Малая пластика Полтавского фарфорового завода

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

Полтавский фарфоровый завод был из числа самых молодых в фарфоровой отрасли Украины. Он расположен в административном центре Полтавской области, раскинувшийся на берегах реки Ворскла. Завод был введен в эксплуатацию 30 июня 1964 года. Последний обжиг изделий состоялся в мае 2002 года.

Завод работал на привозном сырье: каолин Просянівський, Новоселовский песок, глина Часов’ярська. Сбыта продукции способствовала расположена рядом с территорией завода железнодорожная станция.

Расчетная проектная мощность предприятия составляла 3 млн. единиц в год. В 1966 году оно вышло на выпуск 7,5 млн. фарфоровых изделий в год, а в 1973 году – на 14 млн. В 1990-х годах этот показатель уже достигал 13,5 млн. единиц в год.

В течение своей 38-летней истории предприятие неоднократно меняло свои названия и форму собственности. В 1964 – 1976 – «Полтавский фарфоровый завод». В 1976 – 1988 – «Полтавский фарфоровый завод имени XXV съезда КПСС». В 1993 году он стал открытым акционерным обществом ОАО «Полтавафарфор».

Сначала завод выпускал только тарелки. В 1970-е годы произошло техническое переоснащение, построен участок для литья, что позволило расширить ассортимент и производить столовая посуда, чайно-кофейные сервизы и скульптуру. После модернизации оборудования, качество продукции улучшилось, ее отличительными признаками стали высокая белизна черепка и глазури, поэтому много изделий шло с превалированием белого фона и минимальной отделкой живописным декором красками или золотом.

Развитие скульптуры на ПФЗ распределяется на два этапа: «советский» (1970 – 1980-е) и «постсоветский» (1990-е). Пока что обнаружено около трех десятков моделей малой пластики ПФЗ. Ее разработкой для тиражирования на заводе занимались: Владимир Белоус [8], Евгения Гулько (в замужестве – Андреева) [9] и Нина Ромашова [10]. Скульптуру для выставок создал Иван Віцько, сувенирные миниатюры – Нина Луганько [11].

В 1964 – 1984 годах ведущим художником ПФЗ был выдающийся украинский фарфорист Иван Віцько. С его именем связано формирование стилистики изделий ПФЗ: он разрабатывал подавляющее количество ассортиментных форм: сервизов, наборов, кружек, ваз. В течение его работы на заводе мала пластика не входила в круг его творческих интересов. Те несколько выставочных произведений, вошедших в каталог его персональной выставки 1983 года: «Лтава», «Енейці», «Сестрички», «Девушка с куманцем» (все – Полтавский краеведческий музей) [12], изготовленные из керамики, поэтому остались вне нашего обзора.

Одним из ведущих мастеров предприятия был. Белоус. Впервые в качестве художника творческой лаборатории он работал на заводе в 1975 – 1977 годах. Именно тогда он начал активную выставочную деятельность, состоялся, по определению В. Зинченко, расцвет его таланта. В эти годы он создал свои лучшие произведения в фарфоре – парные скульптуры «Псел» и «Ворскла» (1977). Затем В. Белоус покинул предприятие для работы над монументальной скульптурой на Полтавском художественно-производственном комбинате. Однако в 1991 году он снова вернулся на завод, где работал еще семь лет (по 1998 год), в течение которых занимал должность главного художника. В тогдашнем творчестве художника такие произведения малой пластики: «Веночек» (1992), «Иванна-Купала» (1992), «Песня» (1992). В литературе встречается еще произведение под названием «Журавка». По нашему мнению, – им является указанная композиция «Песня», которая изображает девушку с аистом. Все композиции развивают фольклорную и краеведческую темы.

Аллегорические фигуры «Псла» и «Ворсклы», олицетворяющие главные реки Полтавской области, можно считать визитной карточкой скульптуры ПФЗ. Они поражают совершенной, декоративной, чисто фарфоровой пластикой. Скульптуры связаны между собой сюжетно и пластически… В этих мелодических образах ярко выражено присущее художнику острое ощущение специфики работы с фарфоровой массой, способной плавно выливаться в форму. Закругленные волнистые ритмы фигур, неторопливые и осторожные движения персонажей хорошо согласуются с материалом и соответствуют выбранной теме.

Указанная особенность фигур. Белоуса – изображения персонажей в замедленном, будто мечтательному движении, свойственна и композициям «Венчик» и «Ивана-Купала», посвященный древнему народному обряду… Правда стилизованная девичья пластика в этих композициях воспринимается менее органично, чем в парной композиции – прибегают о себе знать анатомические огрехи. Мелодичность пластических ритмов мы наблюдаем и в скульптурной композиции «Песня», где интерпретировано традиционный для украинского фольклора образ журавля-аиста – символ тоски по родной земле.

Евгения Гулько, которая некоторое время была главным художником завода, является автором сувениров до выдающихся культурных событий, что произошли в Москве: XXII летних олимпийских игр (1980) и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985). К Олимпиаде-80 она разработала декор подарочных чайных пар (автор формы И. Віцько) [14], двух голубей – символов мира и талисмана московской олимпиады – мишек [15], созданных по известным рисунком Виктора Чижикова (1977). Полтавский медведь отличается от сувениров других заводов красным ремешком с пятью олимпийскими кольцами. Олимпийских мишек завод выпустил 26 тысяч в двух размерах: 13 и 22 см. Оригинальными полтавскими сувенирами к олимпиаде, в отличие от мишек не повторяли другие фарфоровые заводы, есть две голубки (самец и самочка). Автор творчески подошла к раскрытию темы спортивных соревнований: обратилась к их древней истории. Она отождествила традиционный публицистический образ голубя как символа мира на земле с олимпийскими играми, во время проведения которых, согласно древнегреческих правил, все войны должны были остановиться. Несмотря на использование приемов стилизации в отображении формы породистых белых голубей, художница подчеркнула присущие их внешности рыси: хохолок, оперение на лапах, широкий пышный хвост. В то же время она смоделировала фигурки птичек в присущей заводским изделиям эстетике: подчеркнула четкость силуэта и линий крыльев, лаконично обозначила характерные элементы золотом, добавив им окончательной декоративности. Учитывая то, что в 1985 году Иван Віцько уже не работал на заводе, а автор наиболее известных полтавских скульптур – В. Белоус еще не вернулся на завод, можно предположить, что Есть. Гулько разработала для воплощения в фарфоре модель фигурки «Катюши» с голубем – эмблема XII фестиваля молодежи и студентов (по эскизу автора идеи – Михаила Веременко, 1985). Решения статуэтки лаконичное: в отличие от традиционного ее образа яркого полихромного росписи с применением красного, желтого, синего, зеленого цветов, полтавскую расписано только голубым (голубка) и золотом (кокошник).

Нина Луганько (в замужестве – Місюна) работала на ПФЗ в 1969 – 1992 годах. Имея опыт создания миниатюрной пластики на Довбиському фарфоровом заводе (Житомирская обл.), в 1974 году к 800-летию Полтавы она создала миниатюрные сувениры в виде антропоморфных вазочек-куманцив, расписанных характерными для народного искусства Полтавщины красочными орнаментами [16].

В 1990-х годах большим спросом пользовались фигурки в виде животных – символов года по Восточному календарю. На ПФЗ автором малой пластики на данную тему была Нина Ромашова, что работала на заводе с перерывом в 1980 – 2002 годах. Изделия создавались в качестве подарков для людей, родившихся определенного года, которому соответствует одно из двенадцати животных — символов Восточного гороскопа. Для воплощения мифических персонажей автор выбрала условное моделирование и яркая роспись, уподобляя их к рисованных героев детских мультфильмов. По нашему мнению, авторству Н. Ромашовой относятся также фигурки очеловеченных (занятых человеческими делами) Мистера и Миссис Мыши (конец 1990-х годов). Эти шаржированные, выполнены лаконично, элегантно, с тонким юмором персонажи являются прекрасными образцами настольной малой пластики.

Из изделий ПФЗ сугубо анималистического жанра известное реалистичное изображение трясогузки [17], авторство которого устанавливается.

Выпуск малой пластики на ПФЗ осуществлялся в течение двух периодов: в конце 1970-х – 1980-е и во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов. Ассортимент работ первого периода был достаточно узким, их назначением были презентационные функции. Часть из них была призвана представить своеобразие местного полтавского колорита. Жанрово они подразделяются на тематические композиции и анімалістику. В художественном отношении полтавская фарфоровая скульптура характеризуется поиском средств воплощения наибольшей пластической выразительности материала, стремлением подчеркнуть его декоративные возможности и свойства. Назначением остальной части было удовлетворить потребность в сувенирах-эмблемах в резонансных культурных событий времени, что имели типичный для эпохи общественно-политический, идеологизированный подтекст. В следующий период слома советской эпохи, когда малая пластика освободилась от идеологических наслоений, ее ассортимент приспосабливался к открытым всему новому тенденций времени, появились вещи развлекательного плана, правда пластические поиски прекратились, моделирования скульптуры стало невыразительным и вялым.

Резюмируя изложенное, отметим, что скульптура малых форм на ПФЗ развивалась в русле пластических поисков, которые велись художниками на других фарфоровых предприятиях страны в указанные периоды. Поиск новых образцов и их атрибуция должны быть продолжены для создания более объективной картины развития фарфоровой пластики полтавского региона.

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

ил. Песня

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

ил. Сувенирная пластика ПФЗ

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

ил. Н. Ромашова (?). Мистер Мышь

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

ил. Из серии «Восточный гороскоп»

Мала пластика Полтавського фарфорового заводу

ил. Из серии «Восточный гороскоп»

 

Гулько. Голуби.

Источник