Музеєфікують еще один объект инженерной мысли императорско — королевского Галича

Музеєфікують ще один об’єкт інженерної думки  цісарсько - королівського Галича

Музеєфікують ще один об’єкт інженерної думки  цісарсько - королівського Галича

«Подземный» Галич на протяжении последних почти 150 – ти лет неоднократно делился интересными объектами, которые скрыты под земной поверхностью, как с краеведами – любителями, так и профессиональными исследователями – археологами. Несмотря на размеры и назначение найденных предметов, все они являются интересными и уникальными для истории города.

Этот год был успешным в плане находок, которые относятся к императорского – королевского периода владения городом (1772 – 1918). В частности, во время работ по благоустройству и восстановлению колонны гр. Агенора Голуховского, научными сотрудниками отдела охраны культурного наследия Национального заповедника «Давний Галич» Владимиром Козелківським и Андреем Чемеринським на площадке рядом памятника обнаружен до сих пор неизвестный объект прошлого нашего города.

Внешне он представляет собой бетонный столб, верхняя часть которого закруглена. Общая высота столба 0,75 м; ширина 25 Х 15,5 см; лицевая сторона с обеих сторон обрамована металлическими уголками шириной 4 см. На лицевой стороне столба удалось отчитать давний цифровая надпись «24715 (величина отдельных цифр, способ их написания являются отличными).

Музеєфікують ще один об’єкт інженерної думки  цісарсько - королівського Галича

Почему рядом моста в Галиче установлен этот бетонный столб и каким было его возможном назначении в период австрийского владения городом? Именно после завершения разделов Польши и перехода Галичины в состав Австрийской монархии (1772), правительство начало работы по подготовке картографических материалов и обозначения путей. В скором времени Галич был зафиксирован на карте Ф. фон Мига (1779 – 1782), карте майора Маховіча (1795 г.); а со строительством первого моста (1858 г.), открытием железной дороги (1866 г.), строительством австрийских фортификаций на Днестре (нач. 1895 г.), — в городе и рядом с ним активно работали геодезисты, картографы и топографы. Результатом их работы становились различные показатели вроде обозначения дорог (т. зв. знаки миль – в Австрии устанавливали знаки миль (километров), на которых было указано расстояние от начала дороги) и знаки высот над уровнем моря (т. называемые рэперы, геодезические знаки). Со временем эти работы были повторно проведены польскими властями, хотя не редко встречаются расхождения между цифровыми значениями австрийских и польских знаков в одной точке.

Считаем, что в Галиче зафиксирован один из таких рэперов, которые дают понять, что в данной точке высота над уровнем моря 247,15 м. Ориентировочное время его установления – вторая половина XIX века. Подобные знаки встречаются на территории бывших земель, которые принадлежали Дунайской монархии – что подтверждают научные работники других институтов.

С течением времени и нивелированием терна (повышением уровня проезжей части старого металлического моста, выполнением благоустройства пешеходной зоны в 1998 г. и др), бетонный столб оказался под землей. Усилиями работников Национального заповедника «Давний Галич» осуществлены первые спасательные работы в отношении данного объекта культурного наследия. Его добыто на поверхность, очищен и установлен. Таким образом, проведены первые шаги по его музеефикации. В ближайшем времени отдел реставраторов «почаклує» над возвращением объекта аутентичного вида. Городская история Галича обогатилась еще одним нововідкритим объктом, который прекрасно влился в среду других памятников (колонна Голуховского, памятный знак в честь пароходства на Днестре), которые свидетельствуют страницы истории Галича за «бабки Австрии».

Андрей Чемеринський.

Магистр истории, член НСКУ;

старший научный сотрудник

отдела охраны культурного наследия

 

Национального заповедника «Давний Галич»

Источник