Из истории иконописной мастерской елисаветградского архитектора Якова Паученка

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

Накануне Праздника Пасхи до Кировоградского художественно-мемориального музея А.А.Осмьоркіна посетили ученики детской художественной школы, которая, кстати, также носит имя выдающегося художника и педагога Александра Александровича Осмьоркіна. Юные художники с удовольствием не только ознакомились с экспозицией музея, но и послушали лекцию «Іконостасна, художественно-иконописная и позолотна мастерская Я.В.Паученка» и посмотрели выставку «Украинская икона из музейной коллекции». Это художественное мероприятие посвящено 150-летию со дня рождения известного елисаветградского архитектора Я.В.Паученка, в доме которого прошли детские и юношеские годы его племянника, а впоследствии известного живописца А.А.Осмьоркіна.

Имя Якова Васильевича Паученка, юбилей которого недавно торжественно отмечался, в нашем крае было известным не только архитектурной практикой — как выпускник училища живописи, ваянія и зодчества Московского Художественного Общества он стал одним из тех зодчих, которому суждено было в кон. XIX – нач. ХХ ст. творить архитектурный ансамбль исторического центра современного Кировограда (Елисаветграда), по его проектам было возведено немало сооружений, которые ныне являются памятниками архитектуры и градостроительства. Дело в том, что отец зодчего Василий Семенович Паученко с 1861 года удерживал іконостасну, художественно-иконописная и позолотну мастерскую, которую и передал в наследство сыну. И уже под руководством Я.В.Паученка мастерская неоднократно отмечалась наградами, получив две золотые, три серебряные и одну бронзовую медали на промышленных выставках того времени. Как указано в объявлении, опубликованном в газете «Херсонские епархиальные ведомости», хранящейся в Государственном архиве Кировоградской области: «В мастерской принимаются заказы на все церковные работы, как-то: образа для иконостасов с живописными, золочеными, цероваными и чеканными фонами (кисти художников и живописцев), поновление старых и реставрация древних икон, украшение церквей священно-исторической живописью и орнаментами (стенная живопись). Устройство киотов, футляров, всевозможных рам, новых иконостасов сплошь золоченых, крашеных масляными красками, с золочеными колоннами и орнаментами; дубовых резных с позолотой и без позолоты, по проектам архитектора, а также перезолотка старых и реставрация старинных иконостасов. Все работы производятся художественно, вполне согласно со стилем и устройством, принятым нашей православной церковью и под личным наблюдением владельца мастерской архитектора Якова Васильевича Паученко».

В отделе редкой книги Кировоградской областной универсальной научной библиотеки им. Д.И.Чижевского хранится фотоальбом, который ярко иллюстрирует работу иконостасного, художественно-иконописной и позолотної мастерской Я.В.Паученка. Листая страницы альбома, понимаешь, что перед тобой произведения очень интересного и талантливого художника и стилиста. Почти не используя в отделке прямых цитат, а как будто играя орнаментальными схемами, мастер заставляет звучать ритм и музыку времени.

Изящный, почти иллюзорный, выдержанный в канонах «римской суровости» киот иконы с изображением Св. Антония для Елисаветградского костела и массивное, роскошное обрамление иконы Св. Николая для православной церкви станции Долинская, от которого словно веет духом византийских мозаик, их объединяет, как не художественное ощущение художником особенностей стилей прошлого, которые он мастерски адаптирует в современность. Обратим внимание, какой изобретательностью отличается устройство церкви Елисаветградского юнкерского училища, где Я.В.Паученко использовал элементы классического стиля здания и особенности основной строительной конструкции для создания иконостаса. На уже существующих капитальных формах строения он разместил большое живописное орнаментальное панно, которое символизирует дерево жизни и райские кущи, придавая ей нового внутреннего содержания. Функциональное назначение помещения в качестве домовой церкви подчеркнул крупным центральным светильником в виде стилизованных символов тернового венца и государства, а белые с золочеными орнаментами классические колонны иконостаса утвердили атмосферу возвышенной торжественности и праздничности.

Необходимо отметить, что со второй половины ХІХ и в начале ХХ века. много известных и выдающихся профессиональных художников участвуют в построении и украшении храмов. Я.В.Паученко также активно участвует в конкурсах на построение иконостасов и церквей, о чем свидетельствуют не только документы о наградах его мастерской, а также проекты, дошедшие до нашего времени, как, например, «Проект иконостаса домовой церкви Елисаветградского земского реального училища», «Эскиз проекта на перестройку существующего иконостаса с дополнением к нему новых частей и обустройство горняго места жертвенника в церкви при станции Долинская Южных железных дорог», «Проект деревянной церкви с колокольней для Александровского уезда». В Государственном архиве Кировоградской области находится интересный документ — заявление Я.В.Паученка от мая 1901г. к Елисаветградской городской управы на замещение должности городского архитектора, в которой зодчий отмечает, что уже построил семь церквей, на что имеет документальные свидетельства. Поэтому, возникает вопрос, а сколько же он построил церквей в 1912г., когда реализовывался проект Вознесенского собора в городе Бобринце, который бесспорно можно считать одной из самых ярких жемчужин его творчества. Известный политический деятель и публицист Василий Шульгин в книге «Три столицы» писал о храме так: «Когда солнце прорывается потоками до Собора, оно зажигает всю эту удивительную византийщину. Была ли она такой там, на своей родине, в Византии? Сомнительно. Но этот новый ренессанс замечательный. Он сказочно воплотился и это золото раскрывает тайны вычурности, сложности бытия и Вселенной!».

Собор был заложен в 1898 году в центральной части базарной площади Бобринца. Непосредственное строительство собора началось в 1905 году на средства местных жителей, однако большую часть пожертвований сделали меценаты, крупнейшими из них стали действительный статский советник Артем Ворников и купчиха Анна Дмитрян. Как и большинство пятиглавых храмов, собор Вознесения отличается подчеркнутой высотностью. В плане собор имеет крестообразную постройку, центральный купол посажен на 12-гранный барабан. Остальные четыре купола размещены на 8-гранных. С запада над главным входом возвышается колокольня. В объемном устройстве церкви сохранен принцип трех основных частей: притвор, неф, алтарь. Достаточно своеобразным является решение интерьера. Открытые ребра арок, пересекающихся, раскрывают внутреннее пространство, образуя оригинальную конструкцию, которой нет аналогов на территории нашего края. Цилиндрические своды храма будто рожают центральный четверик с парусами, который является основой для светового барабана.

В 1912 году, на праздник Вознесения здесь провели первую службу, собор получил название Свято-Вознесенский. И хотя в 1914 году Я.В.Паученко ушел из жизни, отделочные работы храма его мастерская проводила до 1917 года. Расписан храм был только частично. Художники мастерской Я.В.Паученка расписали своды, на которых изобразили Иисуса Христа и четырех евангелистов. На правой части храма было изображено снятие Иисуса с креста. Левую не успели расписать — началась революция. При советской власти с соборных куполов была снята позолота, колокола пошли на переплавку, а собор превратился в склад. В 1933 году в нем хранили зерно, позже разные товары местной торговли. От неминуемой гибели здание спасло только то, что ее, в конце концов, передали для создания районного исторического музея. Теперь храм возвращен верующим. Он получил новую жизнь.

К сожалению, в эпоху воинствующего атеизма степная Украина понесла катастрофические потери человеческих жизней, духовных и культурных достояний, поэтому, по большому счету, масштабы творческого наследия иконописной мастерской Я.В.Паученка и до сих пор остаются своеобразной terra incognita для исследователей, но и те факты, которые нам сейчас известны, указывают, что деятельность иконостасного, художественно-иконописной и позолотної мастерской Якова Васильевича Паученка является одним из выдающихся явлений в истории развития искусства нашего края.

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна
м. Кировоград

 

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

1912

 

 

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

Памятник архитектуры и містобудуваня
общегосударственного значения


 

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

1900-е


 

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

Нач. 1900-х


 

З історії іконописної майстерні єлисаветградського архітектора Якова Паученка

Кон. XIX века.
Доска, левкас, темпера, жидкое золото
13,5х11
Іконостасна, художественно-иконописная и
позолотна мастерская Я.В.Паученка


 


Источник

Добавить комментарий