Курс «Искусство XX века и его контексты»

  • Курс «Искусство XX века и его контексты»

 

Первая часть курса «Искусство XX века и его контексты» состоит из 8 лекций и стартует 8 апреля 2016.

 

Курс посвящен первой половине XX века, периоду важнейших открытий в искусстве Новейшего Времени, и сегодня сохраняющих общественный резонанс и являющихся точкой рефлексии в современном художественном процессе. В отличие от традиционного хронологического подхода, на лекциях будут рассмотрены ключевые произведения и направления в их культурных контекстах — научном, философском, религиозном, национальном, политическом и других. Слушатели лекций узнают, как искусство этого периода реагировало на изменение всех аспектов общественной жизни, и как оно само формировало и изменяло их. Лекторы постараются создать полифонический образ искусства первой половины XX века, насколько обобщенный, настолько же насыщенный интересными деталями и фактами. Повышенное внимание будет уделено берлинским дадаистам и Марселю Дюшану, Баухаузу и латиноамериканскому модернизму, обществу художников «Де Стейл» и представителям восточноевропейского авангарда, а также другим явлениям, все еще остающимся недостаточно известными широкой аудитории.

 

8 апреля 2016 «Время и пространство в искусстве первой половины XX века»

Что такое время модернизма и как современность стала важным критерием для искусства? Каковы пространственные характеристики модернизма с точки зрения географии — на лекции пойдет речь не только о Западной, но и о Восточной Европе, Латинской Америке, Индии, Австралии и других регионах. Также мы попытаемся очертить хронологические рамки, и узнаем о том, как проблема времени решалась в искусстве первой половины XX века.

 

15 апреля 2016  «Современность и архаика»

Художники XX века часто обращались либо к искусству цивилизаций, которые сохранили архаический пласт, либо к тем образцам искусства, которые существовали глубоко в древности и рассматривались с точки зрения археологии. Это и искусство Африки и Океании, и Китая, и древнегреческая архаика. Искусство XX века восстанавливало связи с теми традициями, которые были вытеснены классическим новоевропейским искусством, возвращая тем самым ценность символа, условности, ритуала и искусства как жизненной практики.

 

22 апреля 2016 «Наука и искусство»

Научные открытия IXX и XX веков стали важнейшим стимулом в развитии современного искусства. Основанные зачастую на совершенно произвольной интерпретации, новейшие открытия в области физики и биологии, геометрии и психологии, философии и лингвистики, не просто находили непосредственное отражение в произведениях и художественных концепциях, но формировали целые направления, как это было, например, с кубизмом или сюрреализмом. Отдельное внимание будет уделено тем художественным произведениям, которые программно воплощали представление о четвертом измерении — одной из самых модных научных и одновременно квазинаучных концепций рубежа веков.

 

29 апреля 2016 «Религия и парарелигиозные представления в искусстве модернизма»

Искусство модернизма можно рассматривать, как попытку создать искусство, возникшее в период кризиса христианства, как ответ на упадок религиозной веры в обществе. Константин Дудаков-Кашуро расскажет об интересных примерах модернистского христианского искусства, о художниках, обращавшихся к верованиям других народов. Слушатели также узнают, как представление о сакральном проявлялось во внеконфессиональных и нерелигиозных формах. Будут рассмотрены такие направления и персоналии, как Жорж Руо и Василий Кандинский, Йоханнес Иттен и Пит Мондриан, немецкие экспрессионисты и «арте сакара» футуристов, а также проблема сопоставления иконы и русского авангарда.

 

13 мая 2016 «(Не) изобразительное искусство во взаимодействии со словом, звуком, кадром»

Для многих художников первой половины XX века было характерно стремление к синтетическому творчеству, раздвигающему сложившиеся границы искусства. Визуальное искусство стало территорией взаимодействия поэзии и музыки, танца и кинематографа. На лекции будут рассмотрены различные версии синтеза искусства: и теоретические, и практические (Кандинский, опера «Победа над солнцем», дадаисты, Баухауз, Леопольд Сюрважи др.).

 

20 мая 2016 «Политики авангарда»

Искусство XX века приняло на себя новую роль, ранее не свойственную искусству — ориентацию на социальные изменения в обществе, и понимание себя как, своего рода, инструмента трансформации социальных условий и отношений. Многие движения и художники были напрямую интегрированы в политические процессы. Вместе с тем, целое поколение стало заложником и жертвой тех политических утопий, к которым оно само себя готовило. Речь пойдет об итальянских футуристах и русских конструктивистх, а также о берлинском дадаизме и французском сюрреализме.

 

27 мая 2016 «Техника искусства / искусство техники»

Новейшие технические изобретения быстро вошли в жизнь европейского человека конца IXX-начала XX века. Они не только нашли тематическое отражение в произведениях художников того времени, но стали вызовом прежним формам искусства — как в социальном, так и в эстетическом смысле. Одной из главных проблем модернистского искусства стало формирование нового типа и форм художественного мышления в условиях небывалого научного-технического прогресса. Введение новых видов материалов, подходов и техник совершенно изменили привычный образ художественного произведения, создали новые его критерии, а также предпосылки современного дизайна. На лекции будут рассмотрены: фотомонтаж, фотограмма, пластические комплексы, кинетическая конструкция и многие другие техники и жанры.

 

3 июня 2016 «Региональное — национальное — интернациональное»

Современный интерес к геополитике, пересмотр исторически сложившихся концепций «центр/периферия» привели к новому взгляду на соотношение в эпоху модернизма основных метрополий и того, что было принято называть периферией. С одной стороны, художники первой половины XX века стремились к созданию универсальных языков искусства: об этом свидетельствует то, что все крупные направления представляли собой интернациональные содружества. С другой стороны, параллельно с такой своеобразной глобализацией возникло обратное стремление к автономности, обособленности. В частности, это нашло отражение в широком опыте интерпретации национального искусства, и привело к возникновению множества региональных школ и объединений.

 

Начало: 19.30

Продолжительность: 90 минут

Регистрация по ссылке: http://goo.gl/forms/QyP8HXzGaT

 

Стоимость:

— Абонемент на 8 лекций: 2 200 руб. / 1 500 руб. (льготный);

— Одна лекция: 300 руб. / 200 руб. (льготный).

 

Лектор: Константин Дудаков — Кашуро, кандидат культурологии, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова. Исследователь, куратор, сотрудник «Музыкальной лабаратории», соавтор экспозиционного проекта «РеКонструкция шума» и музыкально — сценического проекта «Реконструкция Утопии», получившего гран-при Премии Сергея Курехина 2013.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Граунд «Песчаная»
г. Москва, ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 7
Дата проведения:
Сейчас
Время:
19:30-19:30
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (495) 943 — 51 — 31
E-mail:
info@groundmoscow.com
Сайт:
http://groundmoscow.com/
Источник

Добавить комментарий