Иконы к празднику Покрова экспонируется в художественном музее Кропивницкого

Ікони до свята Покрови експонують у художньому музеї Кропивницького

Покрова – это непереходный религиозное и одновременно народный праздник, отмечается ежегодно 14 октября имеет глубокие корни в истории и сакральном искусстве украинского народа. Особое значение оно приобрело в сутки казацкой Украины. Именно на Покров во время общего совета сечевики ежегодно выбирали себе кошевого атамана. Под ее покровительством они становились к бою за родную землю и православную веру. В разные периоды украинской истории в ходе национально-освободительной борьбы тема Покровы набирала своеобразных очертаний. Сегодня украинское государство и ее воины на Востоке, которые каждый день рискуют собственной жизнью, как никогда нуждаются покровительства Богородицы. Недаром указом Президента Украины от 14 октября 2014 года именно на Покрову установлено празднованию Дня защитника Украины.

Ікони до свята Покрови експонують у художньому музеї Кропивницького

В экспозиции представлены четыре иконы второй половины ХІХ – начала ХХІ века из фондового собрания областного художественного музея с вариативным изображение сюжета Покрова.

Иконография изображенияПокрова берет свое начало с истории Византийской империи, откуда пришло православное христианство в Киевской Руси. Сюжет в различных вариантах иллюстрирует предание из Жития Святых о видении, что произошло в Влахерненському храме Константинополя в Х веке. Именно там Андрей Юродивый увидел чудодейственное явление Богородицы в окружении ангелов и праведников. Пречистая держала над людьми свой омофор, защищая от нападения врагов, в то время окружили и вторглись в город.

В XVII-XVIII веке расцветает в искусстве «казацкое барокко» с которым возникает и новый тип иконы связан с данной тематикой – «Казацкая Покрова». На ней под покровом-омофором Богородицы иконописцы изображают иерархов, гетманов, старшин и выдающихся казаков. На некоторых иконах можно встретить таких известных исторических деятелей как Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа. К сожалению, казацких икон уцелело очень мало. Еще одной особенностью иконографии Покрова этого периода является то, что действие сюжета переносится в реальный интерьер храма, поэтому иногда мастера тщательно воспроизводят церковную среду, уделяют значительное внимание деталям наряды персонажей и декоративным элементам.

Если говорить о основные иконографические черты написание икон на тему Покровы, то фигура Андрея Юродивого изображается иногда в одежде, а иногда напівнагим, указывая на Богородицу своему ученику Єпіфанію. В центре сюжета традиционно представлено Романа Сладкопевца — творца піснесловів в честь Богородицы, его присутствие связано еще и с тем, что день памяти этого святого отмечается 14 октября. По обе стороны от него обычно представлены константинопольский патриарх Тарасий, император Лев Мудрый и его жена Зоя, также другие церковные и светские лица. Основная иконографическая отличие присуща сюжета Покрова заключается в изображении Богородицы, которую представляют или в положении Оранты с двумя ангелами, которые держат над ней покров, или с омофором, который держит сама Богородица.

В экспозиции особое внимание привлекают так называемые заказные иконы неизвестных иконописцев со святыми на полях – «Образ Покрова пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы».

Сюжет иконы «Образ Покрова пресвятой Богородицы» детализирует архитектурные элементы и имеет трьохярусну композиционное построение. Верхний ярус представлен изображением Спасителя, окруженного мандролою (особая форма нимба) с серафимами и херувимами на легкой тучке под центральным куполом. Средний ярус отображает именно явления Богородицы, которая держит в руках развернутый омофор в окружении праведников. А в нижнем ярусе иконописец детализирует церковный интерьер, где в центре изображен Романа Сладкопевца, рядом напівнагий Андрей Юродивый с учеником указывает рукой вверх на Пречистую, священнослужители и светские лица. Кстати святые изображенные на полях иконы разделены по гендерному признаку.

Другая икона «Покров Пресвятой Богородицы» изображает композицию из двух ярусов, одежда персонажей тщательно выписан и украшен растительно-цветочным орнаментом.

Изюминкой экспозиции, воплощает национальный колорит является авторская икона на стекле «Покрова» (2008), написанная заслуженным художником Украины Александром Ковальчуком (1962-2011), которая была передана художником в фонды музея в декабре 2008 года, после открытия персональной выставки. Композиция и цвет работы напоминает именно барокко украинскую икону XVIII века. Яркими красками по собственной технологии художник воссоздает свое видение Покрова.

Само слово «покров» означает одновременно покрывало и покровительство. Поэтому для тех, кто полон веры в высшие силы Покров Пресвятой Богородицы становится незримо развернутым омофором над всем человечеством, таинственным защитой.

В иконы с изображением Покрова обращаются с различными просьбами, но особенно горячо молятся во время внешней угрозы, когда страна стоит перед опасностью любого вторжения. Эта традиция имеет историческую подоплеку, потому что событие, приведшее к появлению иконы, была связана именно с обращением о защите города от врага.

Поэтому приглашаем посетить областного художественного музея по случаю праздника и познакомиться с многообразием и особенностями иконографии таинственного сюжета Покрова Пресвятой Богородицы полного символизма.

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru