Лекции Елены Петровской «Что остается от искусства?», «Фотография и проблема отношения»

  • Лекции Елены Петровской «Что остается от искусства?», «Фотография и проблема отношения»
  • Лекции Елены Петровской «Что остается от искусства?», «Фотография и проблема отношения»

 

Продолжаем образовательную программу в рамках выставки «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000 — 2015». 3 и 4 мая в Уральском филиале ГЦСИ пройдут лекции Елены Петровской «Что остается от искусства?» и «Фотография и проблема отношения». На лекциях Елена Петровская раскроет основные темы, которым посвящены ее книги «Что остается от искусства?» и «Антифотография».

 

В книге Олега Аронсона и Елены Петровской «Что остается от искусства» подводятся итоги ХХ века, критикуется коммерческая направленность современного искусства, вводится фигура «философа» и объясняется новый тип потребления прекрасного. Философы Олег Аронсон и Елена Петровская в своих лекциях и интервью, собранных под одной обложкой, говорят об изменении восприятия искусства. Точка невозврата для них — «Черный квадрат» Казимира Малевича, «погубивший представление о форме». Позже умерло и представление об эстетике, ведь «Квадрат» Малевича не эстетическое произведение, но жест, открывающий дорогу в «сферу искусства» для «тех, кто раньше от искусства был отлучен». Весь XX век — процесс перехода от формы к бесформенности, от изображения к действию: «реди — мейд, поп — арт, концептуализм, акционизм продолжают событие „Черного квадрата“».

 

Эта книга не о фотографии. Вернее, не только об изображениях, которые мы привыкли ассоциировать с определенными именами и чья техническая подоплека опознается без малейшего труда. Скорее, речь пойдет о том, куда нас выводит фотография, одновременно столь распространенная и уже во многом устаревшая. Нетрудно догадаться, что фотография является предлогом, но точно так же теоретической рамкой для разговора о других вещах — вещах безусловно, с ней сопряженных и, вместе с тем, проявляющих себя и в иных по сравнению с фото, режимах. Мы имеем в виду прежде всего неощутимое измерение повседневности, саму банальность будней. Способы проживания, которые не находят, да и не ищут для себя, объективированных форм, но тем не менее удерживаются силой некоторой изначальной связи. На чем она основана? Часто — на простых клише, граничащих с китчем, переходящих в китч. Но китч есть отвлеченно-эстетическое восприятие неких готовых продуктов, в то время как упомянутая связь проскальзывает мимо принятых определений. Это — общность переживания того, что не является личным. Что не успело стать «моим» или «твоим». Именно таково клише как продуктивный знак повседневности. Клише — не то, от чего нужно спешить избавляться, дрейфуя в сторону «незаменимости» и «уникальности». Эта антифотография.

 

Елена Петровская — кандидат философских наук, культуролог, антрополог, старший научный сотрудник Института философии РАН. Редактор журнала  о современной философии, искусстве, кинематографе и масс-медиа, проблемах визуальности — «Синий диван». Автор многочисленных публикаций на тему современной культуры и искусства. Среди наиболее крупных работ: 

• Антифотография. М.: Три квадрата, 2003.

• По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции (в соавт. с О. Аронсоном).

• Теория образа. М.: РГГУ, 2010.

• Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. 

• Что остается от искусства (в соавт. с О. Аронсоном). М.: Институт проблем современного искусства, 2015. (Труды ИПСИ. Том II).

 

Уникальный образовательно — дискуссионный цикл «От воображения к инициативе: опыты самоорганизации» — это совместный проект Уральского филиала ГЦСИ и Музея современного искусства «ГАРАЖ» в рамках выставки «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000 — 2015». Главная тема изучения — феномен самоорганизации — от художественных инициатив до активистских сообществ в крупных городах. Лекторы — кураторы, социологи, урбанисты, музыканты, художники — расскажут как о собственном опыте самоорганизации, так и о малоизвестных широкой публике примерах свободной кооперации вопреки институциональному и коммерческому диктату, попробуют обозначить пределы свободы и мобильности в России 2000-х годов. Обратите внимание! В нашем цикле произошло обновление! 7 мая ждем вас на лекции художника Максима Илюхина, которая состоится в «Лавке мещанина Яковлева» (8 Марта, 31в).

 

Лекции Елены Петровской

3 мая (вторник) 18.00 — «Что остается от искусства?»

4 мая (среда) 19.00 — «Фотография и проблема отношения»

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
г. Москва, ул. Зоологическая д. 13, стр. 2
Дата проведения:
03 мая 2016 — 04 мая 2016
Время:
18:00-19:00
ежедневно кроме: пн
Телефон:
+7 (499) 254 — 06 — 74
E-mail:
pr@ncca.ru
Сайт:
http://www.ncca.ru/main?filial=2
Источник

Добавить комментарий