«Купала на Волыни» – новое издание в 145-й годовщины со дня рождения Леси Украинки

«Купала на Волині» – нове видання до 145-ї річниці від народження Лесі Українки

«Купала на Волині» – нове видання до 145-ї річниці від народження Лесі Українки

Только в издательстве ООО «Ковельская городская типография» увидел свет сборник фольклорных записей Леси Украинки под названием «Купала на Волыни», которую благоустроили Вера Комзюк и Наталья Пушкарь. Издание осуществлено к 145-летию со дня рождения Леси Украинки за финансовой поддержки. Присяжнюка и В. Панчука.

«Купала на Волыни» – часть фольклорных собраний Леси Украинки.

Свидетельством и подтверждением многогранности таланта Леси Украинки является ее заинтересованность народным творчеством и действительно подвижническая работа в области поиск, запись, упорядочение и переписывание, подготовки к публикации (в т. ч. нотные записи мелодий). Как всегда и во всем, и в этой области она была серьезной и основательной, ведь считала, что «не в том сила, поэт молодой, или старый, больной или здоровый, оптимист или пессимист в своей жизни», – каждому делу отдавалась со всей полнотой своего поэтического дара и щедрого сердца.

Известно, что лето 1892 года Леся Украинка провела в Колодяжном, на родной Волыни. Очевидно, именно тогда и записывала купальские и другие обрядовые народные песни. Тексты могли писаться «с натуры» на Ивана (канун Купала) и на Купала:

Сегодня Ивана, а завтра Купала,

Стороной дождик идет…

или с напевов сельских девушек с Колодяжного, Белина. Наиболее известным и активным респондентом поэтессы была девушка Варя (Варвара Иосифовна Дмитрук), от которой Леся Украинка и ее младшая сестра Ольга записали большое количество песен.

«Записанные мною и представленные здесь волынские купальские песни – это материал настолько интересный, что стоит бы их научно обработать. […] чтобы не лежали зря, а послужили бы для расширения поля при специальных студиях над нашими обрядовыми песнями», – писала поэтесса в послесловии к фольклорных студий «Купала на Волыни».

«При песнях я записала мотивы, к ним принадлежащие, ибо считаю, что записать песню без мотива – значит сделать только половину дела», – отмечает она.

Профессионально выполнить вторую «половину дела» – записать мелодии – помогли, надо думать, немецкие книги по теории музыки, которые зимой 1892 года присылал Леси брат Михаил. «Се немножко тяжкувате чтения, но для меня нужным», – признавалась она в письме к дяде, М. П. Драгоманова.

Следовательно, когда осенью 1893 года Иван Франко через Елену Пчилку попросил «некоторых материалов» от Леси Украинки для своего нового журнала, «сировий этнографический материал» редакцией было принято и опубликовано, правда, без мелодий, в первом номере журнала «Жизнь и слово» за 1894 год.

Что ни деревня –то обычай, – говорят в народе. Обычное праздник Ивана Купала – один из древнейших и самых почитаемых и веселых праздников, корни которого уходят дохристианского жизнь и языческих верований. Традиционно в нем принимало участие все население – от мала до велика, обрядность связана с двумя главными стихиями – водой и огнем. Купаются в воде и в росе; купание в тот день имеет целебную силу. Ночные купальские костры очищают от всякой скверны, болезней, напастей. Травы и цветы, собранные в этот день, имеют значительно более мощные лечебные свойства, чем те, что собраны в другое время. На Купала девушки гадают, пускают венки на воду, а самые смелые идут искать папоротника цвета.

Леся Украинка подарила потомкам тот цвет папоротника – записи народных купальских и других обрядовых песен. Часть купальских песен вошла в сборник «Народные мелодии. С голоса Леси Украинки записал и упорядочил Климент Квитка» (К., 1917).

Фольклорные записи Леси Украинки составили отдельный, 9 том в Собрании сочинений в двенадцати томах (Редактор поэтому Ф. П. Погребенник. Составление и примечания А. И. Дея и С. Й. Грицы. К.: «Наукова думка», 1977, 432 с.).

Именно за этим изданием подаются фольклорные записи Леси Украинки «Купала на Волыни» и Климента Квитки – с голоса Леси Украинки – «На купала».

В оформлении обложки использовано фото гобелена «Ой на Ивана, ой на Купала», который создали художники Леся Крипьякевич, Наталья Паук в соавторстве со Светланой Бурак (Львов, 1991 г.) и который экспонируется в литературном музее Леси Украинки с. Колодяжное, и орнаментом из собраний Елены Пчилки.

 

Наталья Пушкарь,
главный хранитель Волынского краеведческого музея,
Вера Комзюк,
заведующий Колодяжненский литературно-мемориального музея Леси Украинки

Источник

Добавить комментарий