Комплекс школ с Полтавщины будет претендовать на включение в список мирового наследия ЮНЕСКО

Комплекс шкіл із Полтавщини претендуватиме на включення до списку світової спадщини ЮНЕСКО

Комплекс шкіл із Полтавщини претендуватиме на включення до списку світової спадщини ЮНЕСКО

Комплекс школ в Полтавской области является уникальным образцом украинского модерна и может претендовать на внесение в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Об этом во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре заявили участники .

«Мы убеждены, что наши школы имеют все шансы попасть хотя бы в предварительный список. Последние решения ЮНЕСКО показали, что они в последнее время принимают [в список объектов наследия] комплексы, особые не настолько архитектурной изысканностью, как своей оригинальностью, интересом и является ценным конкретно для данного региона», – пояснил Иван Быков, руководитель «Архитектурной мастерской Ивана Быкова».

«Первым это наследство систематизировал Виктор Чепелик. Украинский модерн был трудом всей его жизни. Он же для нас открыл теоретика этого стиля – Афанасия Сластиона – архитектора, керамиста, музыканта и художника. Именно он сформулировал 7 основных принципов украинского модерна, которые отличают его от других», – рассказал Максим Иванов, исследователь проекта, фотограф.

«Особенность украинского модерна в том, что это полноценный украинский национальный стиль, созданный в эпоху русской оккупации, и именно школы Лохвицкого земства представляют собой крупнейший по размеру ареал зданий одного типа, созданных одним архитектором, которые сохранились до наших дней», – отметил Иван Быков.

Художница Оксана Чепелик, дочь Виктора Чепелика, отметила, что украинский модерн развивался синхронно с его развитием в других странах Европы. «Это также связано с зарождением национального самосознания в разных странах – Чехии, Польше, Румынии, поэтому Украина, как видим, также была включена в этот процесс и не отставала от других», – отметила она.

Наиболее характерные особенности этого стиля – одна или несколько башен, как символ общественного сооружения, двойные крыши и люкарны с надстройками. Это также раздвижные двери-створки между классами, которые позволяли или разделять пространство здания на несколько классов, или объединять в один большой. Школы также имеют уникальный внешний декор: деревянная конструкция снаружи обложена кирпичным орнаментом, которая наследует типичные орнаменты украинской вышивки.

«Это «вышивка» из кирпича. Сластион создал три серии типовых проектов, и в каждом из них есть свои подвиды, поэтому у каждой школы она особенная», – отметил Иван Быков. Эту идею архитектору предложила Елена Пчилка, мать Леси Украинки.

Еще одна особенность этих школ – что они строились профессиональными архитекторами как настоящие произведения искусства, но для села – как фактор формирования украинской национальной идентичности. «Крестьяне называли эти школы «шевченковскими», хотя Шевченко не имел к ним никакого непосредственного отношения», – отметил Иван Быков. После прихода советской власти наиболее оригинальные элементы – люкарны и башни снесли, пытаясь стереть эти проявления самобытности.

В рамках исследований активисты провели 10 экспедиций, во время которых відфотографували все школы. «Фотографии мы систематизировали и оформили в выставку. Мы возим ее Полтавщиной и рассказываем людям, какое сокровище они имеют совсем рядом», – рассказала Ольга Герасимьюк, инициатор проекта, первый заместитель председателя Национального совета по вопросам телевидения и связи. Как выяснилось, большинство людей ничего не знали ни о культурную ценность, ни о символическое значение этих заброшенных, часто полуразрушенных зданий.

На местах организовали уже пять толок – собраний, во время которых убирали школьные здания, обсуждали их историю. Крупнейшие толоки состоялись в Харсіках на Полтавщине – последняя собрала более 100 участников. По словам Ольги Герасимьюк, удалось даже найти старожилов, которые учились или преподавали в этих школах. К движению уже присоединились немало активистов, которые думают, как возможно ревіталізувати школы – большинство из них сейчас стоят заброшенные, потому что деревни вымерли.

В школе в Христиновке уже запускают первый пилотный проект – там планируют создать культурно-образовательный центр для развития общин, рассказала Елена Задорожная, представитель Тараса Кутового, министра аграрной политики и продовольствия Украины. Она отметила, что местная власть охотно идет на контакт, особенно Полтавская областная профильная комиссия, которая отвечает за охрану памятников архитектуры.

Ольга Герасимьюк отметила, что проект стал серьезным мотиватором для многих других активистов со всей Украины: таких незамеченных памятников архитектуры очень много в каждой области.

Участники проекта уже разрабатывают учетную документацию на каждую школу для того, чтобы их можно было внести в реестр как памятники. «Мы сделали уже около 20 учетных карточек, а вообще планируем на все 53 школы и на дом земского врача в Чернухах», – рассказал Иван Быков. Он отметил, что », – добавил он.

Больше фото памятников — на странице проекта.

Источник

Добавить комментарий