МОН Украины – верните этнологию к Перечню специальностей!

МОН України – поверніть етнологію до Переліку спеціальностей!

Как раз по случаю героически-трагических событий конца 2013 – начала 2014 годов Президент Украины Петр Порошенко в обращении к народу подчеркнул, что «Враг не атакует только снаружи, но и расшатывает нас изнутри…»

 

В эти дни я получила лаконичный ответ из Министерства образования и науки Украины на мое обращение о том, что есть государственная необходимость в возвращении к Перечню специальностей важнейшей на сегодня гуманитарной науки — этнологии. Процитирую отдельные положения данного негативного ответа из Министерства за подписью первого заместителя Министра.В.Ковтунец. «Формирование указанного Перечня осуществлялось в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании», с учетом норм сферы труда и на основе международных классификационных документов, в частности Международной стандартной классификации образования. МСКО не определяет отдельной позиции для специальности «Этнология».

По поводу этого абзаца ответа можно сказать мягко о том, что это не соответствует действительности, поскольку очень хорошо известно всем, что этнология и культурная антропология во всех ведущих государствах мира сегодня мощно развивается. Ученые мировой науки акцентируют на том, что анализ исторических событий ХХ и начала ХХІ века приводит к выводу о росте роли этнических факторов в культурно-историческом процессе и что этнические процессы являются основой национальных движений в политике и культуре. Этнические процессы требуют от этнологов ответы на многие актуальные вопросы современности и необходимости построения теоретической модели этнических процессов. При этом ученые подчеркивают, что определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики и действительности, потому что сегодня региональные, национальные конфликты, каждый из которых потенциально может стать поводом новой большой войны. Научное обоснование и решение этнических проблем путем толерантности и ценности всех культурных явлений становится залогом выживания человечества. Об этом говорят ученые на конференциях, форумах, заседаниях за круглым столом. Эти доказательства для МОН недостаточны?. Как раз в командировке в Киеве находилась преподаватель Бременского университета (Германия) п. Ульрика, она была шокирована таким ответом МОН и сказала, что это что-то в советском стиле, но только значительно хуже. В их университете есть специальность этнология.

Рассмотрим второй абзац ответа из Министерства: «Ключевыми моментами определения почему новой? Наука известна с времен античности а ее становление как науки произошло в 1830 годах в Европе) специальности является отсутствие возможности подготовки соответствующего специалиста в рамках существующих специальностей и вероятность реализации полученного высшего образования на рынке труда» Видите как казуистика? «Ключевым моментом является отсутствие возможности… Это отвечает чиновник профессору, очевидно не осознавая, что впервые в Украине после обретения независимости были созданы кафедры этнологии, разработаны учебные программы впервые с Украинской этнологии, зарубежной этнологии, издано несколько учебных пособий, методических материалов. Проводились на базе университетов международные конференции, начато периодическое издание «Этническая история народов Европы», где опубликовали свои исследования по этнологии ученые Польши, Беларуси, России, Финляндии, Македонии и других стран. На кафедру этнологии в университет КНУ ім. Т.Шевченко приехал выпускник университета из Токио Масаки Умебаясі, учился у нас в магистратуре по специальности этнология и впоследствии в аспирантуре и успешно защитил кандидатскую диссертацию и издал книгу на украинском языке про обычаи японцев и украинцев которая получила высокую оценку среди всеукраинского рейтинга изданий. Работает на дипломатической работе. Конкурс студентов на кафедру этнологии был всегда одним из крупнейших. Украинофобы конечно не могут этого допустить.

Что же касается «вероятности реализации полученного высшего образования на рынке труда…» то стыдно такое писать, очевидно зная, что в Украине в каждом районном и областном центрах есть историко-этнографические музеи, что в Украине есть большие этнографические музеи-скансени, есть много школьных этнографических музеев, проводится большое количество различных фестивалей с этнической культуры. Но что чиновникам до того? Им главное продвигать «Русский мир», который международным сообществом присоединен к террористическим организациям. В Одесском национальном университете им. И. Мечникова студентам — выпускникам кафедры этнологии не выдали подъемных, ибо у специальности этнология какой-то чиновник забыл поставить звездочку, это педагогическая специальность. А может и специально не поставил ту «звездочку»? Ибо очевидно, что в мире стоит ли студент прослушал курс по педагогике и провел педагогическую практику, что конечно имели студенты ОНУ а не «звездочка». Ибо где же ему бедолаге знать, что структурной частью науки этнология является-этнопедагогика,(изучает особенности воспитания). Ведь система народной педагогики была намного мудрее современную. На ней веками воспитывалась культура общения, уважения младших к старшим, музыкальная культура, прикладное изобразительное искусство, культура хозяйствования, досуга. Народу не нужно было бы такое министерство, которое не чтит самобытность своего народа. Ведь учитель этнолог истории, народоведения дал бы ученикам обширные знания по материальной и духовной культуре своего народа, научил бы ценить все культуры народов мира, лучше понять свою национальную идентичность, которую размывали протяжении всего советского времени. И почему не прислушаться к мнению ученых, что «В наше время рекомендации и знания этнологов по вопросам самых разнообразных сфер общественной жизни становится необходимым для решения политических, экономических и социальных проблем. Этнологи также эффективно используются в международной торговле, дипломатии, налаживании культурных связей и других сферах общественной жизни.»

Коллеги с Юга Украины,в частности коллектив Музея истории города Каменского (кол. Днепродзержинск) отмечают, что проблема изъятия из Перечня специальностей этнологии вызвала широкий резонанс среди научного сообщества. Цитирую: «Вызывает большое беспокойство тот факт, что изъятие специальности из учебных программ вузов происходит в то время, когда в музеях ощущается существенный дефицит этнологов: сложившиеся за много лет этнологические коллекции нуждаются в атрибуции, введение памятников в научный оборот, проведения на их основе научно-исследовательской, научно-просветительной работы, не говоря уже о экспедиции с целью дальнейшего формирования коллекций, записей нарративов и тому подобное». Это коротко о «рынке труда».

И последний «шедевр» ответы из Министерства, что «формирование учебных программ и планов относит исключительно к компетенции высших учебных заведений». Это уже то, что граничит, извините, с цинизмом. Потому уже с весны начали ликвидировать курсы по этнологии, а в сентябре-октябре 2016 в спешном порядке начали зачистки этнологии из вузов. Ликвидация кафедры в Черкассах, Черновцах, Виннице и других городах. И на вопрос почему они это сделали услышали ответ: «Сигнал сверху». И мы хотим знать где эта «ГОРА»? Может она в Москве а в МОН ее послушные исполнители?. Это просто выдано так поступать по специальности, которая имеет такое важное государственное значение. Это измена государственным интересам.

Мотивацией изъятие специальности из учебных вузов чиновники называют реформы привели к сокращению из 500 специальностей до 150. Аргументы для сокращения – результаты Комиссии, которая обсуждала эти критерии сокращения. Отметим, что среди членов Комиссии не было ни одного этнолога. Это случайно? Объясняют, что оставили только специальности широкого профиля. Но как тогда объяснить, что узкое назначение (по сути искусствоведческое)культурологии вошло в перечень, а этнология или, шире, культурная антропология, которая занимает все участки материальной и духовной культуры этноса была изъята. Ведь и археология — очень уважаемая наука, но имеет значительно более узкое поле исследований.

Языковед и лектор Колумбийского университета (США) Юрий Шевчук удивлен, что в Украине русофобия граничит с расизмом, что идет такое мощное уничтожение украинского языка, культуры, традиций. (См. его публикации в газете «Украина молодая») То разве изъятие Этнологии из Перечня специальностей не есть прямое подспорье деукраинизации общества. Это теракт большой разрушительной силы, духовный Голодомор украинского народа. Кому это нужно?

Угроза суверенитету Украины через мощную русификацию стала очевидной и эта дикая война, когда каждый день гибнут лучшие защитники являются следствием советской и постсоветской политики созидания обще советского общества, ассимиляции населения и современного украинофобства.

самостоятельная наука, которая изучает весь спектр жизнедеятельности нации: повседневную жизнь, культуру и быт разных народов на протяжении исторического развития. Изучает не только архаические компоненты культур прошлых времен, что несомненно, очень важно для решения глубинных проблем этногенеза, культурогенезу, ментальности, мировоззренческих представлений и тому подобное. наиболее эффективно среди других наук может определять современные процессы трансформации культур в условиях глобализации и обеспечить научные подходы к сохранению многообразия культур народов мира, их языков, художественных достижений, культуры общения, морально-этических норм, предостеречь от негативных воздействий некоторых современных произведений, особенно на молодое поколение, а также от критического риска создания технократического и потребительского, лишенного духовности, общества.

В конце концов существует Рекомендация ЮНЕСКО государствам членам о необходимости усилить изучение и сохранение традиционной культуры народов. В ней говорится о том, что Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на своей 25 сессии в Париже с 17 октября по 16 ноября 1989 году, что традиционная народная культура составляет часть общего наследия человечества и является мощным средством сближения различных народов и социальных групп, утверждение их культурной самобытности, отмечая ее социальное, экономическое, культурное и политическое значение, роль в истории народа и место в современной культуре… рекомендует усилить изучение традиционной культуры во всех формах ее бытования.

Эта гуманитарная дисциплина есть на самом деле царицей наук, потому что объединяет в себе всю философию жизни этноса и от ее развития зависит развитие демократического, толерантного, глубоко духовного общества. Изучая этнологию человеку легче определиться со своей национальной идентичностью, понять и доброжелательно относиться к другим культурам, ибо этнология учит, что нет больших или малых народов, что все этнические сообщества является большой ценностью на земле и через взаимообогащение и самобытность идет путь к прогрессу.

И ее значение хорошо понимали всегда деукраїнозатори, денаціоналізатори и потому уничтожали ее в самом зародыше. Ведь известно, когда под влиянием развития этнологии в Европе было создано в Киеве Юго-Западный Отдел РГО (1873-1876), в который вошли такие выдающиеся ученые как В.Антонович, П.Чубинский, Ф.Волк, М.Лысенко, Елена Пчилка, М.Драгоманов, И.Рудченко и много других и которые развернули большую работу по этнографическому изучению Украины, России царизм тут же применил репрессии, преследования и немедленно закрыл предтечу Академии наук своим Эмским указом 1876 года, которым запретил и функционирования украинского языка. Большинство ученых вынуждена была спасаться в эмиграции от арестов. Не дали работать даже полных 3 года. Для МОН ничего не значит, что среди выдающихся этнологов такие фигуры как Н. Миклухо-Маклай, Н. Грушевский, И. Франко , П. Чубинский и ряд других фигур.?

В 1920-е годы ядром Всеукраинской Академии наук стали многочисленные этнологические научные учреждения и очаги в центре и регионах ( Киеве,Харькове, Одессе). Это, в частности, Этнографическая Комиссия, Кабинет этнологии и антропологии, Кабинет музыкальной этнографии, Кабинет национальных меньшинств, Этнографические Музеи Слободской (Харьков) и Степной (Одесса) Украины, Этнографическое Общество и ряд других. Только они активизировали свою научную работу, привлекая тысячи корреспондентов, учителей, писателей, как большевистская власть жестоко расправилась с учеными и подвергла их арестам и многочисленным розстрілам. Выжить удалось единицам. Это было огромной потерей для мировой науки, ибо погибли светлые умы , высокообразованные, талантливые. Чтобы не смогли и голову поднять, то уничтожали не только ученых-этнологов но и многочисленную группу сторонников этнологии, собирателей фольклорно-этнографических материалов решением НКВД было расстреляно. Уничтожили всю этнологическую школу 1920 — лет, которую ценили и знали в ведущих европейских странах.

Позже советская власть зорко следила, чтобы эта «ентографія» как называли ее стражи порядка и чиновники, не могла иметь будущего. Кафедры этнологии могли быть только в Москве и Ленинграде, в Украине – ни одной. Соответственно не существовало ученого совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Подготовка кадров всех уровней по специальности этнология была под запретом, нельзя было и мечтать о курс по Украинской этнологии в вузах.

И Бог послал волю Украине за которую боролись столько поколений и отдали свою жизнь. Украинская идентичность сохранилась благодаря системе традиционной этнической культуры. Благодаря энтузиазму ученых Киева, Одессы, Львова, Ужгорода в 1993-1995 годах удалось создать первые кафедры этнологии в некоторых вузах. И не было создано ни одной кафедры в юго-восточных районах, кроме Одессы. И справедливо считают исследователи, что именно наука, этнологические знания, которые распространялись в обществе, помогли избежать военного противостояния на Одесщине, что произошло на Донбассе.

Этнология в Украине только начала вставать на ноги, были разработаны программы, впервые были изданы пособия и учебники по украинской этнологии, подготовлены кадры высшей квалификации, студенты потянулись к изучению этнокультурных процессов прошлого и современного, стали готовить бакалавров и магистров. И счастье долго не длилось. Опять прервали дыхание науки, которая так долго боролась с разными режимами и только стала укрепляться в Украине. Как гром среди ясного неба Министерство образования и науки Украины на основе Закона Украины «О высшем образовании» от 1 июля 2014 года разработало проект Национальной стандартной классификации образования, который предусматривает существенные изменения в Перечень отраслей знаний и специальностей высшего образования для получения III уровня образования И ученой степени.

Хитроумное руководство Министерства образования и науки прошлого правительства быстренько на свое усмотрение, а скорее очевидно под чутким руководством северного соседа, изъяло из перечня специальностей этнологию и оставило великодушно историю Украины и археологию. Ученые, преподаватели забрасывали протестными письмами чиновников Министерства на что министр лаконично ответил в соцсети, что это сделано по образцу западных стран и вузы могут сами выбирать себе дисциплины. Это циничная ложь. Хорошо известно, что этнология, культурная антропология шире, наиболее уважаемый и развитая дисциплина во всех ведущих вузах мира США, Великобритании, Франции. В Польше функционируют факультеты этнологии, (в перечне специальностей они теперь употребляют более «культурная антропология») в Болгарии созданы кафедры этнологии не только на историческом факультете, но и философском. Как свидетельствует профессор Мирослав Сополига — директор Музея украинской культуры в Свиднике (Словакия) наука этнология является одной из ключевых суспільнознавчих дисциплин, занимает выдающееся место в процессе развития нации и утверждения ее государственности. Словакия – небольшая страна, которая насчитывает около пяти миллионов населения. Но никому и в голову не приходит,чтобы вычеркнуть этнологию из перечня гуманитарных наук в рамках учебной программы высших учебных заведений. Сейчас эту дисциплину как самостоятельный предмет преподают в Университете им. Я.А.Коменского в Братиславе, Университет им. Константина Философа в Нитре, Университете св. Кирилла и Мефодия в Трнаве и Университете им. Матея Бела в Банской Быстрице. Далее ученый замечает, что изучение, сохранение и популяризация культурного наследия в интересах каждой нации. По инициативе ЮНЕСКО и Совета Европы уже с 1992 года проводятся Дни европейского культурного наследия, где как раз этнологи играют основную роль. На что мне чиновник из Министерства ответил, что мы на Словакию не ориентируемся. Так ориентируйтесь на Финляндию, где высокий уровень высшего образования, потому что там в г. Турку является кафедра этнологии, а в Хельсинки кафедра культурной антропологии. Это составляющие одной науки, ибо этнология изучает традиционные культуры, а культурная антропология исследует человека, общество в традиционной культуре.

В Польше готовят бакалавров и магистров во всех ведущих вузах страны.

На сайте национального Научного Центра, который выделяет гранты для студентов находим специальность „Etnografia i antropologia kulturowa”, и объяснение — которая содержит описание традиционных культур, антропология магии, (то есть мировоззренческих представлений) культа и религии, изменения в культуре и процессы глобализации, антропология общественно-культурных явлений, этнические идентичности.

В Варшавском университете специальность в блоке общественных наук называется «антропология общественная и культурная»

Да и Россия имеет специальность – антропология и этнология.

В Украине другой подход в течение долгих лет, после репрессий, расстрелов этнологов, запрет на право иметь свои кафедры, снова нагінка на этнологию. Вычеркнув ее из перечня специальностей, конечно вуз не может самостоятельно полноценно готовить кадры бакалавров и магистров. Поэтому новые руководители Министерства образования и науки должны срочно обсудить этот вопрос с широким кругом преподавателей вузов, восстановить отмененные кафедры и ввести в перечень специалистов «историк-этнолог», что позволит постепенно восстановить развитие науки на мировом уровне. Ибо, как справедливо отмечают профессора из Львовского национального университета им. Ивана Франко, «Попытки ограничить (или вовсе отменить) преподавание этнологии в высших учебных заведениях Украины иначе как преступлением назвать трудно». Ученые Львовского университета им. И.Франко считают, «Знания о культуре, быт и этническую историю титульного украинского этноса, национальных меньшинств, о соседних народах будет «цементирующий» для украинского общества эффект. Кроме того, не останется места всяким грязным и опасным политическим спекуляциям вроде сепаратистских «Новороссии» (которую российские пропагандисты поместили на Слобожанщине), «закарпатских русинов» и других, навязывание мысли что украинцы не отдельная нация, а лишь мятежная часть русского народа…»

Изъятие часов по этнологии, ликвидация кафедр, что уже произошло во многих вузах Одессы, Винницы, Чернигова, Киева. Сокращение часов по истории Украины, этнологии усилит противостояние в обществе, ибо незнание своей этнической истории будут заполнять псевдо пропагандистские байки про Новороссию, Малороссию, русинство и тому подобное. Попытки устранения этнологии с учебных программ украинских вузов следует считать антиукраинскими. Активно ликвидировали кафедры в Черновцах, Черкассах, Виннице, курсы по этнологии сняли в Николаеве, Чернигове, Мариуполе. Этнология везде заменена на туризмологію (полный абсурд), музееведение, древнюю историю, историю культуры и тому подобное. Надо наоборот в срочном порядке создавать кафедры этнологии в Харькове, Днепре, Полтаве, Кропивницкому, Херсоне, Запорожье и восстановить ликвидированы и углубленно изучать все этнокультурные процессы в юго-восточных регионах, чтобы владеть достоверной информацией о процессах трансформации культуры на современном этапе.

Ученые КНУ им. Т.Шевченко справедливо отмечают, что «Изъятие этнологии из Перечня научных специальностей и специальностей высшего образования полностью уничтожит этнологическую науку, что будет иметь негативные последствия не только для образовательных и научных процессов в Украине, а и для всего украинского государства, а также на интеграцию Украины в мировое сообщество»

Очень надеемся, что Министерство образования и науки Украины поставит восстановления специальности этнология и подготовку кадров историков-этнологов как первостепенная задача.




Источник

Добавить комментарий