«Между штрихами»: Я Галерея приглашает найти художницу в ее произведениях

"Між штрихами": Я Галерея запрошує віднайти художницю в її творах

27 сентября – 28 октября 2017 года в «Я Галерее» (г. Киев, вул. Хорива, 49Б) пройдет выставка «Между штрихами» художницы Аны Мироновой. О проект, что приглашает зрителя найти присутствие художницы в визуально насыщенных графических произведениях, читайте в обзоре искусствоведа Полины Ліміної.

"Між штрихами": Я Галерея запрошує віднайти художницю в її творах

Когда искусство становится способом личного высказывания, рано или поздно художник наталкивается на проблему языка – визуальные формы могут показаться слишком общими для того, чтобы вместить что-то очень конкретное, то, что проявлялось здесь и сейчас. Тем более, если эта визуальность является абстрактной, тогда зритель чувствует полное право вкладывать собственные смыслы в частные слова автора. В своем проекте «Между штрихами» художница Анна Миронова проявляет неоднозначное отношение к вопросу интерпретации: поле собственного искусства становится настолько плотным и насыщенным, что в нем не должно остаться места другому взгляду, и в то же время автор не отрицает его возможность. Таким образом, само название становится скорее вопросом, чем констатацией.

"Між штрихами": Я Галерея запрошує віднайти художницю в її творах

Таким образом, «Между штрихами» может стать своеобразным испытанием для зрителя: сможет ли он преодолеть свое желание присутствовать в работе художника, проявить настоящую эмпатию для ощущения того, что именно вкладывала Анна Миронова к своим работам? Ведь ни кода, ни сюжетных загадок в серии не предполагалось – только сильные ощущения актуального времени и пространства, атмосферной ситуации, в которой находилась художница в тот или иной момент. Даже форма не сможет помочь в исследовании: Миронова намеренно использует только простые средства (карандаш и бумага) в визуальном искусстве, тем самым отказываясь от нагрузки внешней отделкой. То есть, для зрителя остается лишь один вариант коммуникации с искусством автора – углубление в то, что располагается между композициями из простых штрихов.

Одновременно с этим выставка Анны Мироновой не приобретает черты однообразия. Через свои «чистые» графические техники художница разрабатывает очень разные по эмоциональному наполнению произведения: распыленная шумовая насыщенность одних работ вступает в контраст с ритмичностью и линейностью других нефигуративных образов. Такое динамическое взаимодействие творчества достигается благодаря расположению в экспозиции различных серий работ, созданных с 2015 до 2017 года. Говорящими по общности идей становятся уже названия циклов: «Между штрихами», «Край», «Горизонтали» и «Черная отметина». Все говорят на языке пространства, связывая личность автора с той плоскостью, с которой она взаимодействует.

Поэтому, между штрихами иногда может быть скрыт и сам художник – в малейших мелочах, незаметных пустотах, белых пятнах. Ведь недаром личность пытаются искать в ее отсутствии, а работы неизвестных художников атрибувати за техникой написания «неважных» деталей, таких как ногти или мочки ушей – все для того, чтобы благодаря чем-то неброском постичь картину. И разве не являются слова Мироновой «в моих работах штрихи настолько плотные, что искать между ними нечто противоположное тому чувству, о которых идет речь, нет смысла» подтверждением той мысли, что благодаря тем шпаринам между штрихами мы и можем разглядеть эмоцию, которая содержится в самих штрихах?

Источник