Мир гармонии и красоты

Світ гармонії та краси

Світ гармонії та краси

25 июня исполнилось 105 лет со дня рождения известного в Украине и за ее пределами художника Сергея Федоровича Шишко (1911-1997 гг), полотна которого воспевают самое важное – красоту природы.

 

Родился художник в селе Носовка Нежинского района на Черниговщине. В течение 1929-1933 гг. учился в Киевском художественном институте на факультете живописи в Ф. Кричевского, посещал мастерские М. Бойчука и О. Богомазова. В 1936 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, где учился у А. Зайцева и Бы. Иогансона. 1942-1043 годы провел в Самарканде в эвакуации, и лишь в 1943 году закончил обучение в Институте. Потом некоторое время жил и работал в Загорске под Москвой. 1944 года вернулся в Украину и навсегда поселился в Киеве, где плодотворно работал до конца жизни.

Талант художника высоко оценен на государственном уровне: он – заслуженный деятель искусств УССР (1960 г.), народный художник УССР (1964 г.), народный художник СССР (1974 г.), лауреат Государственной премии им. Т. Г. Шевченко (1982 г.), награжден орденами Ленина (1971 г.), Дружбы народов (1981 г.), орденом Украины «За заслуги» (1995 г.). Произведения Сергея Шишко украшают музеи, картинные галереи, частные собрания в Украине и за рубежом. В апреле этого года на аукционе в Киеве картину Шишка «Разлив Днепра» (1964 г.) было продано за 27, 5 тыс. долларов.

Сергей Федорович сознательно дистанцировался от политики и избегал идеологизированной творчества. Он создавал преимущественно лирические портреты, пейзажи, натюрморты, из которых льются тепло и положительная энергия.В своих полотнах он утверждает тему гармоничного сосуществования человека и природы, побуждает к философским размышлениям о ценности нашего бытия.

Всю свою творческую жизнь Шишко неотступно пытался постичь удивительную тайну красоты природы. Для художника цвет – едва ли не главный компонент построения картины, когда уравновешиваются цветовые массы, отдельные пятна дополняют, поддерживают друг друга, в гармоничном единстве строят форму.Сложное переплетение оттенков, их сочетание, сопоставление, необычные контрасты – именно благодаря этому краска оживает на его полотне и приобретает самобытного звучания.

В художественном наследии Сергея Федоровича есть циклы самаркандских и загорских этюдов, фронтовых этюдов, цикл карпатских пейзажей, пейзажи шевченковских мест, крымские этюды, индустриальные пейзажи и полотна, посвященные жизни крестьян. Впрочем, всемирное признание ему принесли непревзойденные киевские пейзажи. Нет ни одного уголка, который бы не вдохновил Сергея Шишка на этюд, картину. И хоть бы где побывал художник – на Днепрогэсе, на строительстве Каневской ГЭС, в Прибалтике, Крыму или Карпатах, – он возвращался к любимого города. И в разные времена года, в праздники, в будни воспевал его с искренней любовью и особой страстью, нежно и величественно. Фигуры людей на его полотнах – это обязательный, творчески обусловленный элемент композиции. Потому что именно люди, их жизнь, их чувства и эмоции – это и есть город. С любовью и огромным восхищением написаны картины цикла «Киевская сюита», что составляет особую страницу в творческой жизни художника.

Маленькая часть этой летописи столицы Украины является в фондовой коллекции Хмельницкого областного художественного музея.Это этюд «Зимний фонтан» (1949 г.), вошедший в постоянной экспозиции музея «Украинское искусство II пол. ХХ ст.: художественные параллели».

На картине –уголок парка с фонтаном. Очевидно, что это Мариинский парк в Киеве (своим названием обязан одноименному дворцу, название которого связано с именем жены императора Александра III, Марии Федоровны, которая в 1915 году поселилась во дворце. Она в любую погоду гуляла в парке, который тогда назывался Царским. История парка насчитывает более 140 лет (с 1874 г.). Он представляет собой уникальный памятник садово-паркового искусства и спланирован в пейзажном, английском стиле. Расположен вдоль Днепровских холмов, его главный вход находится напротив здания Верховной Рады Украины). У автора есть несколько подобных этюдных зарисовок этого периода, следовательно художник жил в указанное время где-то рядом.

В центре композиции – типичный фонтан, которые сооружали в довоенные и послевоенные годы (произведение датировано 1949 годом). Все вокруг пыльно пушистым белым снегом. Под шатром заснеженных вековых деревьев ощущается особая тишина. Тональные переходы светлых оттенков, акценты контрастных цветов и максимально обобщенные фигуры людей – мелкие и размытые на дальнем плане, укрупненные – на переднем, создавая ощущение воздушного пространства, передают его глубину. Изображение на фоне лирического пейзажа мирных будней, придает ему философскую окраску. Вспомним дату рождения произведения – 1949 год. Несмотря на все трудности – жизнь продолжается, и двое молодых мам нежно прижимают к себе свертки с младенцами.

Картины Сергея Шишко является редким в украинском искусстве 1950-1970-х гг. примером импрессионистического подхода к изображению натуры, который выделялся среди произведений преобладающей в то время соцреализма.

Полотна мастера – это гимн жизни, вечным и мудрым законам мироздания, разноцветные, разные по настроению, все они являются живописными олицетворениями идеалов Красоты, Добра и Истины, без которых не возможен вообще акт творчества.

 

Людмила Сковерко,

научный сотрудник Хмельницкого областного художественного музея

Источник

Добавить комментарий