Коломыйские миски и тареліз коллекции Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Й. Кобринского

Коломийські миски і тареліз колекції Національного музею  народного мистецтва Гуцульщини та Покуття  імені Й. Кобринського

Коломийські миски і тареліз колекції Національного музею  народного мистецтва Гуцульщини та Покуття  імені Й. Кобринського

На протяжении длительного исторического периода,начиная с эпохи неолита, гончарствозародилося как одно из самых необходимых ремеслам человеческой деятельности и развития. Со временем глиняные изделия приобретают разнообразие форм и, так сказать, окультуривания.

Древнейшим видом открытого гончарной посуды были небольшие мисочки и горшки с широким дном, короткой шейкой, невысоким венцом, что выступает наружу. К этому виду посуды относятся миски и тарелки, которые в зависимости от центров изготовления отличаются в основном формой, росписью и отделкой. В археологической коллекции нашего Музея среди обнаруженного материала важное место занимает керамика(преимущественно в виде фрагментов), датированная IX – Х века. Основная масса этих обломков принадлежала мисочкам с широкими краямита выпуклым горшкам с изогнутыми венцами, декорированных волнистым, линейным и точечным узором на бокахвиробів.

В повседневном быту население Галичины, как и всей Украины, пользовалась открытыми, полуоткрытыми и закритимиглинянимивиробами. С давних часівсаме такой посудвважавсяне только прикладным, но и одним из способов защиты людей от отрицательного влияния окружающих злых сил [3.С.363]. Чем уже отверстие изделия, тем надежнее он защищен.Миски и полумиски является наиболее открытым гончарным посудой. А потому,после окончания трапезы,остатки пищи накрывали сверху другой миской, а пустые – переворачивали.Функцию оберега выполняли и орнаменты, которыми оздоблюваливінця мисок. К сожалению, символически-магическое значение орнаментов современными гончарами не осознается. И если в росписях хранятся древние канонические орнаментальные композиции, то они воспроизводятся на уровне подсознания. За орнаментами закрепилось исключительно эстетическая, декоративная функция («чтобы красиво было!») [4. С.206].

Коломийські миски і тареліз колекції Національного музею  народного мистецтва Гуцульщини та Покуття  імені Й. Кобринського

По разновидности,томиски можно поделить на бытовые: большие, глубокие с утолщенным венцом, бочкообразные и декоративные: напівплоскі и плоские – «на показ». Последние предназначались для декоративности в шкафу и считались высокохудожественным украшением жилья. Такие миски в основном был украшен украшенной оригинальным знаками и знаками сакральной тематики.

Коллекция художественной керамики Національногомузею народного искусства Гуцульщины и Покутья им. Й. Кобринского насчитывает около 5 тысяч произведений с конца Хviiiвв. до наших дней из известных центров Гуцульщины (Косов, Пистынь, Углы) и Покутья (Коломыя), что имели залежи гончарных почв. Мастера этих ячеек сумели сохранить генетическую память многовековых традиций развития этого ремесла и локальные особенности росписи керамических произведений. Глиняные изделия вышеназванных ячеек отмечаются разновидностью форм и разнообразием их применения в повседневной жизни.

Большая сборка покутских и гуцульских мисок, мисок и тарелок конца XIX и конца XX веков, хранящейся в нашем Музее, может дать определенное представление о характере росписей, разнообразие форм и декора в каждой ячейке в частности.

Коломийські миски і тареліз колекції Національного музею  народного мистецтва Гуцульщини та Покуття  імені Й. Кобринського

Сборник художественной керамики Коломые насчитывает более тысячи (1041) произведений и представлена двояко: изделиями неизвестных народных мастеров, произведениями выпускников Коломыйской гончарной школы (1876 – 1914) тавиробами сучаснихколомийських мастеров івипускників Косовского института прикладного декоративного искусства ЛНАМ, которые начали возрождать древние традиции коломыйской керамики в 70-х годах ХХ века.

Сначала весь бытовой посуда была неполиваним, только выжженным и слегка декорированным простыми круговыми или волнистыми линиями (так обозначались линии воды). Коломыя уже в ХVІ века. считалась известным центром гончарства и была одним из лучших центров по изготовлению мисок. С конца XVIII века. народными мастерами начали применяться свинцовые поливы, а прикладной посуду покрывали белой глиной (побелкой),что открыло предпосылки для расширения декоративных средств и кристаллизации локальных художественных признаков. В коллекции Музея хранится 86 коломыйских мисок неизвестных мастеров: крупных– 72, малых – 14. По силуэту и пропорциям эти миски конца XVIII века. – II пол. XIX века. несколько отличаются от гуцульских (косовских и пістинських). Они глубокие с небольшим донышком,стенки плавно расширены до утолщенных краев (венец), изогнутых наружу.Именно края мисок имели утилитарно-символическое назначение для глиняной посуды.

Коломийські миски і тареліз колекції Національного музею  народного мистецтва Гуцульщини та Покуття  імені Й. Кобринського

Самыми распространенными в Коломне были белые миски и так называемые «вишняки». В декоре этих изделий чувствуется удивительная фантазия и изобретательность народных мастеров. Разнообразные по размерам миски и тарелки украшались рожковым росписью по сухой или сырой поливе. Разновидностью техники рижкування была так называемая «покрайня фляндривка».Такая декоративная полоса получается в результате розтягуваннятоненькою дротинкою двух небольших попарно соединенных ком коричневого или зеленого цвета. Этим методом были расписаны орнаментальные полосы, образованные из нескольких круговых линий, которые подчеркивали нижнюю часть венца миски. Орнамент белых коломыйских мисок построен на четком контрасте белой и темной красок, где белая «побелка» и рыжая «червінька» были натуральной глиной (об этом упоминалось выше) из местных месторождений – «глинників». Кроме этих двух цветов, мастера непременно использовали зеленую «краску», которую получали из окиси меди, к которой добавляли немного «побелки» и свинцовой поливы. Эта легкоплавкая «краска» в огне создавала свободные затекания, которые предоставляли мягкой акварельності и смягчала контраст двух основных цветов.

Для «вишняків» фоном миски была жидкая руда «червінька», по которой мастера наносили узоры «побелкой» и зеленой «краской». Отделка коломыйских мисок относительно простое, его отличает «стихийная свобода» [1. С. 22].С помощью различных геометрических элементов, которые повторялись по несколько раз,образовывалось оригінальнерозмаїття цветочных композиций мотива «вазон» – стилизованного «древа жизни» и мотива солнца.Привлекают миски с неповторимым симметричным трактовкой этого мотива, что заполняет ее внутреннюю часть. Рисункам характерно многообразие вариантов мотива «вазон» (как основного), выполненного техниками рожкования и фляндрування. По принципу компоновки веточек-рисок, круговых элементов, овалов, форме самого «вазона», можно отличить этот мотив. Народные мастера рисовали вазу-подставку в форме розетты,треугольника или дуги (земли). Для «вазонових» композиций характерна модификация, которая проявляется в возможностях перехода одного вида в другой, а именно: «ветка» – «букет» – «вазон» – «дерево».

Есть два основных принципа нефигуративных композиций декоративных решений орнамента: центральный концентрический и центральный крестообразный (известные еще гончарам Триполье) [2. С.51], которыми пользовались гончары Коломые протяжении XIX и И пол. ХХ веков. Анализируя специфику местных народных гончарных изделий и их отделки,творческий потенциал народных мастеров,делаем вывод, что характерной чертой декора не всегда было какое-то определенное «отражение» действительности, а воображаемые события,направленные на возбуждение человеческих эмоций [2. С.42-43].

В начале ХХ століттямиски набуваютьбільш сложного и вишуканоговигляду. Они имеют высокий край, широкое дно с четко выраженной внутренней формой – дно-стенка-берег, который внешне подчеркивается едва заметным изломом.

Известно, что анималистических и жанровых рисунков на коломыйских мисках раннего периода не выявлено. У1930–40-х годах на мисках и тарелках известного коломыйского народного гончара Кароля Санойци (1911 – 1945) уже можем увидеть стилизованные человеческие фигуры, петухов, рыбок, кузнечиков. Мастер уже работал в технике ритованого росписи.Кроме двуцветной зелено-коричневой гаммы употреблял желтую краску (традиции Коломыйской гончарной школы).Интересным сакральным произведением К. Санойци есть большой тарелку с центральной композицией декора, который символизирует христианство. В центре – крупная рыба, обрамлена орнаментальной полосой, образованной из зубцов, а венца – подчеркнуты зигзагообразной линией (символ воды). Музейная коллекция мастера насчитывает 21 миску и 1 тарелку.

В отдельную типологическую подгруппу объединенный другой функциональный разновидность открытого посуды – тарелки.Этот вид посуды народные мастера начали производить в конце XIX – нач. ХХ века, когда в Галиции начали массово завозить разнообразный фаянсовая посуда. В Музее хранится 63 тарелки и 83 тарелочки.Как вспомогательный посуда, горожане применяли их для печенья. Впоследствии использовали также для отделки жилья, развешивая на стенах. Разновидность такой посуды, богатство форм и декора, как правило, были обусловлены экономическими, бытовыми и особенно эстетическими условиями жизни покутян и гуцулов конца XIX –начала ХХ века.

Основным архетипом тарелок буливеликі декоративные тарелки со сложными формами, с четко выраженными конструктивными элементами: берег-стенка-дно или без них, с чуть выпуклым или прямым профилем. Эти изделия назывались«медальонами» и использовались как архитектурные детали для декора фасадов. Їхпочали изготавливать на львовских керамических фабриках Ивана Левинского и в Коломыйской гончарной школе (1876-1914) в конце ХІХ и начале ХХ веков. В Музейных фондохранилищах хранится 2медальйони Степана Скрипничука (?–?) –преподавателя Коломыйской гончарной школы. Один украшен большим орнаментальным крестом, заполняет всю плоскость медальона, а другой – орнаментальной композицией «Вазон с цветами». В постоянной экспозиции НМНМГП сохраняется 8різних за формой и орнаментом «медальонов». Достоин внимания медальон «Лев на скале», неизвестного автора начала ХХ века (возможно, преподавателя Коломыйской гончарной школы Титуса Славінського), декор которого символизирует герб Галиции с 1848 года.

К еще одной типологической подгруппы мископодібного посуды, предназначенной для приготовления и хранения пищи, принадлежат макитры. Они сходны по форме, но различные по размерам. В зависимости от назначения их называли «дійниця», «макітрина», «макітерка» [3] и т.д.В коллекции нашего Музея хранится 15 макітр коломыйских народных мастеров: Марии Пазюк(1925-1996) и Василия Кахнікевича (1917-2001), Заслуженных мастеров народного творчества Украины Надежды Никорович и Марии Кахнікевич, их сыновей – СергіяНикоровича и Виктора Мельничука. Бошки этих мастеров отличаются формой, размерами, техникой исполнения и росписью.

Современные коломыйские мастера продолжают традиции древнего коломыйского гончарства, поэтому сборник художественной керамики постоянно пополняется.

Литература:

  • Гоберман Д. Искусство гуцулов.– М., Сов.художник, 1980.– С.22.
  • Лащук, Покутская керамика. Изд-во «Украинское Народоведение. Государственный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне». 1998. 142 с.
  • Матейко К. Народная керамика западных областей Украинской ССР ХІХ – ХХ вв. – С.42.
  • Пошивайло А. Этнография украинского гончарства. Киев. Изд-во «Молодь» 1993. 401 сек.
  •  

    Романна Баран

    Наталья Олейник

     

    Источник