Истинные и надуманные гербы Луцка рассказывают на выставке в Музее истории Луцкого братства

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братства

Новогодне-рождественская пора в Украине начинается с любимого детьми и взрослыми праздника Николая-чудотворца. Городу Луцку повезло иметь этого святого на своем гербе. О древнейший символ города и историю его воплощения на гербе рассказывают в Музее истории Луцкого братства» на выставке «Найясніша Панна vs Николай-угодник, или две гербовые традиции Луцка».

Подтверждением существования луцкого герба со святым Николаем является бумажно-восковые печати на документах городского правительства второй половины XVI – первой четверти XVII века.

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братства

Документ об уплате подимного налога луцкими мещанами из еврейского квартала. Последняя четверть XVI века. Заверенный городским печатью

На выставке представлены оттиски двух печатей: ростове изображение Святого босиком, в фелони, с митрой на голове, с жезлом в левой руке и закрытым Евангелием в руке. Иконография луцкого гербового Николая отличается оригинальностью, прямых аналогий в сакральном искусстве такой трактовке фигуры Святого не найдено.

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братстваОттиск луцкой городской печати с изображением святого Николая. 1570 г.

Сам по себе возникает вопрос, на каком основании на луцком гербе появилась фигура святого Николая? На выставке размещен , в котором ни слова о предоставлении городу герба. Такая ситуация в истории самоуправления украинских городов не была исключением, а означала, что городская община Луцка уже имела устоявшийся символ.

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братства

Фотодокументальная выставочная экспозиция о геральдические традиции Луцка

Особую роль святого Николая в судьбе луцких мещан сообщает летописный рассказ о чудодейственном сохранения Луцка во время осады города в 1257 г. Приведем адаптированный фрагмент Ипатьевской летописи об этом событии: «».

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братстваЭкскурсанты знакомятся с летописным текстом о «Луцкое чудо» 1257 г.

Есть основания предполагать, что летописец приписывает чудо двум патронам тогдашнего Луцка, а затем называет два символа луцкого простонародья. Символом княжеской части города он именует апостола-евангелиста Иоанна Богослова, которому был посвящен монументальный собор в центре Луцкого детинца. А символом торгово-ремесленного городского посада, который раскинулся возле укреплений Окольника, называет святого Николая. Первые документальные известия о Николаевскую церковь луцких мещан достигают всего XVI века. К сожалению, этот храм лучане навсегда потеряли после пожара 1617. После уничтожения церкви и драматических для Луцка событий XVII века. городская гербовая традиция со святым Николаем постепенно исчезает. В течение XVIII века. луцкие мещане сильно теряют и в праве на самоуправление, как об этом свидетельствует С этим документом и его аргументами можно познакомиться на нашей выставке.

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братстваПечать Луцкой городской управы с изображением коронованной Госпожи. 1894 г.

Территория, которую прежде занимала юридика Николаевского храма, обозначенная на сохраненном в Волынском краеведческом музее ,который составили по документальным источникам и свидетельствам тогдашних понятых. Размещен в экспозиции выставки План 1886 г. наглядно доказывает, что стояла первая из известных луцких городских церквей на углу городского Рынка – главной артерии торгового жизнь. Сегодня эта местность Старого Луцка частично застроена, и до этого дня здесь не проводились археологические исследования. На этом факте музейные сотрудники сознательно подчеркивают во время экскурсии, рассчитывая на осознание общественностью своей ответственности за сохранение исторической части города.

В XVIII ст. с кардинальным изменением этно-конфессионального состава городских чиновников на герб Луцка приходит новый аґіографічний символ – коронованная женская фигура с венками в руках. Этот герб с перерывами функционирует до конца 30-х гг. ХХ ст., и продолжает «жить» общественной жизнью среди лучан, которые помнят ее изображение в декоративных украшениях городской архитектуры советского периода.

Про справжні і надумані герби Луцька розповідають на виставці в Музеї історії Луцького братстваПатент на подтверждение дворянских прав. 1828 г. Вверху в картушах гербы уездных городов Волынской губернии, среди которых герб Луцка с Дамой на лодке

Архивное дело Государственного архива Волынской области содержит документы 30-х гг. ХХ ст., которые подробно выясняют замену герба «Святой Николай» на герб «Святая Дева». Отметив, что древнейшим символом Луцка является святой Николай, польские геральдисты в 1938 г. информируют городской правительство и про более поздний символ – Ледышку. Секретарь Польского геральдического общества. Влодішевські отмечает, что на сохранившемся в архивах Польши луцкой лаковой печати 1782 г. содержится фигура женщины с венками в распростертые руках, которая стоит между «двумя оборонительными башнями, соединенными вогнутым к низу кирпичной стеной». Редактор журнала «Archiwum Heraldyczne» А. Хоміцкі указывает, что в основе женской фигуры нового луцкого герба лежит чудотворный образ Пресвятой Девы луцкого конвента оо.доминиканцев. Новейшее монографическое исследование Н. Синкевич о доминиканский орден на Волыни доказывает справедливость такого предположения. Знаменитая луцка икона Богородицы Снежной (Римской), что начала чудотворити в начале XVII ст., нашла особенно много сторонников среди волынской шляхты. В самом начале XVIII века. доминиканцы оказали культа Богородицы определенной специализации: она пропагувалась как главная хранительница всей Волыни – от татар в прошлом, шведов и московитов того времени. «Огня и стрел татар пусть Луцк не боится – его покрывает тень Девы», – такое высказывание содержался на арке-декорации во время торжеств 1749 г. по коронуванню иконы.

Богородица Римская. Икона на полотне второй половины XVIII века. Список с чудотворной иконы луцких доминиканцев. Происходит из костела в сек.Сокол Рожищенского района. Из коллекции Волынского краеведческого музея

Выставочная экспозиция хоть и не большая, но именно в ней на материалах сборника областного музея сконцентрированы все важнейшие аргументы для исследования гербовых традиций Луцка. В частности, о пути возвращения святого Николая на современный герб города.

Нашлось на выставке место и для критики неудачных гербовых идей. Речь идет о фейковый , в существовании которого, как древнейшего городского символа, лучан до сих пор пытаются убеждать. Герб с изображением якоря над лодкой, который якобы имел название «Луцко» (так звучало название Луцка в литовский период), в свое время содержался на пушке с Луцкого замка и был прорисований в люстрации Луцкого замка. Играл герб функцию ціхи – знака производителя пушки. Фотодокументы с оригинальной люстрации Луцкого замка 1552. из книг Литовской Метрики, которыми обладает областной музей и которые представлены на выставке, позволяют научить геральдической грамотности даже неискушенных посетителей.

Венчает выставку документ – проект новой разработки герба Луцка со святым Николаем. В 2008 г. именно он завоевал право быть на современном гербе города.

Елена Бірюліна,

заведующий музейного отдела

Выставка работает в дни работы Музея истории Луцкого братства по адресу: ул. Иова Кондзелевича 5.

Источник

Добавить комментарий