Иван Быков: «Основная проблема проекта Закона об охране культурного наследия – в его оторванности от реальных условий современности»

Іван Биков: «Основна проблема проекту Закону про охорону культурної спадщини – у його відірваності від реальних умов сьогодення"

3 февраля 2016 года состоялось заседание Научно-методического совета Министерства культуры Украины, которая в том числе рассматривала вопросы поддержки проекта Закона Украины «Об охране и сохранения недвижимого культурного наследия». «Музейное пространство» обратился за комментарием к одному из членов Совета, архитектора, краеведа Ивана Быкова. Подаем текст для ознакомления.

Фундаментом должны стать детальная продолжалась работа над Концепцией Закона, а затем — над самим Законом, с привлечением широкого круга специалистов пам’яткоохоронців и общественности. Этого не было сделано — Концепции нет вообще, а работа над проектом продолжалась короткий срок и в узком кругу НИИ ПОД. Результатом стал Проект Закона, который содержит ряд системных ошибок. Назову главные, на мой взгляд, недостатки :

Крайне опасной, является задекларированная в проекте Закона (статья 2). Таким образом достопримечательности 10-16 веков будут объединены в статусе с мемориальными досками и братскими могилами советских воинов. Перевод памятников национального значения в статус памятников Государственного значения в соответствии с п. 2 Заключительных положений Проекта Закона, Напомню, что подавляющая часть памятников архитектуры – культовых сооружений, не были разрушены и дошли до нашего времени благодаря тому, что находились в перечне памятников, которые охранялись Государством, а не местными общинами.Только небольшую часть бывших памятников национального значения авторы Проекта Закона предлагают занести в отдельный список памятников национального достояния.

( бывшие национального и местного) согласно проекту Закона, Контроль за сохранением, реставрацией, приспособлением памятников возлагается на еще не существующие ! (статья 9). Напомню — и территориальной организации власти в Украине ( одобрена Кабинетом Министров) . Авторы проекта Закона не объясняют каким образом они планируют создать органы охраны культурного наследия в каждой сельский или поселковой общине. Реальная ситуация такова, что на каждую область Украины есть лишь несколько профессиональных пам’яткоохоронців, которые, преимущественно, работают за мизерную зарплату. Создание органов охраны культурного наследия в каждой общине — это абсолютная утопия, которая приведет к тому, что

Внесение изменений в Государственный Реестр памятников культурного наследия, авторы также возлагают на «органы охраны культурного наследия территориальной громады». (статья 9). Таким образом — Общеизвестным является тот печальный факт того, что в Украине органы местного самоуправления не заинтересованы в выявлении и внесении в Государственный реестр выявленных памятников, чтобы не нести потом ответственности за их сохранность.

Для того, чтобы он начал работать, нужно принять ряд подзаконных актов, внеси изменения в ряд действующих Законов, Земельный и Уголовный кодекс, доработать Реестр памятников культурного наследия, и тому подобное. Напомню — . Каким образом несуществующие органы охраны культурного наследия сельских общин (!) смогут продолжить эту системную работу ? Ответ очевиден — памятникоохранная работа будет продолжаться только в крупных городах, где есть действующие памятникоохранные структуры, а в сельской местности тысячи памятников окажутся без ухода и фиксации, в распоряжении сельской администрации.

Это решение будет верным только тогда, когда все исторические населенные пукти Украины будут утверждены Историко-архитектурные опорные планы (ІАОП) и Зоны охраны. Сейчас — сотни украинских городов не имеют Опорных планов и не единственным фактором, который нормирует застройку исторических центров является исторический ареал. Дело в том, что строительство или реконструкция в пределах исторического ареала возможны только по согласованию органов охраны культурного наследия. Уберите исторический ареал — получим бесконтрольное строительство рядом с памятниками. Поэтому — это предложение является преждевременным.

В проекте Закона предусмотрены штрафные санкции — за доведение памятника до разрушения это 50 минимальных заработных плат, за представление недостоверной информации органа охраны культурного наследия — 500 минимальных заработных плат ( статья 62). То есть — памятник дешевле разрушить, чем дать неверную информацию о ее состоянии (!)

Донецкой и Луганской областях, Крыму. Эту болезненную проблему авторы обошли стороной. Этот вопрос регулируется нормативными документами о оккупированные территории, но в Законе должны быть хотя бы ссылки на соответствующие действующие документы и основные положения, касающиеся охраны и спасения культурного наследия на временно оккупированных территориях.

3 февраля 2016 года члены научно-методического совета Министерства культуры Украины, почти единогласно, высказали замечания к Проекту Закона «Об охране и сохранения недвижимого культурного наследия», отметив, что он требует основательной переработки. Было принято решение создать коллективное обращение от НМС Министерства культуры Украины со всеми замечаниями и правками по каждому конкретному пункту.

Я считаю, что надо разработать Концепции Закона и согласовать ее с памятноохранителями и громадскісттю .

,

Источник

Добавить комментарий