Как говорить с детьми о войне?

Як говорити з дітьми про війну?

Как говорить с детьми о войне? Нет, не о той нынешнюю, о которой они каждый день слышат с экранов телевизоров, а кое-кто видел собственными глазами, слышал собственными ушами, а кое-кто в этой войне уже успел остаться сиротой. Как говорить с детьми о той войне, что вроде и не так давно прошла и задела их дедов-бабушек в том же возрасте, что и их нынешних.
Кажется, 8 мая уже признано у нас Днем памяти и примирения, однако в реалиях никаким примирением не пахнет. Ветеранов войны, очевидно, способна примирить лишь земля, в которую уже большинство из них полегло. А кто примирит память о войне, в которой украинцы воевали по разные стороны баррикад, находясь официально в рядах армий Вермахта, Советской, Чехословацкой, Венгерской, Румынской, будучи повстанцами, партизанами, подпольщиками, не углубляясь в идеологию, а просто вытесняя врага со своей земли. Память, в которой каждый считает своего деда-солдата героем?

Несколько дней назад, будучи на украинско-венгерском пограничье, спросили у экскурсовода, как относятся здесь к людям, что во времена Второй мировой были солдатами венгерской армии. Мудрішої ответа еще не слышала: . В селе Колочава Межгорского района на Закарпатье установлено . Закарпатье является примером-исключением, образцом самом деле толерантного подхода к самому сложному вопросу освещения и отношение прошлого сегодня.

Зато остальные украинского пространства остается до боли разнообразным и непоследовательным в ретрансляции событий прошлого, до сих пор называя войну, кто Великой Отечественной, кто Второй мировой. Кто повествуя о героях-партизан, кто о героїів УПА. Не вижу никакой концепции Института национальной памяти относительно данного вопроса. Если декларируется примирения, тогда зачем так громко заявлять об уничтожении символики советской армии на фасадах зданий, на памятниках, на постаментах. Запрет использования свастики вовсе не означает ее отсутствие на военной форме солдат и офицеров Вермахта. Мы видим нацистскую символику в музеях, фильмах, на фото. Вместе с тем, галопом шагающая по Украине декоммунизация успела оставить без советской символики даже музейные экспозиции, посвященные Второй мировой. На танках Т-34 закрасили звезды, нет звезд на памятниках, на солдатских пилотках (танк на Шулявке, музей “Битва за Киев в 1943 году”). Армия, которую еще вчера называли “освободительницей”, ныне называется “оккупантом”. Как-то странно и дико наблюдать декоммунизацию истории именно в такой способ.

Публичное огризання нынешних декомунізаторів вроде “двадцать пять лет говорили, сколько можно говорить” является наглядной демонстрацией того, что за четверть века армия историков так и не смогла определиться, как транслировать историю Второй мировой и освобождения украинский территорий от нацистов. История, как и в те недобрые коммунистические времена, продолжает верно служить власти и политике. В залах музеев славы большей территории Украины остаются бюст Ватутина, Кирпоноса, Москаленко, фотографии Героев Советского Союза, красные боевые знамена воинских частей, советские награды и знаки отличия, в рассказах научных работников и экскурсоводов говорится о освобождения Украины советскими войсками, тогда как циркуляры “сверху” уже требуют РА квалифицировать оккупантами, а символика подлежит ликвидации, а в городах активно меняют названия улиц Ватутина, Черняховского, Кирпоноса, Ковпака. Вместе с тем, никаких семинаров, учений или конференций для работников музеев вышеуказанной тематики так никто и не додумался организовать в течение тех же двадцати лет.

Не будем углубляться в исторические дебри, хотя как-то странно называть оккупантами армию, в которой служили миллионы украинцев. Если же говорить о оккупационную власть, то стоит руководствоваться отнюдь не эмоциями, а международными договорами, которые определяли официальный статус определенных регионов Украины в конкретную историческую эпоху.

На самом деле, несложно быть мудрым в данной ситуации — нужно лишь быть честным с самим собой. И не бояться объяснить школьникам, как оно было на самом деле. И что были в нашей истории Украины солдаты разных армий, каждый из которых воевал за свою землю. Только зачем зарисовывать звезды на солдатских касках?

Я вспоминаю одно из выступлений Игоря Юхновского, уважаемого академика, одного из руководителей УИНП. Речь шла именно про Вторую мировую. И тогда, рассказывая как он стал солдатом РА, сказал, что больше всего в мире он ненавидел фашизм. Так, советские солдаты и офицеры, для которых не существовало кодекса и правил ведения войны, часто позволяли себе свободно распоряжаться чужой жизнью, убийства, изнасилования, кражи, издевательства. Подобное можем (думаю, в меньших масштабах) видеть и в других армиях. Однако совершенно недопустимо обобщать подобные факты и приписывать их абсолютно всем.

Источник

Добавить комментарий