Караимской общине Галича — 770 лет

Караїмській громаді Галича - 770 років

Караїмській громаді Галича - 770 роківОпределяют три версии возникновения караимской общины на территории Галича. Согласно первой, в 1399р. великий литовский князь Витовт совершил набег на Крым, в результате чего привел оттуда невольников, среди которых было 383 семьи караимов. Поселил их в городе Тракае (Литва) у реки Вара. Во время второго похода в 1408-1411рр. Витовт привез новых поселенцев из караимов в Галич и Луцк.

Вторая версия связывает начало галицкой караимской общины с Даниилом Галицким. В 1246 году князь Даниил Галицкий и хан Батый заключили между собой мирный договор, согласно которому хан позволял сотни караимских семей из Крыма поселиться в Галиче.

Третья версия исходит из того, что по территории Украины проходил торговый тракт, связывавший Европу с Азией. Многие торговцы оседали здесь навсегда, среди них были и караимы.[1, с.55]

Если отдать предпочтение второй версии, что определяет 1246 г. — годом начала караимской общины в Галиче — то в этом году (2016), мы отмечаем 770-летие галицкой караимской общины. Сегодня караимскую общину Галича имеет честь представлять Шимон Мордкович и его потомки.[2]

В связи с отсутствием документальной базы средневековый период галицкой караимской общины увенчан легендами, догадками и предположениями.

Караїмській громаді Галича - 770 років

Мордехай Султанский (1772-1863) в труде «Zecher Caddikim» – хроника караимов от начала движения до его дней – обозначил дату прибытия караимов в Галич 1242р. и добавил, что привез их в этот город князь Витольд в числе 380 семей из Сохату (Крым).[3]

Авраам Фиркович(1787-1874) в труде «Awne Zikkaron» (1872г.) отметил, что 180 караимских семей осели в Галиче за князя Витольда 15 сентября 1246р.[4]

На страницах журнала «Караимская жизнь» в статье Н.Балабана «Из истории караимов в Галиции» (Декабрь. Книга 7 Москва 1911. с.12-16)

отмечается, что о начале караимской общины в Галиче вообще ничего неизвестно. Средневековые акты, которые относятся к этому городу не содержит никаких следов пребывания там караимов. Постановление короля Сизігмунда И от 1522р., выдана по причине различных налогообложений, вспоминает в Галиче просто о евреях. Также о евреях упоминается и в городских актовых книгах. Между тем, утверждает Н.Балабан, караимы несомненно проживали в г. Галиче. Об этом свидетельствуют подтверждены королем Стефаном Баторием предоставленные им привилегии. А также с люстрации или ревизии от 1627р. (во времена царствования Сизігмунда III) известно, что в Галиче насчитывалось всего поселений 130, пустых мест 22, домов, что принадлежали караимам-евреям 24. Об этом свидетельствует и борьба между мясниками-христианами и караимами в отношении права торговли мясом. Более поздняя люстрация или ревизия от 1765р. обнаруживает в Галиче совсем другую картину: домохозяйств христиан – 120, домохозяйств караимов 16, домохозяйств евреев – 36; общее количество караимского населения составляла в этом году 99 человек, в то время, когда число евреев-талмудистов насчитывало тогда же 2580.[5,с.12-16]

 
Караїмській громаді Галича - 770 років

Исследователи предполагают, что среди жителей города сохранялась устная традиция о приходе караимов до Галича в сер.Хііів.

В письме (9.12.1946 г.) до Бориса Ельяшевича Зарах Зарахович – секретарь правления галичской караимской общины, отмечал: «Из рассказов стариков известно, что наши прадеды были словно связью Руси с Крымом. Занимались перевозкой оттуда до Львова и Галича разнообразных ценных вещей, а также были случаи, что караимы выкупали богатых граждан, которые оказались в ясирі. У нас издавна существует обычай, что в кенасе возле дверей находился за стеклом большой табельный календарь, на обочине которого велась хроника от сотворения мира. В нем считалась дата 1246р. как дата поселения караимов в Галиче».[6]

В середине XVII века. в Западной Европе возник большой интерес караимизмом. Считали, что он сохранил чистую Библейскую веру – буз наслоений Талмуда, Мишны и тд. В 1698г. голландский ученый Якоб Тріглянд написал письмо караимского гахама в Литве, прося предоставить сведения о караїмізм и караимов. Письмо передали в Луцк, где также была караимская община. Ответ получил от ученых Иосифа га-Машбіра из Галича и Мордехая бен Нисана с Кукизова. Предполагают, что Иосиф га-Машбір из Галича составил незадолго до своей смерти колофон о приходе караимов в Галич, используя переводы местных караимов.

Единственное караимское источник колофон 1700р. – памятный запись на пергаментной молитвеннике, написанном, по свидетельству галицкого газана Аврагама Леоновича в Хііів. Рукопись сгорела во время пожара в кенасе в Галиче 1830г., но хранились копии и переводы колофону, изготовленные на нач. Хіхвв. Такие копии написаны на древнееврейском языке были у митрополита Антона Ангеловича (1756-1814), был владельцем Галича, и у историка Антона Петрушевича (1821-1913), в переводе на польском языке в историка Дениса Зубрицкого (1777-1862) и историка-этнографа Ивана Вагилевича (1811-1866). Это запись перевода – памятники устной истории – который бытовал среди караимов Галича в кон.Хviiст.[7, с.178]

Я.Дашкевич отмечал, что в ЛНБ им. В. Стефаника НАНУ, в Отделе рукописей (ф. Оссолинских, № 1252, арк. 14 — 15), сохраняется текст колофону с караимского пергаментной молитвенника, который до 1830. был в кенасе города Галича. Текст колофону записано не в оригинальном звучании древнееврейском языке, а в переводе на польский язык. В библиотеке есть текст перевода, изготовлен в 1838 году.

Текст колофону — с условным разделением на семь частей и в переводе на украинский язык — такой:

«[И] Это пишут для будущих поколений, чтобы [они] помнили о милости завет Бога, которые он нам оказывал.

[II] В 5003 г. от сотворения мира — по счету израильтян, а в 1243р. христианской эры, а гіджри 655 p., когда между королем татар Бату-ханом и королем Хорватии Даниилом, который находилась резиденция в Галиче, был заключен мир. Тогда, когда татары разоряли русские и польские земли, эти два короля заключили между собой мир, а во время заключения мира со стороны галицкого короля был его сын великий князь Лев и его брат Васька. Они внесли к условиям мира, чтобы татарский король позволил сотни домов [семей] караимов, которые жили в Крыму, переселиться в Галич, королевского столичного города.

[Король Даниил] от границы взять их на свое содержание, выстроит для них дома и поможет им вести торговлю, которая соединяла бы Восток с землей Руси, то есть Хорватией.

[III] На этом основании татарский король приказал объявить в Крыму, кто из караимов захочет переселиться в Галицкой земле, тот получит от королевской казны транспортные средства и средства [на дорогу] до самого русского рубежа . Там примут их русские люди и приведут к месту, где они захотят поселиться.

[IV] Збудилося сердце в 80 домах нации караимов, между которыми было 4 дома из поколения священников, 6 левитов и 70 израильтян. Большинство их было с м. Солхата, остальные с Мангупа, Кафы и т. д.

[V] И в 5006 году от сотворения мира с израильтянами, а в 1246р. по счету христиан и гіджри 658 года, собрались вместе и татары провели их к своей границе подводами и средствами татарского короля. Там приняли их люди галицкого короля и за его средства и на его подводах привели их в Галича.

[VI] Принял их король и их чиновники и построили для них дома напротив королевского замка, стоящего на горе, на берегу реки Луквы, на север от замка, на улице Русской, где стоит их каменный храм, в котором раньше отправляли службу Пекосина. На кладбище дали им место и на высоком берегу над рекой Чев, напротив храма, что раньше звался Лельом-полельом. Король пожаловал каждому по 100 гривен серебра.

Дал им привилегию на свободную торговлю во всей Русской земле и что им разрешается иметь и шинковать в своих домах любые напитки. Также дарил им землю на горе и поля между рекой Луквою и рекой Днестром.

[VII] На этом привилегии подписался король Даниил и брат его князь Васька и епископ Петр». [8,c.36]

Проведенный анализ колофону в 30-х pp. XIX ст. исключает его фальсификации и реабилитирует в глазах историков как источник первостепенной стоимости со сведениями, важными для этнической истории караимов и истории Галицко-Волынского государства в Хііів. [9,с.60]

До конца Хviiiвв. власти в разных странах не проводила разницы между общиной караимов и общиной евреев-рабанітів: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был тождественным. Во время изгнания рабанітів из любой страны , как правило, выгоняли и караимов (например, в 1495г. из Литвы). Статус поменялся с включением Крыма (1783р.) и Литвы (1793р.) в состав Российской империи. В 1795р. Екатерина II освободила караимов, численность которых к этому времени достигала 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. [10]

В результате распределения польско-литовского государства в Хviiiвв. поменялся юридическое положение караимов в окремихгромадах. После 1772г. караимы, которые проживали в Красной Руси, позже названной Галичиной, оказались в пределах Австрийской Империи. Австрийская власть приняла во внимание в кон. Хviiiвв. вопрос малого караимского народа, что проживал на землях присоединенных к Австрии. В результате определили их как мирных, аккуратных и трудолюбивых, которые пользуются магдебургським правом, имеют своего судью. Караимы занимались земледелием и промышленностью, имели свои дома. Были освобождены от некоторых налогообложений, как и христиане. В XIX века. галицкий газан А.Леонович (1802-1851) представил австрийской власти привилегии, предоставленные караимам королем Стефаном Баторием и добился подобных. Его сын, Иосиф – следующий газан – добился у императора, чтобы караимские призывники несли в армии только санитарную службу. [11, с.102]

Много интересных фактов о жизни галицкой караимской общины нач.ХХст. черпаем в Зараха Зараховича, в его статьях в журналах «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления», «Myśl karaimska». Хочется эти события доказать и сейчас до читателя. Так С.Зарахович в статье «О караимах г.Галича» (Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. – Евпатория, 1917. — №4 – с.19-22) пишет следующее.

В Австрии и Галиции, над Днестром , по обеим его сторонам, в живописной

местности расположен Галич – до войны тихий провинциальный городок, который

насчитывало не больше 5000 жителей,- некогда большой город, бывшая резиденция князей, в том числе и князя Даниила, а теперь в мировую войну, будучи несколько раз объектом военных действий, почти полностью разгромлен.

В первый год войны, в 1914г., Галич был взят российскими войсками без выстрела, так, что город не пострадало. Во время 8-ми месячной оккупации бывали в караимской общине и в кенасе офицеры и солдаты российской армии – караимы, которых принимали с радостью, и помогали по мере своих сил.

Также не пострадал Галич и при отходе русских войск из Галиции в 1915р. Только во время наступления генерала Брусилова в 1916р. Галич был обстрелян артиллерийским огнем, в результате чего город был поврежден. Жертвой артиллерийского огня стала караимская кенаса. В 1917г. Галич, занят революционной русской армией, подвергся обстрелу и горел.

Караимы в Галиче составляют небольшую общину, хорошо организованную и замкнутую. Численность общины можно определить примерно в 150-200 человек. Проживают на вул. Караимской. Имеет такое название потому, что все дома на улице принадлежат караимам. Некоторые живут в сек.Залуква.

Занимаются караимы земледелием. Почти каждый имеет свой участок земли, которую обрабатывает с помощью рабочих. Есть несколько сравнительно крупных хозяйств. Агрокультура среди галицких караимов развита высоко, караимские сельские хозяйства можно считать образцовыми. Незначительная часть караимов занимается торговлей и ремеслами. Дети более зажиточных караимов заканчивают средние и высшие учебные заведения, для чего ссылаются

в другие города, где есть учебные заведения; так что среди караимов есть люди интеллигентных профессий: адвокаты, чиновники государственных и общественных учреждений и др.

Караїмській громаді Галича - 770 років

В муниципальных учреждениях караимы Галича имеют своих представителей, защищающих интересы караимов города. Антагонизма между караимами и другими народами, которые проживают рядом с ними, нет ни в чем; наоборот караимы пользуются доверием и уважением других наций.

Религиозная жизнь выражается в ревностном посещении кенасс в определенное время, в строгом соблюдении и исполнении религиозных требований и правил. Каждый караим грамотный по давньобіблейськи. Есть люди, которые хорошо знают этот язык.

Представителем караимской общины духовным и общественным считается газан. Для помощи ему при выполнении духовных потребностей было (1917г.) двое младших. Богослужения в кенасе отправляется ежедневно 2 раза в день (утром и вечером), а в субботу или другой праздник – 3 раза в день (утром, в обед, до захода солнца и вечером). Национальное жизни поддерживается на собрании караимской молодежи, которые устраивали прежде всего во время праздников; созываются и с благотворительной целью вечера, от которых чистая прибыль идет на убранствокенаси и на благотворительные цели.

На собраниях и вечерах выполняются караимские национальные песни, произведения Захария Абрагамовича, преждевременно умершего руководителя молодежи. Труды его написаны исключительно разговорным караимском языке, близком к тракайского и луцкого диалектов. Караимы в Галиче чувствовали себя верными и невідлучними сыновьями караимского народа и на Крым смотрели как на место сосредоточения главных масс караїмства, центр и рассадник национального и духовной жизни караимов.[12, с.22]

Зарах Зарахович в статье «Listy z Halicza» (Myśl karaimska. – 1924. – № 1. – S. 28) сообщает, что в 1918г. все военные караимы вернулись домой.

В 1919 и 1920г. разразилась эпидемия тифа и холеры, которая была в целой окрестности.

Жертвами эпидемии стали семеро караимов. За 1915-20 года караимское население Галича уменьшилось на 25%.[13, с.28]

Но шло время критическое. Жизнь галицкой караимской общины входило в русло возрождения. Объединение Польши поспособствовало сближению и сотрудничеству караимов Галича с общинами Срок, Свободна и Луцка. Межвоенные годы были периодом активного развития общественной и культурной жизни караимов Польши и, в частности, и Галича.[14,с.5]

В 1919г. по инициативе нескольких прихожан созывали собрание, на котором было избрано правление караимской общины Галича и утвержден ее устав. Основными задачами правления были реставрация кенасы, решения культурно-образовательных вопросов. В 1922г. умер старший газан Шалом Новахович, который занимал эту должность 20 лет. По его смерти 9 июля 1922г. выбран газаном Исаака Абрагамовича. Вскоре община снова осталась без газана.[15, с.27]

19 апреля 1925р. после десятилетнего перерыва вновь была открыта караимская приходская школа. Был утвержден новый устав караимской общины, который внес определенные изменения относительно порядка выборов духовных лиц (газанів), регулировал налоги и взыскания в пользу общины. [16,с.26]

 
Караимская община Галича активно интересовалась делами караимов в Польше, Троках и др. В июне 1927г. в Галиче состоялась конференция польских караимов, посвященная выборам гахана и организационно-образовательным проблемам. [17,с.46]

  

С 22 по 28 мая 1929г. в Галиче гостил гахан караимов Польши Серайя Хан Шапшал. Его приезд был отмечен различными торжествами. Первым таким знаменательным событием было прибытие в Галич в 1665р. Йозефа га-Машбіра, второй — гостиная славного караимского ученого А.Хаджи Бабы Фирковича 1871р. Гахан, візитуючи как архіпастер подчиненные ему приходы, прибыл сначала в Луцк, а 22 мая 1929г. в обществе газанів Шемайї Фирковича с Троке и Рафала Абковича из Луцка, почтил своим прибытием галицкую приход. На встречу достойного гостя выехала делегация в составе Захаріяша Новаховича, Леона Сулімовича, Захаріяша Леоновича, которые именем галицкой общины поздравили газана в Ходорове. Когда газан с другим духовенством сошел с поезда, поздравили его на вокзале от имени политической власти староста Станиславский и представитель караимской общины в Галиче. Гахан шел по дороге, устланной цветами. У кенасы была торжественно убрана триумфальная ворота с надписью «Witaj Arcypasterzu» открыта с улицы к Караимской кенасы.

Перед воротами гаханові подали хлеб и соль. Встречал у кенасы галицкий газан Исаак Абрагамович. В кенасе отслужили короткую службу.

24 мая состоялась церемония офірування караимской общины Луцка Святого Писания для галицкой кенасы.

25 мая, в субботу, проводилась торжественная служба через благодаря идеям преподобного Фирковича, который произнес проповедь.

26 мая Шапшал поехал до Залуквы, где осмотрел полеводческие хозяйства, поля и скот караимских полеводов. Вечером состоялись караимские забавы в Залукві. Серайя Хан Шапшал познакомился с молодежью, ее работой на культурно-образовательном поле.

27 мая газан поехал в Станиславов, где совершил визит в представителей власти.

28 мая состоялась торжественная литургия за Государство. Кенаса была декорирована коврами и дорогими тканями. По левой стороне нефа установлены два больших кресла для представителей власти Господина Воеводы Бронислава Наконечникова-Клуковського и господина Генерала Луковский, командующего Станиславского Гарнизона.

Состоялась церемония одевания гахана в торжественные одеяния, посвященные газанами Шемайєю Фірковичем и Рафалом Абковичем.

В конце гахан произнес речь к верующим. После обеда пришло время отъезда Гахана. Целая община как один собралась на вокзале, чтобы провести Архіпастера и получить от него благословение. [18,с.42-44]

В течение 20-30-х годов галицкую караимскую общину посетило много выдающихся людей. Среди них – польские востоковеды проф.Ян Гжегожевский (1922г), проф.Тадеуш Ковальский (1926, 1934), итальянский антрополог проф.Коррадо Джини (1934). Побывал в Галиче редактор первого журнала караимском языке «Karaj awazy» Александр Мардкович. Его визит способствовал еще более тесному сближению караимов Галича и Луцка. [19,с.5]

В 1934. караимская община Галича решила построить Народный дом, который бы стал центром общественно-культурной жизни и при нем можно было бы разместить приходскую школу. До постройки Народного дома все культурно-образовательные мероприятия проходили в частном доме председателя общины Єзуа Леоновича в сек.Залуква. На постройку Народного дома проф.Коррадо Джини – возглавлял Итальянскую антропологическую экспедицию – пожертвовал 270 злотых. [20 ] Зарах Зарахович отмечал, что и дети прикладывались к сбору средств для строительства народного дома. Устраивали небольшие культурные мероприятия, а вырученные средства отдавали для строительства. В результате при Народном доме проводили различные культурные мероприятия: устраивали детские и молодежные спектакли, художественные представления караимском языке. Действовала большая библиотека. Работало Общество караимской молодежи «Возрождение», которое возглавлял Ибрагим Самуйлович, Общество караимских женщин под руководством Сабины Новахович. Активное участие в общественных делах принимал Зачет Зарахович, супруги Новаховичів и др.[21, с.118-119]

По состоянию на 1939г. галицкая караимская община состояла из 122 караимов (из них 59 мужчин, 63 женщины, 1/3 часть составляли молодежь и дети), объединенных в 30 семей. Четырнадцать семей проживало на улице Караимской, восемь на других улицах, еще восемь – в сек.Залуква. Из 39 чел. молодежи и детей одиннадцать обучалось в гимназии, двое в высших учебных заведениях, восемнадцать в общеобразовательной школе, двое учились ремеслу, шестеро детей были дошкольного возраста. Все караимы владели земельными наделами. Работали учителями (Сабина Новахович, Шимон Шулимович, Анда Ицкович), юристами (Ибрагим Самуйлович, Мина Самуйлович, Захарий Новахович). Среди караимов также был секретарь суда – Зачет Зарахович, начальник железнодорожной станции – Шимон Ицкович, работник банка – Марк Сулімович, заведующий магазином – Ізак Абрагамович. Четырнадцать человек работало на железной дороге. Некоторые владели частными мастерскими (шевською – Ізак Шулимович, швейной – Абрагамович Захарий, кузнечным – Ізак Ицкович), вели частную практику — строитель Леон Єшвович, портниха Сабина Зайончковская, врач Новах Шулимович). Пятеро человек имели право выполнять обязанности газана – Зачет Зарахович, Марк Леонович, Моисей Шулимович, Ізак Абрагамович, Леон Єшвович. [22,с.7]

Вторая мировая война нанесла сокрушительный отпечаток на общественной жизни караимов Галича и привела к значительным потерям. Во время фашистской оккупации часть галицких караимов переселилась в Варшаву (Польша).

В 1940г. умер последний галицкий газан Марк Леонович (1934-40рр) и после его смерти богослужения в кенасе отправлял шамаш Моисей Шулимович. Благодаря ему во время закрытия кенасы сохранился алтарь и предметы культа, переданные позже в отреставрированные евпаторийскую и вильнюсскую кенасы.

Нач. 1960-х годов остро стояла угроза закрытия кенасы. До Галича с целью предотвращения закрытия кенасы приезжал тракайский уллу-газан Фиркович Семен Адольфович. Однако, к большому сожалению, несмотря на усилия караимов отстоять свой храм, кенассу закрыли. В ее здании был размещен склад Райпотребсоюза, а впоследствии службу Галицкого РЕМ. В 1985г. кенассу разрушили. Галицкие караимы остались без храма. Однако они свято берегли свои традиции и культуру: в субботу и в религиозные праздники собирались, чтобы послушать богослужение, записанное на магнитофонную пленку, поддерживали тесные связи с другими караимскими общинами. В марте 1995г. община вошла в Всеукраинской ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар».[23] 25 июля 2000г. Галицкая территориальная караимская община официально зарегистрирована в государственных органах. [24]

6-9 сентября 2002г. сотрудниками Национального заповедника «Давний Галич» в лице И.Юрченко и Н.Юрченко было проведено международную конференцию «Караимы Галича: история и культура». На то время в Галиче проживало семеро караимов – Сабина Зайончковская, Ада Зарахович, Амалия (Зарахович) Дурнева, Людмила Шугурова (Єшвович), Янина Львовна Єшвович, Янина Иосифовна Єшвович, Шимон Морткович.

«Не нужно было иметь дар провидца, — говорил первый директор музея Иван Юрченко, — чтобы понять: караимская община Галича исчезает навсегда, а исчезновение носителей культуры влечет за собой проблему исчезновения их культурного наследия. Возникла насущная потребность создать музей — не так для экспонирования, как для сохранения предметов материальной культуры караимов».

В течение нескольких дясетиліть караимские семьи бережно хранили в домашних архивах тысячи артефактов. После того, как в 1997 году исследованию караимского наследия занялись ученые Национального заповедника «Давний Галич», семьи караимов Галича передали более трех тысяч предметов материальной культуры и две тысячи документов в фонды будущего музея. 2000 г. было достигнуто соглашение о приобретении жилого караимского дома конца XIX века, расположенного в центре

города, на майдане Рождества Христова. В 2001 г. разработана концепция и эскизы реставрации, приспособления данного сооружения для музейных нужд (авторы И. Юрченко, А. Береговский), заказано изготовление проектно-сметной документации в Ивано-Франковской филиала УРСНРІ «Укрзападпроектреставрация». После завершения проектных работ в 2001г. начаты реставрационно-ремонтные работы, которые из-за недостаточного финансирования удалось закончить лишь в начале 2004 г.

Все это время при непосредственном активном участии членов общины, особенно ее тогдашней главы Я. Єшвович, еще велись поиск и приобретение вещей для музейных фондов. Значительную часть вещей, среди которых – пергаментный свиток Торы, молитвенные рукописные книги, детали интерьера галицкой кенасы (караимского храма), караимский периодику, богатые архивные материалы,

Я. Єшвович и А. Зарахович передали в музей бесплатно. Сегодня коллекция караимского фонд насчитывает около 3000 экспонатов, которые хранятся в фондохранилище и экспонируются в музее. Тематико-экспозиционный план разработан младшим научным сотрудником музея Натальей Васильевной Юрченко. 4 ноября Музей караимской истории и культуры Национального заповедника «Давний Галич» гостеприимно открыл двери для ученых, исследователей, любознательных туристов.[25]

 

20 декабря 2011 года. в Национальном заповеднике «Давний Галич» состоялся научно-практический семинар «Книга из камня под открытым небом», посвященный 10-ой годовщине выхода в свет Каталога надгробных памятников «Караимское кладбище возле Галича». Авторы издания Иван Юрченко, Алексей (Авраам) Кефели, Наталья Юрченко, Александр Береговский обобщили вполне не изучен к тому пласт культуры караимов, обработали свыше сто эпитафий галицким диалектом караимского языка, выполненных еврейским квадратным письмом. [26] 17 сентября 2012г. состоялась Международная научная конференция «Караимы и их роль в контексте мирового сообщества». [27]

В 2013г. умерли две галицкие караїмки – дочери Зараха Зараховича — Ада Зарахович(1.07.1921 – 19.03.2013), Амалия Зарахович(Дурнева)
(14.05.1923-23.03.2013). В 2014г. нашла вечный покой на караимском кладбище в Галиче Людмила Шугурова (Єшвович) (14.07.1926 — 2.04.2014). С того времени в Галиче остался один представитель караимской общины.

Однако интерес к культуре и истории общины не исчезает. С рабочим визитом 16.07.2015 г. до Музея караимской истории и культуры Национального заповедника «Давний Галич» посетили ученые из Познани (Польша) — Петр Муховский – заведующий кафедрой около-восточных исследований университета им. А. Мицкевича (Познань, Польша), профессор высшей школы гебраїстики «Торуль»; Вероника Климова – аспирантка университета им. А. Мицкевича (Познань, Польша), кафедра азиатских исследований; Молгожата Махчінська – аспирантка университета им. А. Мицкевича (Познань, Польша), Институт языкознания. Исследовали памятники истории караимской общины Галича, документы. Большое внимание было уделено коллекции религиозных книг, написанных на еврейском языке языке.[28] На земле галицких караимов состоялась 11 августа 2015 г. презентация книги Владимира Шабаровського «Караимы на Волыни». [29] 22 июня 2016 г. — открытие выставки «Karaj jołłary – karaimskie drogi. Karaimi w dawnej fotografii» из жизни караимских поселений на территории Польши, Украины и Литвы по инициативе работников Музея караимской истории и культуры Национального заповедника «Давний Галич», при поддержке Союза польских караимов( Анны Сулімович и Маріоли Абкович), III секретаря консульства Польской республики в Луцке Эльжбеты Зелинской, Сильвии Андуяр-Печовської – атташе отдела сотрудничества с поляками в Украине Консульства Республики Польша во Львове.[30]

770-летний юбилей галицкой караимской общины имеет честь отмечать единственный галицкий караим Шимон Морткович. Его мама Мария, из дома Єшвович, жила сначала на Залукві. Отец Моисей (Моньо) работал машинистом на паровозе, в колхозе. Мама была портнихой. Дочь Шимона Мортковича Наталья, наполовину караимка, основала общественную организацию и активно налаживает контакты с караимами – выходцами из Галича. [28] На сегодняшний день центр культуры и истории караимов Галича собранный в Музее караимской истории и культуры Национального заповедника «Давний Галич». Напоминает о караимах и улица Караимская в Галиче и одно из немногих в Украине историко-культурных достопримечательностей этого этноса, что сохранилось до сегодняшних дней – караимское кладбище. Работники музея тесно сотрудничают с караимскими общинами Крыма, Польши, Литвы, Израиля, продолжая мост общения между караимами в мире.

 

Надежда Васильчук,
младший научный сотрудник
Музея караимской истории и культуры
Национального заповедника «Давний Галич»

Литература

1. Галич и его окружающей среды. Справочник-путеводитель. Галич, 1997. С.55

2. Ткачик Наталья. Последний караим Галича (25 августа 2015 г.)

3. Zeher Caddikim, khronika historyczna karaity Mordechaja Sultansciego. Изд. Podlug recopisu znajdddujacego sie w Bibliotece Sinagogi na Tlomackiem w Warszawie I oprac. S. Познански. Warszawa 1920.

4. Авраам Фиркович Awne Zikkaron 1872г

5. М.Балабан Из истории караимов в Галиции // Караимская жизнь. Ежемесячный журнал. Декабрь. Книга 7 Москава 1911. с.12-16

6. Копия письма Из.Зараховича к Бы.Ельяшевича от 9.12.1946 г. любезно предоставленная.Ельяшевичем (Крым)

7. Я.Дашкевич. Миграция караимов в Русь-Украину и Литву (ІХ-Хiv.). Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции (приложение). «Сполом», Национальный заповедник «Давний Галич», Львов-Галич, 2002. С.178-179.

8. Даниил Романович и епископ Петр в освещении караимского источники//Я.Дашкевич. Фигуры. Очерки о деятелях истории, политики, культуры. Литературное агентство «Пирамида». Львов, 2007. С.36

9. Дашкевич Я.Г. Даниил Романович и епископ Петр в освещении караимского источники // Украинские земли времен короля Данилы Галицкого: церковь и государство: Статьи и материалы. — Львов, 2005. — С. 74-91.с.60

10. Караимы. Электронная еврейская энциклопедия

www.eleven.co.il » … » Караимы и средневековые секты

11. Ирэна Ярошинска. Караимы – вековая особенность города Галича и Европы. //Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции. «Сполом», Национальный заповедник «Давний Галич». Львов-Галич, 2002. C. 102

12. Из.Зарахович. О караимах г.Галича.// Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления. – Евпатория, 1917. — №4 – с.19-22

13. Zarah Zarahowicz Listy z Halicza. // Myśl karaimska. – 1924. – № 1. – S. 28.

14. Янина Єшвович. Караимская община Галича в ХХст.//Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции. «Сполом», Национальный заповедник «Давний Галич». Львов-Галич, 2002. С.5

15. Zarah Zarahowicz Listy z Halicza. // Myśl karaimska. – 1924. – № 1. – S. 26-30.

16.Zycie Karaimow w Polsce.//Mysl karaimska. T. I, 1926, z.III. – s.26

17. Konferencja w Haliczu // Myśl karaimska. -1929. – T. 2. – № 1. – S. 46.

18. Historyczne dni w Haliczu // Myśl karaimska. – 1929. – № 2. – S. 42-44.

19. Янина Єшвович. Караимская община Галича в ХХст.//Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции. «Сполом», Национальный заповедник «Давний Галич». Львов-Галич, 2002. С.5

20. Памятная книга с кенасы(21 августа 1926г.)

21. Z zycia karaimow w Polsce.// Myśl karaimska. – 1935-1936. –z.II– S. 118-119.

22. Янина Єшвович. Караимская община Галича в ХХст.//Караимы Галича: история и культура. Материалы международной конференции.«Сполом», Национальный заповедник «Давний Галич». Львов-Галич, 2002. С.7

23. Устав Всеукраинской ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар»

24. Подтверждение 25.07.200 г. регистрации Галицкой территориальной караимской общины.

25. Основатели Музея караимской истории и культуры — Музейное пространство

prostir.museum/ru/post/34575

26.

prostir.museum/ru/post/29300

ifoonsku.ucoz.ua «2012» Сентябрь » 21

prostir.museum/ru/post/35448

galych.com.ua «Новости» Культура

galych.com.ua «Новости» Культура

31. Последний караим Галича — Галицкий Корреспондент

gk-press.if.ua «Газета» Культура

 

Источник

Добавить комментарий