Картинная галерея Национального заповедника «Давний Галич» приглашает на выставку древней галицкой плащаницы

Обряд поклонения плащанице, который происходит в Великую Пятницу и Субботу воспроизводит историческое событие и символизирует почитание тела Христова, то есть похороны Спасителя. Верные возле плащаницы вспоминают фигуры святых женщин, св. Иоанна Богослова, Иосифа из Аримафеи и Никодима, которые пришли возложить к гробу тело Христа.

С плащаницей связаны глубокие эмоциональные переживания страстей и смерти Иисуса ради спасения человечества.

В течение целого месяца сотрудники научно-образовательного отдела Национального заповедника «Давний Галич» работали в релігієзнавчо-поисковому экспедиционном отряде по изучению, сбору, фиксации и учета древних сакральных вещей в галицких храмах. Результатом экспедиции, по благословению Архиепископа и Митрополита Ивано-Франковского УГКЦ преосвященного Владыки Владимира (Вийтышина) состоялась организация выставки «Древняя галицкая плащаница», которая нашла место в экспозиции Картинной галерее Национального заповедника «Давний Галич».

Во времени Великого поста галичане и гости города получат возможность ближе ознакомиться с материалами экспедиции, которые представлены в произведениях галицких ремесленников-художников, прежде всего это девятнадцать уникальных плащаниц, датируемые концом XVIII – первой половиной ХХ веков.

Среди подборки преобладают три основные типы иконографии ремесленного исполнения в манере примитивизма к академизму, украинского барокко или декоративной росписи.

Однофигурные – «Тело Христа во гробе», поступили в экспозицию из храмов сел Бовшев, Приднестровья, Комаров, Рождественское, Крылос. Многофигурные – со сценой «Положение Христа во гроб» Иосифом Ариматейським и Никодимом в присутствии Богородицы, св. Иоанна Богослова, женщин-мироносиц – Марии Магдалины и Соломии Заведеєвої – из храмов сел Демешківці, Бовшев, Перлівці, Дубовцы, Козина, Медыни, Бышев и города Галича. Третий тип плащаниц – «Оплакивание Христа», представленные храмами сел Брынь, Курипів, Пітрич и Медыни.

Прибегая к анализу сюжетов следует отметить, что не во всех многофигурных сценах присутствуют образы обеих женщин-мироносиц, а на плащанице из села Дубовцы действующими лицами являются только Иосиф и Никодим на фоне панорамы Иерусалима и Голгофы. В центре отдельных композиций изображен однораменний крест.

Отдельно следует сказать о плащанице со сценами Оплакивания Христа. Воплощение этих сюжетов выражено на плащаницях второй половины XVIII – начала XIX века, и спровоцированное барочными приемами и западно-европейской иконографией. Галицкие мастера пытаются тонально и колористически передать признаки мертвого тела Иисуса Христа.

Манера барокко проявляется на плащаницях из сел Брынь, Курипів, Перлівці и Медыни, где прослеживается серовато-охристая карнація лику Христа и всего тела, появляются темные охристо-зеленые оттенки. Подробно, в тональном плане, прописываются лица ангелов. Акцентируется внимание на раны от гвоздей и пронзенного ребра Спасителя. На плащанице из села Медине раны Христовы представлены в виде мощовиків. Большее внимание отводится анатомическим деталям. Это можно проследить и на плащанице из села Курипів, которая выполнена в барочной манере, но уже профессиональным мастером. В сюжете присутствуют только Богородица, св. Иоанн Богослов и двое ангелов, нарисованных на образец путти, то есть полуобнаженными.

Особенностью плащаницы из села Пітрич, выполненной в манере академизма является, образ Иисуса Христа с левой рукой на теле. Над Спасителем ангел с развернутыми крыльями. Внизу, возле каменного гроба возложен терновый венец, миро и ладан. На своде гроба Господня кисти калины.

На одной из Крилоських плащаниц руки Спаса составлен на груди, а над головой орнаментированный нимб.

Галицкие мастера рисуют повязку на теле Иисуса короче и без характерного для средневековой иконографии драпировки складок, они передаются преимущественно графически, а не тонально.

По технике исполнения это – масляная живопись выполнена на цельно загрунтованном холсте с цветным фоном, которое ярко прослеживается и очень разнится – от светло-охристого, зеленеющего до темно-синего, коричневого. А на плащаницях из сел Крылос и Медыни красный фон ткани остается нетронутым, прописано только сюжет и отдельные детали. На всех полотнах по периметру размещена надпись на церковнославянском тропаря на Великую Пятницу: «Благообразний Иосиф со древа снем пречистоє Тело Твое, плащаницей чистою обвил и вонями во гробе новом закрыл положил».

Свои особенности имеет декоративное оформление галицких плащаниц. В первую очередь это касается периметра, который имеет каемок гаптованою лентой, бахромой и плетеными кистями, с угловыми элементами полотнищ, где часто присутствуют лики евангелистов, их символы, херувимы, стилизованные орнаменты, декоративные кресты, восьмиугольные и шестиугольные звезды. На некоторых полотнах после надписи тропаря указаны даты создания плащаницы, например: 1830. – с. Бышев или 1881. – с. Козина.

Главным экспонатом выставки является четырех метровое полотнище копии Туринской плащаницы. За это особая благодарность а. Никодиму Гуралюку ЧСВВ игумену Святоуспенского монастыря в Погоне, который лично прибыл на презентацию. О научные исследование «Пятого евангелия», как называют Туринскую плащаницу, рассказал доктор философии Игорь Коваль.

28 февраля, во второй день Великого поста состоялось открытие выставки, которое благословили Митрополичий протоиерей Синкелу по делам духовенства и священнических семей Ивано-Франковской Архиепархии УГКЦ доктор Олег Каськив, декан Галицкого деканата УГКЦ а. Игорь Броновський, ректор Ивано-Франковской духовной семинарии протоиерей лицензиат Олесь Будзяк. В неповторимом исполнении семинаристов звучали духовные песни.

Заместитель генерального директора заповедника по научной работе, доктор философии Семен Побуцький и генеральный директор учреждения Владимир Костышин выразили благодарность священникам религиозных общин и их представителям за поддержку и сохранение культурного наследия и соучастие в организации выставки.

Конечно, отдельные полотнища святынь за ненадлежащее хранение требуют соответствующей реставрации, некоторые плащаницы после выставки войдут в Государственный Музейный фонд Украины, другие займут свое привычное место в храмах. Но уже сегодня, во время Великого поста, галичане и гости края имеют возможность ближе познакомиться с сакральным достоянием нашего народа.

Выставка будет работать до 4 апреля 2017 года, ежедневно с 9.00 до 17.00 час. По адресу: город Галич, улица.Франко, 3.

 

Источник

Добавить комментарий