Лекция «Эстетика декаданса»

  • Лекция «Эстетика декаданса»

 

5 июня 2016 в 15.00 в Kультурном центре Пунктум состоится лекция «Эстетика декаданса».

 

Декаданс или декадентское искусство (от лат. — упадок) — не художественное явление, ибо в нём отсутствует целостность стилистических признаков, а духовное состояние, определённое мироощущение. Это образ жизни, стиль поведения. Вместе с тем декадентские настроения – эстетизация увядания, упадка, бледных грёз, вялых эмоций и мрачных, тревожных фантазий. В разное время это находило отражение в различных течениях искусства: так было в середине 16 века в Италии и Франции (маньеризм); в середине 18 века и в 19 веке в Англии (неоготика); в начале 19 века во всех странах в связи с распространением романтизма; на рубеже 19 и 20 вв. в искусстве модерна.

 

Характерными чертами считаются: индивидуализм, аморализм, отход от общественности, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой и отрывом от реальности. Приверженцы декадентства культивировали цветы зла, поэтику искусства для искусства, эстетизм греха и порока, падение ценностей содержания, состояние безнадежности и неприятия жизни, культ красоты как высшей ценности, утончённость и мистику, соединенную с эротизмом.

 

С точки зрения «проклятого поэта» Поля Верлена «поэзия – это окно в неведомый мир – высший, совершенный и прекрасный, тогда как зримая реальность искажает его гармонию». То есть искусство абсолютно чуждо морали, его цель красота. Так декаденты пытались создать эстетическую утопию, царство красоты, но общество этого принять не могло.

 

Особое значение явление «декаданс» обрело в связи с формированием такого направления как символизм. В период конца века растерянность и пессимизм художников, разлад между идеальными устремлениями и действительностью привёл к тому, что понятия «декаданс» и «декадентское искусство» стали почти синонимами «стиля модерн» и символизма. Но всё же они нетождественные, понятие «декаданс» намного шире.

 

К. Бальмонт определяет художника — декадента в своей книге «Горные вершины», как утонченного художника, гибнущего в силу своей утонченности. «Как показывает самое слово — говорит он — декаденты являются представителями эпохи упадка, это люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого — еще не народившегося. Они видели, что вечерняя заря уже дожила, но рассвет еще спит где-то за гранями горизонта декадентов. От этого песни декадентов — песни сумерок и ночи. Они развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию — вот почему в их настроениях, рядом с самыми восторженными вспышками, так много больной тоски».

 

Декаденты проповедовали «много презрения к человеку и борьбу против кричащей любви и глупой скуки». В области художественных устремлений декаденты предпочитают далекое, давно прошедшее (ретроспективизм) современности. Они, подобно герою Гюисманса (роман «Наоборот») любят убегать из «тюрьмы своего века в отдаленные эпохи». Основное настроение декадентов — смертная тоска, предчувствие гибели, страх перед жизнью и ужас перед смертью, ненависть к грядущему, которое сулит торжество идей новых, сильных классов, творящих новую жизнь.

 

Утомленные от безделья, с обнаженными нервами, декаденты любят полузвуки и полутона, полукраски, полуслова. Они замыкаются в одиночество, уходят от толпы, от коллективной жизни «в башню из слоновой кости». Для их болезненно кричащих нервов «тяжела земная зелень и слишком сини небеса». Они предпочитают сумерки. Они любят неопределенное, неясное, зыбкое, двусмысленное.

 

«В зыбких и твердых устах

Ведений тьмы залегли…

Вечно и «да» в них и «нет».

 

Двойственность переживаний типична для декадентов, стоящих на перекрестке двух эпох, мечущихся между враждебными социальными группами. Душу больной эпохи, душу переутонченного, физически подточенного человека выразил в своей философии Фридрих Ницше, драматурги — Метерлинк, Ибсен, Гауптман, художники конца века Г. Д’Аннунцио, Гюисманс и Пшебышевский, поэты — Оскар Уальд, Поль Верлэн, Шарль Бодлэр, Стефан Маллярме и Артур Рембо, живописцы — Густав Моро, Ропс, Обри Бердслей, Одиллон Редон, композитор Дебюсси в своих утонченных произведениях.

 

У нас в России в конце 80-х и начале 90-х годов выдвинулся целый ряд поэтов, которые называли себя декадентами. Как декаденты выступили К. Бальмонт, В. Брюсов, Коневской, Миропольский, А. Добролюбов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус, В. В. Розанов в своих сборниках 90-х годов, после разгрома «Народной Воли».

 

На лекции мы прикоснёмся к утончённому, эстетскому и прихотливому явлению, окунёмся в атмосферу декаданса. Познакомимся с ярчайшими представителями и их творчеством, а также с критикой этого явления. Посмотрим, каким является декадентское движение сегодня.

 

Лектор — Янина Барабашова

 

Стоимость:

 

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.

Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Kультурный центр Пунктум
г. Москва, Тверская ул. 12 с.2 4 этаж
Дата проведения:
05 июня 2016
Время:
15:00-15:00
ежедневно
Телефон:
+7 (910) 478 — 65 — 54
E-mail:
gz.punktum@gmail.com
Сайт:
http://punktum.ru/
Источник

Добавить комментарий