Музей Александра Осмьоркіна в Кропивницкому отмечает 25-летие

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

«Летний Вернисаж» — выставка под таким названием художественно-мемориальный музей Александра Осмьоркіна в Кропивницкому отмечает 25-летие с того времени, когда летнего жаркого дня, 21 июня 1994 года, его двери гостеприимно открылись для посетителей. Для новой, легкой в восприятии экспозиции, сотрудники музея отобрали произведения в жанре пейзажа, натюрморта и тематические композиции 1970-х годов до современности из музейной коллекции «Современное украинское изобразительное искусство», которые не только дарят зрителю атмосферу творческого праздника, но и побуждают к философским размышлениям.
Более 50 живописных, графических и декоративных работ народного художника Украины Михаила Надеждина, заслуженных художников Украины Анатолия Янева, Сергея Шаповалова, Анатолия Кравченко и Андрея Надеждина, заслуженного деятеля искусств Украины Михаила Сватули, заслуженного работника культуры Украины Леонида Бондаря, членов Национального Союза художников Украины Марии Церни, Федора Лагна, Анатолия Шаповалова, Юрия Гончаренко, Александра Демиденко, Валерия Давыдова, Анатолия Комнатного Владимира Плітіна, Федора Лагна, Сергея Новикова, Юрия Луцкевича и Татьяны Сосуліної, членов Национального Союза мастеров народного искусства Украины Андрея Липатова, Ларисы Гарбузенко и Ольги Коломиец, члена Национального Союза дизайнеров Украины Сергея Рыбина, члена Национального Союза архитекторов Украины Анатолия Губенко, живописцев Степана Николенко, Галины Яровой-Вінтенко, Ларисы Яковлевой и Виктора Орли (Геннадия Гребнева), а также художников-ветеранов, членов Союза художников СССР Николая Бондаренко и Владимира Федорова раскрывают перед нами красоту неповторимой палитры красок украинской природы, насыщенной цветами безбрежного неба, душистых степных трав, быстротекущих рек и брусчатого камня старинных городских улиц, подчеркивая через неожиданные ракурсы природных пейзажей, оригинальность натюрмортних и сюжетных композиций, на ценности и уникальности каждой минуты нашего существования.
Большинство авторов являются лауреатами областных премий в сфере изобразительного искусства и искусствоведения имени Александра Осмьоркіна и в области архитектуры, геральдики и вексилології и декоративно-прикладного искусства имени Якова Паученка.
Одной из ярких тем выставки стал украинский Крым. В сонцедайних этюдах Анатолия Шаповалова широко раскрывают свои объятия уютные улочки старинного Бахчисарая и Гурзуфа, в пейзажах Николая Бондаренко и Анатолия Янева встают вековые, полны величия вершины гор Ай-Петри и Чатыр-Дага, настроения тишины и покоя царят в этюде «Тарханкут», воссозданные кистью талантливого художника Александра Демиденко.
Как бы продолжением темы звучат лирические ноты натюрморта Андрея Хвороста «Ностальгия по морю», пейзажного мотива Сергея Рыбина «Причал» и композиции Андрея Надеждина «Тихий взгляд на импрессионизм в районе острова лейтенанта Шмидта или на Юге все спокойно». Последняя, написанная в 1995 году, фиксирует тревожные настроения того времени, которые переросли в трагедию современности.
Насыщенностью солнечного света захватывает графическая серия Андрея Надеждина «Хорватский путешествие»: «Риека. Жара», «Риека. Площадь», «Загреб. Утро» — всматриваясь в эти произведения, как будто чувствуешь дыхание свежего ветра Адриатики.
А какой романтической атмосферой наполнен пейзаж «Вечер в старом порту. Марсель» когда-ученика детской художественной школы в нашем городе Геннадия Гребнева, а ныне французского художника Виктора Орли. Возможно именно здесь заприметил своих героев, что нашли место в наполненной легкого сарказма композиции «Знакомство на пляже», оригинальный художник украинского наива Андрей Липатов, а возможно, это было на берегу реки в Кропивницкому, кто знает… Художник улыбается нам сквозь время и пространство, создавая оптимистичное настроение игривым образом «Велюрового кота», за которым скрывается его автопортретна аллюзия.
Через особую пластику формы строит исполненной изящной эстетической многомерности композицию «Пляж» Федор Лагно. Море такое близкое и такое далекое завораживает игрой бликов солнечных зайчиков, непрестанное мерцание которых фантастическим образом переносит нас в центральную Украину.
Живописные опушки, обширные берега рек и степь, некогда бескрайний, порезанный длинными, как чумацкая песня, дорогами, а сейчас полон гула машин и суеты человеческого, разве они могли не стать героями картин? Такая особенность художника замечать оригинальность сюжета в том, что кажется нам обыденным и привычным, как в композиции Стальяна Коваленко «Скирдують солому», где люди кажутся маленькими трудовыми муравьями, что крошками неутомимого труда творят собственный природный мир монументальных форм.
Словно сойдя с картины Николая Бондаренко «Сентябрь», в которой перед нами разворачивается панорамный пейзаж степной балки, уквітчаної сдержанной зеленью крон ив и акаций, сквозь которые просматривается сияющее отражением небесной лазури гладь озера, радостно плещутся в воде дети в его же акварели «Купание коней».
Удивительной теплотой чувств насыщенный произведение художника Степана Николенко «Сумерки» — постепенно садится солнце, и заходит за горизонт, закончился еще один рабочий день и тракторист на берегу запруди может больше никуда не спешить, потому что теперь он и не тракторист вовсе — составляющая задымленной машинерии, теперь он просто человек, в которой снова появилось право вести тихую беседу с водой и деревьями, небом и землей.
Землей, которая дает нам вдохновение к жизни, которая талантливо и любовно отражена в экспрессивных этюдах Михаила Надеждина «Бондаревске. Село Разумовка» и Юрия Луцкевича «Днепр», живописно декоративных пейзажах Владимира Плітіна «Речные узоры», Юрия Гончаренко «Август» и «Мальвы», Андрея Надеждина «Имение. Арсеньевка. Жара», лирических пейзажных мотивах Анатолия Комнатного «Над Синюхой», Ларисы Яковлевой «Пейзаж с облаками» и Валерия Давыдова «Приход осени», полных покоя и тишины уголках родного края в произведениях Михаила Сватули «Утро», Сергея Новикова «Сполохи» и Анатолия Кравченко «Песчаный берег Днепра» из серии «Кировоградщина».
Землю – историческая память которой зашифрована символичностью образов батика Марии Церни «Боже милый, тихий края…» и декоративного шитья «Душа Украины», что не только погружают зрителя в мир легенд и украинского песенного эпоса, но и напоминают о героической современность.
Выставка наглядно демонстрирует, что несмотря на разные взгляды относительно искусства, для подавляющего большинства художников так называемые малые жанры — пейзаж и натюрморт остаются неотъемлемой частью живописных практик индивидуального творческого поиска. Ведь природа это и есть мастерская творчества, в частности, именно такой тезис утверждает произведение Михаила Надеждина, художника, значительная часть творчества которого полна символов и отвлеченных форм — «В мастерской художника. (Вдохновение II)», в котором он является частью вселенной, созданного невидимой силой творческого духа, в образе музы управляет его рукой. Как продолжение этой идеи — сочный этюд Анатолия Шаповалова, художественное наследие которого ярко отражает эволюционные процессы в классическом реалистическом живописи — «Художник на пленэре», где фигура живописца, увлеченного виображенням пейзажа, как будто тает в вязкой атмосфере зеленого степи, обильно зрошеного каплями красочного разнообразия полевых цветов.
Цветы в экспозиции — как звезды, что сияют мерцающим светом вечности в доработках Ларисы Гарбузенко «Сон-трава» и Ольги Коломиец «Тучка», звучат торжественными фейерверками в композициях Галины Яровой-Вінтенко «Плахта» и «Петушки», согревают теплом уютной комнаты в произведениях Сергея Шаповалова «Натюрморт с подсолнухами» и Владимира Федорова «Натюрморт. Хризантемы», заставляют остановиться и задуматься в натюрмортах Михаила Надеждина «У зеркала» и Анатолия Янева «Гладиолусы». Смотришь и удивляешься, как будто безграничный космос цвета и света охватывает твою душу невероятными чувствами сладкому щему художественных открытий.
Вот «Летний натюрморт» Степана Николенко с его ароматными дынями, золотые ломти которых, разместившись на синий подносе, словно средневековые падишахи важно выступают под охраной темно-красных плодов граната, похожих на тюрбаны пашей. Условно двигаясь по белоснежному фону вышитого рушника, они ассоциативно напоминают мне арабески оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, которую, кстати, в июне 1884 года было поставлено Марком Кропивницким с участием Марии Заньковецкой и Марии Садовской-Барилотти в труппе Михаила Старицкого.
Эти фамилии, что незримо всплывают в памяти, возвращают до города, в котором родился профессиональный украинский театр, уютного Кропивницкого. Прямолинейная геометрия набережной древнего Ингула и архитектурные прелести улиц Большой Перспективной и Дворцової в живописных композициях Анатолия Янева, Анатолия Губенко и Александра Демиденко проводят меня до дома родного музея Александра Осмьоркіна, что предстает храмом искусств среди ординарной частной застройки и серых пятиэтажек. Именно таким и задумывал его автор – елисаветградский зодчий, родной дядя художника Александра Осмьоркіна Яков Васильевич Паученко. Построен в 1899 году это удивительное творение архитектурной мысли, в стенах которого прошли детские и юношеские годы профессора живописи Александра Осмьоркіна, состоялось его первое художественное становление, увлечение живописью, театром, литературой, а сейчас находится мемориальный музей его имени, что поражает многих художников своей оригинальностью, побуждая к творчеству.
В образе крепости средневековья, монолитной скалы, сливается с окружающей природой предстает старинное здание в мотиве Леонида Бондаря «Музей А.А.Осмьоркіна», а гіперреалістичний живописный портрет дома Паученка-Осмьоркіних, выполненный Александром Демиденко, возвращает нас к современности, в которой живет и работает музей, полон особой творческой атмосферы в постоянном поиске новых идей и инициатив по развитию художественной среды.
Символично, что первыми посетителями выставки стали гость из Японии Ито Сан — страны, где восходит Солнце, который пришел в музей вместе со своими друзьями учителями из городской общеобразовательной школы №4 и был поражен историей жизни и творчества художника Александра Осмьоркіна, о чем оставил запись в музейной книге отзывов, а в знак благодарности получил музейные буклеты, и ученики младших классов кропивницких школ, преисполненные радости не только от начала каникул, но и от созерцания прекрасных произведений изобразительного искусства, возле которых с удовольствием делали селфі.

заслуженный художник Украины,
искусствовед,
ведущий научный сотрудник
художественно-мемориального
музея А.А.Осмьоркіна,
м. Кропивницкий

 

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

 

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

 

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

 

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

 

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Михаил Надеждин
Народный художник Украины

2012
Холст, масло
60х70

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Михаил Надеждин
Народный художник Украины

1999
Холст, масло
60х85

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Анатолий Янев
Заслуженный художник Украины

2000
Холст, масло
62,5х54

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Анатолий Янев
Заслуженный художник Украины

2004
Холст, масло
90х70

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Андрей Надеждин
Заслуженный художник Украины

1995
Холст, масло
85х100

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Андрей Надеждин
Заслуженный художник Украины

2007
Холст, масло
60х50

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Михаил Сватула
Заслуженный деятель искусств Украины

2003
Бумага, акварель
50х70

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Анатолий Шаповалов
Член Национального Союза художников Украины

2009
Холст, масло
60х51

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Анатолий Шаповалов
Член Национального Союза художников Украины

2011
Холст, масло
60х80

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Юрий Гончаренко
Член Национального Союза художников Украины

2009
картон, масло
75х60

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Мария Церна
Член Национального Союза художников Украины

2003
Батик
67х52

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Анатолий Комнатный
Член Национального Союза художников Украины

2012
Холст, масло
50х70

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Степан Николенко

2011
Холст, масло
46х59

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Галина Яровая-Вінтенко

2017
Картон, темпера
50х70

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Лариса Гарбузенко
Член Национального Союза мастеров
народного искусства Украины

2015
Бумага, акрил
80х5

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Андрей Липатов
Член Национального Союза мастеров
народного искусства Украины

1996
Холст, картон, масло
31х31

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Федор Лагно
Член Национального Союза художников Украины

2009
Бумага, гуашь, акварель
44х60

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Андрей Хворост
Член Национального Союза художников Украины

1994
Холст, масло
69х69

Музей Олександра Осмьоркіна у Кропивницькому відзначає 25-річчя

Александр Демиденко
Член Национального Союза художников Украины

2010
Картон, масло
30х40

Александр Демиденко
Член Национального Союза художников Украины

2013
Холст, масло
40х50

 

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru