Киевская картинная галерея представила выставку.К. Айвазовского

Київська картинна галерея представила виставку І.К. Айвазовського

12 сентября в Национальном музее «Киевская картинная галерея» (г. Киев, вул .Терещінківська, 9) состоялось открытие выставки «Гений и море. Традиции, поиски, открытия», приуроченной к 200-летию от дня рождения.К. Айвазовского.

Иван Константинович Айвазовский (1917-1900) — выдающийся пейзажист, основатель маринистической живописи, творчество которого вобрала лучшие традиции армянской, украинской и российской культур. Он вошел в историю изобразительного искусства как непревзойденный певец моря. Никто из его современников не смог с такой підкоряючою силой и вдохновениями показать величие и красоту морской стихии. Художнику был присущ возвышенно-романтическое мировоззрение, обусловленный его любимой темой — темой моря. Недаром в народном воображении, литературе море ототожнювалось с чувством силы и могущества, свободы и бесконечного пространства, порождало жажду борьбы и преданности.

Київська картинна галерея представила виставку І.К. Айвазовського

Впрочем не менее важным является то, что именно Айвазовский стоял у истоков украинского пейзажа, одним из первых обратился к живописной красоты украинской природы и сельского быта.

На нынешней выставке экспонируются более 60 произведений живописи и графики XVIII-ХХ вв. из коллекции музея, которые объединены морской тематикой. Также предусмотрен показ фотографий картин Айвазовского, утраченных музеем во время Второй мировой войны и экспонатов музея Шереметевых: архивные материалы, фотографии, различные предметы, что находились на военных кораблях XIX века. и личные вещи морских офицеров — современников И. Айвазовского.

Конечно, особый интерес вызывает музейная сборник Айвазовского, которая состоит из 18 произведений живописи и графики. Все они отмечены высоким уровнем исполнения и дают представление о разных периодах творческой деятельности художника. Однако организаторы выставки с определенной целью отошли от монографического и хронологического показа. В каждом зале рядом с произведениями Айвазовского представлены работы известных или малоизвестных мастеров, которые были предшественниками, учениками и последователями великого мастера. Такой подход визуализирует устоявшиеся традиции, и преемственность, поиски и открытия маринистической живописи на протяжении двух веков.

Київська картинна галерея представила виставку І.К. Айвазовського

Среди интересных образцов раннего периода творчества Айвазовского выделяются великолепные пейзажи «Вид на острове Капри» (1845) и «Арба в поле» (1848). В романтическом полотне «Арба в поле» художник воплощает знакомые с детства мотивы родного края — Крыма и степей близ Феодосии, с которой был связан всю жизнь живописца. О многогранность дарования художника свидетельствуют работы с определенными чертами бытового жанра и непосредственно не связанные с темой моря: «Сцена из Каирского жизни. На террасе дома и общая панорама города» (1881), «Афинский Акрополь» (1887), «Волга у Жигульовських гор» (1887), «Переезд через Неву» (1883). Эти полотна одновременно является свидетельством непоколебимой любви художника к путешествиям, без которых он не представлял своей творческой жизни.

Зрелый этап искусства Айвазовского презентован известным полотном «Буря» (1872). Отмечено поразительной свободой, размахом и вместе с тем значительно более сдержанным колоритом, оно свидетельствует об эволюции творчества художника.

Совершенным мастерством отличаются рисунки Айвазовского, выполненные обычно смешанной графической технике: «Штиль» (1850), «Шторм» (1850) и проч.

Новаторский живопись художника, который во многом опередил свое время, вместе с тем, основывался на традициях пейзажа XVIII ‒ начала XIX вв. Когда Айвазовский учился в Академии искусств пейзажная живопись имел достаточно устойчивые традиции. Представленные на выставке работы художников XVIII ‒ начала XIX вв. ярко характеризуют особенности пейзажа в начале своего развития. К ним относятся — лунный пейзаж с романтическим привкусом Г.Есть. Новикова «На берегу морского залива» (1792), акварели художника XVIII века. Же.-Бы. де ла Траверса, которые он выполнял во время путешествия в Крым.

Тема Италии — одна из любимых в искусстве — соединила таких разных мастеров как И.К. Айвазовский и М.М. Ге. В итальянском пейзаже М. Е «Сорренто» чувствуется наследственную связь с академическими романтическими традициями и в то же время самостоятельная сила, своя эмоциональная содержательность.

Искусство Айвазовского имело огромное влияние на развитие маринистической живописи и крымской тематики. Он создал традицию и школу. Работы современников, учеников и последователей художника составляют целую эпоху в развитии морского пейзажа и крымских ландшафтов. К этой группе работ можно отнести прекрасные пейзажи: Л.Ф. Лагорио «Крымский пейзаж» (1886), А.П. Боголюбова «Стадо на берегу моря . Ай-Тодор» (1870), Г.Г. Судковского «Прозрачная вода» (1879-1885), К.Ф. Богаевского «Берег Коктебеля», волшебные, прозрачные акварели с крымскими пейзажами М.А. Волошина.

Нынешняя выставка — продолжение доброй традиции — всестороннего ознакомления посетителей с уникальной коллекцией музея. Выставка является подтверждением того, что настоящее искусство не имеет никаких преград. Художники, которые обращались к воспроизведению непревзойденной красоты морской стихии, баталий, различных морей и разных стран понятны и привлекательны, даже в наше нелегкое время, для найширокого круга зрителей.

Источник