Марию Заньковецкую почтили в художественном музее Кропивницкого

Мария Константиновна Заньковецкая (настоящая фамилия Адасовская, псевдоним Заньковецкая позже взяла от названия Заньки — своего родного села) родилась 22 июля 1854 года в деревне Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии в многодетной семье дворянина Константина Адасовського и мещанки из Чернигова Марии Нефедовой. Десятилетней девочкой начала свое обучение в частном пансионе Осовської, что находился в Чернигове. Знания давались ей с легкостью, была искусна во всем за что бралась и больше всего любила импровизировать с подругами на уроках танцев или занятий пантомимой. Девочки даже ставили небольшие пьесы, этюды и сами исполняли их. Поэтому талант будущей актрисы проявился с ранних лет.

В течение жизни Заньковецкую сопровождали невероятные встречи, которые становились началом рождения чрезвычайных артистических образов, творческих подъемов, крепких дружеских отношений и страстной любви.

Из воспоминаний Марии Старицкой можно представить одну из первых ролей М. Заньковецкой, которую она убедительно сыграла в семейном кругу вдохновившись встречей с летней помещицей, которая затеяла бесконечный иск со своими детьми и часто приезжала к ее отца, Константина Константиновича, который был судьей. Это был образ похож на гоголевскую Коробочку. Будущая актриса зладнала себе костюм, насурмила брови, напудрила волосы, нап’яла на голову шляпку, прикрыла лицо вуалью и появилась перед отцом. «Ро-зо-ря-ют, ро-зо-ря-ют!», – услышали родители из соседней комнаты знакомый голос всем надоевшей помещицы. Потом полились охи и сетования на детей. Девушка так скопировала истицу, что даже отец сначала не узнал ее, когда Маша весело рассмеялась все поняли, что это за «помещица».

Дальше было не просто сыграно, а пережито Заньковецкой на сцене много ролей. Формировались образы будущих героинь когда Мария заходила в каждый дом Занько и узнавала о боли и радости жизни своих односельчан, вместе с ними глубоко сопереживала эти чувства.

Экспозиция «Невероятная встреча» состоит из двух исторически-знаковых работ талантливого художника-земляка Володимира Федорова (1920-1986) – «Корифеи украинского театра» (1976) и «Лев Толстой в Марии Заньковецкой» (1951). Сам художник очень любил театр, был частым гостем за кулисами, на репетициях и спектаклях.

Именно первая работа — «Корифеи украинского театра» (1976) может стать иллюстрацией апогея еще одной встречи актрисы началась с бракосочетания семнадцатилетней красотки с молодым офицером Хлистовим, который сначала поддерживал порыв девушки до артистического мира, пообещал помогать ей, а позже заявил, что назначение женщины – быть хорошей женой и матерью. Поэтому Марии пришлось бороться за возможность развивать свой талант и продолжать учиться дальше. Вместе с Хлистовим она попала в Бессарабии, где играя в любительском театральном кружке крепости Бендеры впервые встретила пехотного офицера Николая Тобилевича, который впоследствии стал одним из самых выдающихся украинских актеров выступая под псевдонимом Садовский. Эта встреча оказалась роковой для обоих. Именно это знакомство предопределило ее сценический дебют в Елизаветграде (ныне Кропивницкий) 27 октября 1882 года, где она исполнила роль Наталки Полтавки за известным одноименным произведением И. Котляревского. Этот спектакль стал для нее своеобразным крещением и именно для этого выступления Мария выбрала себе сценический псевдоним Заньковецкая, чтобы ни родители, ни братья, ни муж не пеняли ей за поруганное «легкомысленной профессией» фамилия.

М. Заньковецкая была первой украинской актрисой, завоевавшей признание в России. В составе украинских трупп она гастролировала в Петербурге, Москве и других городах несмотря на все запреты. Именно во время московских гастролей в 1912 г. состоялась еще одна яркая встреча Заньковецкой с известным классиком литературы Львом Толстым, когда она исполняла роль Елены из драмы Марка Кропивницкого «Мироед, или же Паук». Писатель был так увлечен игрой актрисы, что попросил ее подарить ему красный платок со своих плеч, которую сохранял до конца жизни. Он высоко ценил творчество Заньковецкой и уважительно относился к ней как к настоящему мастеру сцены. Этой встрече посвящена другая работа. Федорова «Лев Толстой в Марии Заньковецкой» (1951). В приглушенном свете гримерки возле старого зеркала мы видим актрису в украинском наряде с букетом розовых роз, которая кротко опустила взор, напротив фигура Л. Толстого, который уважительно поднимает ладонь к своей груди, улыбаясь взглядом, ведь уста окутаны длинной седой бородой. А вокруг украшенные лентами корзины с цветами.

В декабре 1922 года в Киеве по случаю празднования 40-летия работы на сцене Марии Заньковецкой присвоено звание Народной артистки. В тот день Мария последний раз выступила на сцене театра, который носил ее имя в роли, с которой четыре десятилетия назад дебютировала в нашем родном городе – Наталки Полтавки.

Не стало примадонны украинского театра 4 октября 1934 года. Похоронили ее на Байковом кладбище рядом с Николаем Садовским, но память о ее невероятный талант, вклад, что она внесла в развитие профессионального украинского театра будет всегда жить и мы гордимся, что наш город является частью этой истории, а одна из его улиц носит имя известной актрисы.

 

Источник