишены возможности участвовать в конкурсах на получение грантов по этой программе. В то же время, сегодня Минкультуры не спроміглось провести конкурс для определения руководителя Национального бюро этой программы.

 

Проект закона «О присоединении Украины к Международного центра по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей» было подготовлено предыдущим руководством Минкультуры. Министр Кириленко должен лишь перевізувати этот проект. Закон вносился в ВР не от Кабмина, а от Президента.

 

Сейчас на сайте ТКУ представлен только проект концепции Украинского Института, датированный 11 июня 2015 года, состоящая из 8 слайдов и текстом, содержащим лишь общие тезисы.

 

На самом деле, проект, который разработало Минкультуры, был на определенном этапе отброшен как неудачный, а основой будущего закона стал альтернативный проект народных депутатов – членов комитета ВР по вопросам культуры и духовности. Прорабатывался закон в комитете, к работе привлекались и независимые эксперты, мнение которых министерство в свое время проигнорировало.

 

Этот законопроект, который вызвал очень неоднозначную реакцию профессионального среды, был разработан и выставлен на общественное обсуждение в очень непрозрачный. Появление проекта на сайте Минкультуры 29 декабря, перед длительными новогодними праздниками, фактически сократил срок общественного обсуждения, предусмотренный законодательством, до символического. Впрочем, категорически против как концепции этого проекта, так и его наполнение, уже высказались профессиональные общественные организации и профессиональные институции, в частности, Союз археологов Украины, Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт «УКРНИИПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», эксперты РПР-культура, известные ученые из разных регионов Украины. Дальнейшее продвижение этого законопроекта происходит с признаками прямого конфликта интересов, как разработчиков, так и руководства министерства.

 

В то же время не внесены изменения в ст. 15 Закона Украины «Об охране культурного наследия» (относительно изъятия памятников из Государственного реестра недвижимых памятников Украины), что создало опасную правовую коллизию в виде противоречия норм двух действующих законов.

 

Паспортизация сети библиотек не является заслугой сегодняшней команды ТКУ она началась на исполнение поручения Министерства культуры Украины от 29.07.2014 № 398/9-2/15-14 относительно изучения состояния публичных библиотек Украины государственной и коммунальной собственности.

Тренинги «Электронная система мониторинга сети публичных библиотек Украины» организованы не Минкультуры, а программой «Библиомост», финансируемой Microsoft уже более 10 лет.

 

На самом деле состоялось общественное обсуждение не концепции изменений в закон «О музее и музейном деле», а лишь содержания будущей концепции. Что касается единой системы учета музеев и музейных предметов, то работу над ней была начата еще в 2014 году.

 

Этот проект готовится по инициативе народного депутата Украины Ирины Подоляк. Представители Минкультуры были приобщены к разработке лишь в сентябре 2015 года, как одна из нескольких заинтересованных сторон.

Источник

Добавить комментарий