Коллекцию фотоаппаратов показали в Музее Осмьоркіна

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

В художественно-мемориальном музее Александра Осмьоркіна в городе Кропивницкому ко Дню фотографа, праздника который отмечают 12 июля не только в Украине, но и во всем мире, открылась неординарная выставка «Музейная коллекция фотоаппаратов как история светописи человечества», экспонаты которой наглядно рассказывают о развитии и становлении фотографии ХХ века.

Особое место среди уникальных экспонатов — более тридцати съемочных камер украинского и российского производства советской эпохи, а также фирм немецкого, японского и корейского производства, занимает «3D дисплей XIX века» — стереоскоп.
Первый стереоскоп изобрел английский физик Чарльз Вітстон в 1837 году. Это был зеркальный прибор для демонстрации иллюзии объема, использовался в основном в научных кругах. В качестве стереопар служили рисунки от руки, что очень усложняло процесс, ведь не так легко было нарисовать две одинаковые картинки под разными углами. И только с появлением дагеротипії в 1839 году и развитием фотографии стереоскоп получает новый толчок для своего развития. Уже в 1849 году известный английский ученый Дэвид Брюстер усовершенствовал стереоскоп, заменив зеркала увеличительными линзами, расположенными на расстоянии 2,5 дюйма одна от другой, то есть на обычном расстоянии между глазами человека а рисунки — фотографиями. Стереоскоп запускается в серийное производство и уже в конце 1850-х годов только в Англии было продано более миллиона стереоскопів Брюстера. Лондонская фирма по производству вышеупомянутых приборов развернула рекламную кампанию под лозунгом: «Ни одного дома без стереоскопа» и продавала их дешевле одного доллара. Таким образом стереофотографія приобретает огромную популярность и становится модным развлечением и неотъемлемой частью салонной культуры второй половины XIX века. Как писал в 1859 году известный французский поэт Шарль Бодлер: «Вскоре тысячи жадных глаз припадали к отверстиям стереоскопа, словно к окошкам в бесконечность».
Стереоскоп, который хранится в фондах нашего музея представляет собой небольшую эстетически изготовленную деревянную шкатулку с двумя очками и вставленной внутрь конструкции в виде вращающегося барабана, рассчитанного на двадцать пять стереопар. По легенде, прибор был выписан из Франции в конце XIX века. на заказ одной из жительниц нашего города, находился у родственников вышеупомянутой елисаветградской госпожа почти сто лет. В 1990-е годы ее потомки уезжали на постоянное место жительства в одну из европейских стран и раритетный прибор вместе с комплектом стереофотографій решили подарить родному городу. Таким образом стереоскоп и попал к музейного собрания.
Если в середине XIX века. фотография была прерогативой столичных городов, то уже в конце века почти в каждом уездном городке можно было найти так называемые «фотозаклади», «художественные кабинеты», «фотосалоны».
В нашем городе, тогда Елисаветграде, а сейчас Кропивницкому, работало более пятнадцати таких фотозакладів: И.Бриля, Е.Плетцера, Ф.Кирдановського, братьев Шиндель и др. Особой популярностью пользовались фото Д.Харлаба.
В мемориальной экспозиции музея представлены редкие фотографии с изображением родителей Александра Осмьоркіна и самого художника в детстве со своим дядей, художником архитектуры Яковом Паученком, сделанных именно в фотосалоне Давида Харлаба. Возможно именно дружеские отношения с фотомайстром побудили Якова Паученка стать архитектором нарядного дома Давида Харлаба, который ныне является одной из ярких визитных карточек города, его изображение можно встретить на многочисленных фотолистівках так популярных в прошлом веке. Возможно и сам Яков Паученко пробовал себя в искусстве фотографии, ведь в музейной сокровищнице хранятся любительские фото с изображениями интерьеров дома и маленького Сашу Осмьоркіна.
А аппаратом, которым делались эти снимки, могла быть, например, фотокамера «Compur» начала 1910-х годов, представлена на нынешней выставке, которая вызвала большой интерес у фотографов, которые присутствовали на открытии экспозиции. А председатель областной организации Национального Союза фотохудожников Украины Олег Шрамко продемонстрировал широкой публике как работает эта камера, рассказав, что «Compur» — это тип центральных фотозатворів, разработанный немецким инженером Фрідрихом Декелем на основе конструкции затвора «Compound», который производился с 1908 года.
Кроме этой камеры на выставке представлено еще несколько аппаратов оригинального немецкого производства в частности «Solida», который производился с 1933 года фирмой «Welta», основанной в 1914 году Вальтером Вауріхом и Теодором Вебером под названием Weeka-Kamera-Werk в городе Фрайталь возле Дрезден, да и существовала под брендом «Welta» до 1955 года.
Не менее интересным является фотоаппарат фирмы «Meyer-Optik» 1970 года производства. «Meyer-Optik» — одно из старейших производителей фотооптики в Германии. Основано оптиком Хуго Мейером 1896 года в городе Гьорлиць, оно просуществовало до 1991, но и сейчас объективы «Meyer-Optik Görlitz» пользуются большой популярностью у фотографов, увлекающихся съемкой на объективах с ручной настройкой и ценятся за стабильное качество сборки и высокие показатели контрастности и цветопередачи.
Вообще влияние немецких инженерных разработок на развитие фотоаппаратуры и оптики ХХ века, по моему мнению, является непревзойденным. Популярность первых моделей «Leica» была настолько велика, что основные элементы конструкции стали использоваться большинством производителей фототехники. В Японии выпуск аналогичных фотоаппаратов «Kwanon» был начат в 1934 году компанией «Seiki-Kogaku Kenkyusho», позже переименованной в «Canon». Но в 1936 году, технические решения «Leica» были запатентованы в Японии, что сделало невозможным копирование их продукции на этой территории до конца Второй мировой войны. Кстати, на выставке экспонируется довольно редкий фотоаппарат 1980-х годов японского производства «Уаѕһіса-mаt» — двохоб’єктивний среднеформатный с комплектом сменной оптики.
Особую заинтересованность немецкая оптика вызвала в СССР. Так в 1934 году Харьковскими производственными мастерскими Первой трудовой колонны им. Ф.Е.Дзержинского был выпущен фотоаппарат «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), который был копией аппарата «Leica». В дальнейшем семья «Федив» составила более двадцати моделей, подавляющее большинство которых были переделанными из немецких аналогов.
Особое распространение такая практика получила после окончания Второй мировой войны, из которой СССР вместе с западными союзниками вышла победителем и получила репарации, в том числе и заводы Карла Цельса в Йене и Щецені и компании «Zeiss Ikon», которая до войны выпускала фотоаппараты «Contax II» и «Contax III», которые составляли серьезную конкуренцию «Leica», а все немецкие патенты были аннулированы, что позволило свободно использовать их инженерные разработки в мире. Так появились популярные среди советских фотомастеров фотоаппараты производства Киевского завода «Арсенал» семейства «Киев». На выставке представлены далекомірний «Киев», среднеформатный зеркальный «Салют» и «Киев-10», который был первым в стране, который имел устройство автоматической настройки экспозиции на оригинальный веерный затвор.
Такая же история сопровождала и фотоінженерних советских производителей, что теперь на территории нынешней Российской Федерации. Ленинградское оптико-механическое объединение в 1930 году выпустило массовый фотоаппарат «Фотокор-1», а уже после войны в 1946-м начало производить простой среднеформатный зеркальный двохоб’єктивний фотоаппарат «Комсомолец», дальнейшим развитием которого стали фотоаппараты «Любитель», именно «Любитель-2» и украшает музейную коллекцию. Заводом в 1950-е годы было освоено производство фотоаппаратов «Смена», «Ленинград», «Спутник». Все они представляются на выставке, в том числе и далекомірний п’ятипрограмний автомат «Сокол», который выпускался с 1966 года.
Популярным в свое время был и малоформатный фотоаппарат «Зоркий», производство которого началось еще в 1948 году на немецкой технической базе, но со временем, когда пальму первенства на рынке фотопродукции перебрала Япония, сместился и вектор заимствований. Например, фотоаппарат «Зоркий-5» является копией японского «Auto 35V». Вообще от 1960-х годов в советских магазинах можно было найти копии японских «Ricoh», «Olympus», «Konica» и «Minolta».
Новая эра популярной фотографии 1990-х представлена на выставке известными фотоаппаратами моментальной фотографии «Polaroid» производства совместного предприятия США и СССР, впоследствии России, «Светозор» (Москва) и Японии, а также прибором «Wizen SM 111 F 3,5» корейского производства, который в народе получил название «мыльница».
Дополняет экспозицию выставки литература по фототехники и фотоискусства, начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени — книги, журналы «Советское фото», «Свет и тень», «Photographer» и фотоальбомы, среди которых есть и те, что представляют фотосалоны старого Елизаветград и доработки современных кропивницких фотомастеров.
Приятно отметить, что на открытие выставки пришли фотокорреспонденты почти всех местных СМИ. Увлеченно, с интересом, а главное профессионально осматривали они представлены фотокамеры и с удовольствием фиксировали музейный фотовернисаж. В целом открытие выставки прошло в оживленных разговорах и дискуссиях. В частности, известные фотографы – фотокорреспонденты газет «Вечерняя газета» Александр Шулешко и «Кировоградской правды» заслуженный журналист Украины Игорь Демчук делились своим опытом и историями о работе в эпоху фотопленки. А директор музея Вита Чернова, приветствуя фотографов с их профессиональным праздником, высказала идею о проведении в следующем году творческой акции «Лаборатория фотографа», в рамках которой можно было бы наглядно продемонстрировать таинственный процесс создания фотографии. Эта креативная идея была поддержана всеми участниками открытия выставки «Музейная коллекция фотоаппаратов как история светописи человечества» и вызвало заметный энтузиазм, много кто пообещал оказать помощь, передав в коллекции музея специальную фотоаппаратуру.

Андрей Надеждин
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Экспозиция выставки «Музейная коллекция фотоаппаратов
как история светописи человечества» ко Дню фотографа
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Фото из архива Александра Осмьоркіна, выполненные
фотографом Давидом Харлабом
Елисаветград, 1900-е
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Эмблема фотоателье Давида Харлаба
Елисаветград, 1900-е
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Александр Осмьоркін в кабинете своего дяди
архитектора Якова Паученка
Елисаветград, 1910-е
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Яков Паученко. Эскиз архитектурного проекта дома
Отделение международного кредитного банка
в Елисаветграде («Дом Харлаба»)
1910
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

«Дом Харлаба». Памятник истории, градостроительства
и архитектуры 1910 г. — Отделение международного кредитного
банка в Елисаветграде на вул. Ленина в г. Кировограде
(ныне ул. Дворцовая, г. Кропивницкий).
Архитектор Я.В.Паученко
1960
Фото Я.Поволоцкого
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Стереоскоп и комплект стереопар из музейной коллекции
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Председатель Кировоградской областной организации Национального
Союза фотохудожников Украины Олег Шрамко демонстрирует
как работает фотокамера «Compur»
производства Германии начала 1910-х годов
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Фотокорреспонденты газет «Вечерняя газета» Александр Шулешко
и «Кировоградской правды» заслуженный журналист
Украины Игорь Демчук знакомятся с выставкой
 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

 

Колекцію фотоапаратів показали в Музеї Осмьоркіна

Во время открытия выставки «Музейная коллекция фотоаппаратов
как история светописи человечества» ко Дню фотографа
 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru