Лидия Голубчик: «Работа над новым законопроектом должна быть системной, а не сиюминутной»

Лідія Голубчик: "Робота над новим законопроектом повинна бути системною, а не сьогочасною"

Представляем для ознакомления замечания к проекту Закона Украины «Об охране и сохранения недвижимого культурного наследия» от участницы Научно-методического совета по охране культурного наследия Министерства культуры Украины, директора Днепропетровского областного центра охраны историко-культурных ценностей Лидии Николаевны Голубчик.

«В базовом международном пам’яткоохоронному документе – Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972), отмечается, что каждое государство – сторона настоящей Конвенции, обязана обеспечить эффективную охрану и сохранение культурного наследия. Именно поэтому в преамбуле закона Украины «Об охране культурного наследия» определено, что охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Эффективно охрана культурного наследия обеспечивается прежде всего принятием соответствующих законодательных и нормативных актов.

С июня 2000 года действует Закон Украины «Об охране культурного наследия», к которому в течение 15 лет вносились изменения. Иногда эти изменения усовершенствовали систему охраны, но чаще вихолощували ее.

Безусловно над новой редакцией Закона, или новым законодательным актом необходимо работать учитывая все то лучшее, что было наработано за прошедшие годы и лучший международный опыт.

На первый взгляд новый проект Закона, в сравнении с действующим, более детализированный: имеет 16 разделов (действующий закон – 10), 69 статей (действующий закон – 49), вдвое увеличено количество сроков.

Но этот законопроект содержит ряд очень важных недостатков, благодаря которым он значительно уступает действующему закону.

законопроекта предлагается следующая управленческая ветвь:

Кабинет Министров Украины и уполномоченные органы:

– центральные органы исполнительной власти;

– структурные подразделения в сфере охраны культурного наследия органов исполнительной власти регионального уровня;

– исполнительные органы городского, сельского, поселкового совета.

Почему на региональном уровне охрану культурного наследия представляет структурное подразделение органа исполнительной власти?

Может ли структурное подразделение любого органа самостоятельно совершать действия?

Какое отношение к охране культурного наследия имеет председатель исполнительного органа?

Каким образом центральный орган охраны культурного наследия будет согласовывать назначения и увольнения руководителя структурного подразделения органа исполнительной власти? Формально? (ст. 8 п. 2 п.п. 3).

А каким образом при осуществлении государственного надзора, структурное подразделение может самостоятельно издавать распоряжение? (ст. 51 п. 3).

Не понятное понятие – .

В соответствии с Концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, которую принято Кабинетом Министров Украины, функция охраны культурного наследия для территориальных общин не предусмотрена вообще.

Действующий Закон Украины «Об охране культурного наследия» определяет уполномоченными органами – органы государственной власти и исполнительные органы местного самоуправления.

С неэффективной системой «структурных подразделений» мы имели дело редакции ст. 3 законом № 5461-VI (5461-17) от 16.10.2012.

Проанализировав ст. 9 можно констатировать, что распределения полномочий между органами нет.

Так, выдают разрешения на земляные (?) работы на памятниках…:

– органы регионального уровня (ст. 9 ч. 1 п. 15);

– органы территориальной общины (ст. 9 ч. 2 п. 9).

Согласовывают научно-проектную документацию…:

– органы регионального уровня (ст. 9 ч. 1 п. 17);

– органы территориальной общины (ст. 9 ч. 2 п. 10).

Согласовывают размещение наружной рекламы…:

– органы регионального уровня (ст. 9 ч. 1 п. 18);

– органы территориальной общины (ст. 9 ч. 2 п. 11).

Кроме хаоса, который создает такое распределение / распределение, встает вопрос, а есть ли специалисты на уровне села или поселка (территориальной общины) для принятия взвешенного решения относительно предоставления Разрешения или согласования научно-проектной документации?

фактически переписывает все нормы Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Но специальный закон уже существует, таких норм в другом, в частности пам’яткоохоронному, законе вообще не должно быть.

появляется понятие Государственного реестра недвижимого культурного наследия, которое в дальнейшем не употребляется.

: «Для исторических населенных мест и земель историко-культурного назначения заключается Кадастр недвижимого культурного наследия».

В законопроекте не определен термин Кадастр недвижимого культурного наследия, кто его ведет, с какой целью?

В настоящее время в Украине ведется государственный земельный кадастр, в который заносятся сведения о наличии на земельном участке объектов культурного наследия и ограничений по ним (Закон Украины «О государственном земельном кадастре»).

. Памятник археологии не подлежит реконструкции и не восстанавливается.

. В законопроекте: «1. Исследователь – специалист… который проводит археологические исследования… 2. Исследователь (реставратор) имеет право… 3. Исследователь (реставратор) обязан…».

А исследователь-археолог какие имеет права и обязанности?

. В соответствии со ст. 7 данного законопроекта к уполномоченным органам охраны культурного наследия относятся структурные подразделения в сфере охраны культурного наследия органов исполнительной власти регионального уровня. Руководители таких структурных подразделений назначаются на должность в соответствии с Законом Украины «О государственной службе». Руководители органов здравоохранения областного уровня назначаются в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О местные государственные администрации»: «председателями соответствующих государственных администраций по согласованию с органами исполнительной власти высшего уровня в порядке, что определяется Кабинетом Министров Украины».

: «Юридические и физические лица, в собственности (пользовании, аренде) которых находятся памятники недвижимого культурного наследия, обязаны подписать (пользования, аренды)».

Не понятно, что имеется в виду. Соглашение о вступление в право собственности Законодательством Украины не определяется.

Ответственность за нарушение законодательства об охране недвижимого культурного наследия детализировано, но она касается только юридических лиц (ст. 63), физические лица не упоминается.

Действующим Законом «Об охране культурного наследия» предусмотрено, что штрафные санкции, которые налагаются на правонарушителей, зачисляются в специальный фонд соответствующего бюджета. Специальный фонд-это бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений.

В проекте ссылка на специальный фонд отсутствуют.

Законопроектом предусмотрено часть 2 статьи 54 Земельного Кодекса Украины изложить в следующей редакции: «Земли историко-культурного назначения изымаются из всех видов хозяйственного использования. Границы земель историко-культурного назначения, режимы их использования и архитектурно-планировочные ограничения определяются историко-градостроительной документацией, планами организации территорий историко-культурных заповедников и историко-культурных заповедных территорий, паспортам охранных зон».

На сегодняшний день механизмы изъятия земель отсутствуют. Также изъятию не подлежат: особо ценные земли сельскохозяйственного назначения, на которые могут попадать охранные зоны памятников археологии.

Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная) от 16.01.1992 (ратифицирована 10.12.2003) в преамбуле подчеркивает, что археологическом наследии… «серьезно угрожает разрушение от растущего количества крупных проектов освоения территорий, природных рисков, нелегальных или непрофессиональных раскопок…».

Археологическое наследие наиболее уязвимая часть культурного наследия человечества, это остатки жизнедеятельности человека, что содержатся под земной поверхностью или под водой и не подлежат восстановлению.

Учитывая это, в отношении памятников археологии действующий Закон подчеркивает:

– памятник археологии может находиться исключительно в государственной форме собственности, земли, на которых расположены памятники археологии – в государственной форме собственности или изымаются (выкупаются) в государственную собственность (ст. 17);

– разрешение на работы на памятниках археологии предоставляет исключительно центральный орган исполнительной власти – Министерство культуры (ст. 6 п. 13, Постановление Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 № 316);

– разрешения на проведение археологических и других земляных работ предоставляются высококвалифицированным специалистам археологам при определенных условиях (ст. 35);

– защита в первую очередь памятников археологии обеспечивается действующим законодательством (ст. 37).

В предоставленном на рассмотрение законопроекте нет даже этого необходимого минимума относительно памятников археологии.

 


Источник

Добавить комментарий