Конспект музейного встречи №7. Сервис в музеях

Конспект музейної зустрічі №7. Сервіс у музеях

29 января 2016 г. в помещении Педагогического музея Украины состоялась очередная музейная встреча, на которой участники активно обсуждали вопросы сервиса в музеях. Нашим докладчиком была г-жа Анжела Савченко, директор ЧП «Киевские Фрески», которая поделилась собственными наблюдениями на эту тему с точки зрения посетителя.

Госпожа Анжела, ввела участников в диалог, который базировался на освещении актуальных вопросов обслуживания посетителей. Прежде всего, она отметила, что целью данного выступления является не критика, а помощь, поскольку в круговерти рутинных дел, которые проходят по определенным автоматизмом, музейщики не замечают того, с чего и начинается музей – сервиса, отношение к посетителям, подачи информации. Поэтому во время встречи Анжела Савченко озвучила «голос» посетителя, его запросы и ожидания от украинских музеев.

Госпожа Анжела видит конфликт, который заключается в отсутствии взаимопонимания между представителями государственного сегмента, в данном случае – музеями, и комерціалізованим обществом.

Поскольку мы живем в эпоху рыночных отношений, в музее также является частью «рынка». Музейные учреждения должны позиционировать себя как заведения, которые продуцируют культурные услуги. Поэтому данные учреждения должны приспосабливаться к потенциальному потребителю, быть более гибкими к потребностям людей.

Музей не только научно-исследовательское учреждение, одно из звеньев работы которого заключается в сохранении и экспонировании музейных коллекций, однако упомянутая деятельность является «невидимой» для рядового гражданина и для него это лишь общие положения, прописанные законодательством. Поэтому музейным заведениям необходимо войти в контекст рыночных отношений, а для этого, прежде всего, нужно:

  • Отказаться от ожидания перемен из «верхушки» — Минкультуры. Не ждать указов, распоряжений, директив и т. п, а стремиться меняться, как современная, интерактивная, интересная учреждение, популярная среди посетителей.
  • Быть готовыми изменить привычный ритм жизни. Музей должен изменить привычный для него рабочий график и сделать его удобным для посетителя.
  • Музей продает культурный продукт, который должен быть подан в красивой обертке, поэтому в заведении должна витать атмосфера, настроение соответствующие тематике экспозиции.
  • У музейщиков может возникнуть вопрос: «Для чего это все знать и делать?».

    Дело в том, что с наступлением экономического кризиса спрос на внутренний туризм стремительно вырос (в частности из-за того, что поездки заграницу стали значительно дороже). Прогнозируют – спрос еще больше возрастет, однако возникает подозрение, что музеи не будут готовы к такому «буму», особенно региональные.

    Следующая причина – всплеск патриотизма в Украине. Существует большое количество людей, которым есть интересная история, культура, забыты имена выдающихся деятелей страны и все, что касается своей Родины в целом.

    Третьим важным фактором является индустрия развлечений, который выступает основным конкурентом для учреждений культуры, которые ради себя и общества должны предлагать качественную альтернативу данной отрасли.
    Апеллируя к выше указанному, которых все же посетителей стоит ожидать музейщикам?

    • представители сферы IT-технологий, которые с удивлением смотрят на экспозиции 70-80-х годов прошлого века;
    • те, кто раньше ездили отдыхать заграницу;
    • те, что были в музеях еще при своих школьных времен;
    • те, кто впервые в жизни переступил порог музея;
    • те, кто любят музеи и с радостью их посещают;
    • те, кто хочет увидеть что-то новое.
    • сделать «селфі», мотивируясь «модой» на данный вид активности в соцсетях;
    • провести интересно время на воскресно-субботних мероприятиях (обычно эти предложения актуальны для семей, которые имеют детей в возрасте до 12 лет);
    • отработать внеклассную школьную программу;
    • посетить модную выставку;
    • ознакомиться с экспозицией;
    • послушать экскурсию в экспозиции;
    • увидеть в музее то, что он больше нигде и никогда не увидит;
    • уловить дух, настроение — то есть атмосферу.
  • Должен стать культовым местом, храмом муз, поднимать посетителя к высокому, культного уровня.
  • Выполняет просветительскую миссию, а не просто информирует.
  • Как институция, которая предлагает национальные культурные ценности, занимается «пиаром» выдающихся украинцев (художников, культурологов, общественных деятелей, литераторов и тому подобное).
  • Важно, чтобы музеи пересмотрели и содержание, и форму своей работы:

    1. Пересмотреть время и дни работы — для удобства и доступности посетителей.

    2. Музей – интересный! Должны быть продуманными альтернативные программы: мастер-классы, театрализованные, тематические или костюмированные экскурсии, чаепития, интересные встречи, лекции, мини-концерты или спектаклей.

    3. Подумать, что музей может предложить взять на память, разработать свою «изюминку» (небольшой сувенир, что-то сделанное своими руками, необычный билет, имеет оригинальный внешний вид и тому подобное).

     

    Возвращаясь к сервису, стоит обратить внимание на такие важные детали:

    • разрешение на бесплатное фотографирование (за исключением профессиональной фотосессии);
    • наличие Wi-Fi – музеи должны идти в ногу со временем;
    • кондиционирования, отопления;
    • возможность присесть во время экскурсии;
    • наличие надлежащих туалетов;
    • разнообразие форм ведения экскурсий;
    • этика (вежливость) музейщиков;
    • рекреационные зоны;
    • во время проведения экскурсии придерживаться методических рекомендаций и пожеланий посетителя по времени.
    • средство коммуникации прошлого и современного;
    • ретрансляция истории, научных исследований, фольклорного материала, а не просто хранитель и накопитель;
    • должно быть конкурентоспособным и «вкусным», насыщенным духом истории, ароматом края.

    Мероприятие завершилось выступлением Юлии Глебова — представителя компании izi.TRAVEL, которая рассказала о возможности музеев приобщиться к разработке аудиогидов для посетителей.

    Компания izi.TRAVEL занимается развитием программы обеспечения посетителей музеев по всему миру современными аудиогидами и привлечением большего количества туристов в такие музеи, соответственно.

    Технология позволяет создать аудиогид по музею для смартфонов и планшетных компьютеров так, чтобы посетитель, придя со своим любимым устройством, получил возможность осмысленно осмотреть экспозицию музея. Для навигации могут использоваться GPS-координаты (на открытом пространстве), QR-коды и обычные «номерки» (в помещении).

    Преимущества совместной с компанией разработки аудиогида очевидны:

    1. Музей избавляется от необходимости создания собственного программного обеспечения или приобретение лицензионного, приложение izi.TRAVEL абсолютно бесплатный для пользователей.

    2. izi.TRAVEL — приложение мирового уровня, разрабатывается и непрерывно совершенствуется в течение 3 лет. Он совместим со всеми устройствами на ОС Андроид, Windows и iOS (Apple), что является большой редкостью для мобильных приложений. В настоящее время программа установлена на 600 тыс. мобильных устройствах по всему миру.

    3. Все работы по озвучиванию аудиогида, обработки записей, введение их в программу, методическую помощь по продвижению аудиогида компания готова взять на себя.

    4. izi.TRAVEL — единое приложение для всех аудиогидов, поэтому музей станет в один ряд с сотнями других музеев по всему миру. Всего в программе доступно более 500 музеев из 57 стран на 11 языках.

    5. В дальнейшем через систему управления содержанием музей может самостоятельно изменять, дополнять существующий аудиогид. Подрядчик окажет помощь в обучении сотрудников.

    6. Все авторские права, в т.ч. и на выполненный аудиозапись, передаются музею.

    Если вы заинтересованы в привлечении большего количества посетителей в ваш музей; внедрению новейших технологий; продвижении музея среди ведущих музейных комплексов мира, то компания поможет вам создать аудиогид бесплатно!

    Представитель в Украине: +38 063 26 88 302, july.glibova@gmail.com.

     

    Спасибо госпоже Анжеле Савчеко, которая поделилась собственным видением проблемы сервиса в музеях и Педагогическому музею Украины за помощь в проведении мероприятия.

     

    Надеемся, что представленный материал является полезным и интересным.

    Ждем Вас на следующих встречах!

     

    По вопросам относительно мер Управления:

    097-75-47-740 Юлия

    Источник

    Добавить комментарий