Мы гордимся ею перед всем миром!

Ми пишаємося нею перед світом!

Ми пишаємося нею перед світом!

Всемирно известная Гончарка, Чародійниця глиняной игрушки – так называют гениальную мастерицу, классика народной глиняной малой пластики Александру Федоровну Селюченко. Нынешнего года выдающейся художницы знаменитого гончарного центра Опошню, что в Полтавщине, исполнилось бы 95 лет. Всю свою жизнь, огромный талант и несгибаемую волю она отдала делу своей жизни – гончарному ремеслу. Непростой путь к искусству, к пониманию глубины народной культуры прошла Александра Селюченко. Ее творчество стало одним из лучших достижений украинской культуры ХХ века.

Родилась мастерица 6 мая 1921 года в гончарном семье Федора и Евдокии Селюченків. В их семье всегда много работали, поэтому Александра с детства стала полноправной участницей тяжелого и одновременно интересного трудовой жизни. Отец был организатором всей работы (готовил глиняную массу, ангобы, глазурь, выжигал изделия), мать лепила, брат изготовлял посуду. Когда Александра подросла, ее тоже привлекли к делу. И уже в шестилетнем возрасте девушка ловко лепила свои первые свистуны. Лепка была для нее игрой, которую вела мать, мудрая наставница, лучшая подруга и советчица, первая учительница гончарного ремесла. «Посадили и меня малой в ряды лепить. Брат гончарує, мама лепит, а я учусь. Отец доводит до конца все опали. Прежде всего, я лепила рыбки и уточки. Так, моя матушка не знала, что она привила любовь к глине, словно чары,са которые всю жизнь отдам и толком не буду – стану одинокой». Так писала Александра Селюченко в своем дневнике. Не смотря на все трудности и невзгоды, которые пришлось пережить семье (годы голода, смерть старшего брата), Александра росла любознательной девочкой, привчаючись лепить и помогать по хозяйству, понимать красоту природы, любить праздники и народные песни. Значительными событиями в ее жизни были ежегодные ярмарки в Опошне, где было так много праздничного и интересного. Девушкой любила сидеть возле окна и наблюдать, как люди в колоритном украинском наряде со своим товаром едут на базар. Большинство увиденного и услышанного позже войдет в ее творчество, приобретет формы в ее гончарных изделиях. А в воспоминаниях она напишет: «Конечно пора детства оберегает тебя от всего. Тепло материнской и отцовской души – разве это не благодать земная? Может,что для родителей и в тягость было, а до тебя оно не доходит». По окончании семилетки, в 1937 году, Александра училась в двуречной Опішненській школе мастеров художественной керамики, затем поехала по направлению на работу в Запорожье.

Ми пишаємося нею перед світом!

Во время немецкой оккупации возвращается в Опошню, и опять ненадолго, ведь 1943 года попадает в списки тех, кого отправляли на восстановление Донбасса. Условия труда были ужасные, жила впроголодь, выполняла грязную и тяжелую работу – все это и подорвало ее здоровье. И по ходатайству уже не молодых и больных родителей, 1946 года Александра Федоровна вернулась домой в родной городок и сразу пошла работать в завод «Художественный керамик». С большим трудом устроилась сначала разнорабочей, а впоследствии ее перевели на должность ліпниці, на которой она проработала до выхода на пенсию в 1976 году.

Ми пишаємося нею перед світом!

В 1947 году от голода умер отец, а в январе 1953 года – от продолжительной болезни – мама. Именно по совету матери, как утверждает исследователь творческого наследия Гончарки, ее знакомый – профессор Леонид Сморж, Александра Селюченко отослала 1949 года свои изделия на Всеукраинскую выставку игрушки в Киев, где они были отмечены премией. С тех пор началось ее восхождение к вершинам творчества, хотя было оно нелегким. Свидетельством этому является ее богатое эпистолярное наследие – письма, дневники, записные книжки, которые остались нам, потомкам, чтобы глубже понять судьбу художницы, ее состояние души в годы лишений, жизненных неурядиц. Вынуждена, как и другие ліпниці, выполнять норму и копировать свистуны, долгие годы она боролась за свое право на творчество. Уже став известной далеко за пределами Украины мастерицей керамики, участницей около 100 выставок, в том числе европейских и международных, пожилая и больная женщина продолжала ежедневно ходить на работу, отрабатывать восемь часов и выполнять норму. В письме киевского художника Александра Фисуна мастерица напишет: «Силой пожимают, чтобы я не делала, а сидела и пекла норму. И никто не вспоминает, что я творческий мастер. Я прожила век, а ни одной персональной выставки не имела. Как будто я не леплю. Никто не понимает, что я прожила одной глиной. Это было основное в моей жизни». И лишь в 1970 году Александру Федоровну приняли в члены Союза художников СССР, а через год ей присвоено звание заслуженного мастера народного творчества УССР. И персональная выставка все-таки состоялась, хотя лишь в 1985 году в Полтавском краеведческом музее. Для опошнянской мастерицы керамика была не только любимым делом, но и большим огорчением, что требовала невероятных усилий. В творчестве она обращалась к привычным для народной пластики сюжетов. Это разнообразные лошадки, барашки, птички, всадники и тому подобное. Темы сложных многофигурных композиций искала в любимых писателей-классиков, прежде всего Ивана Котляревского и Николая Гоголя, которые писали о Полтавщине. Среди ее глиняного мира образы персонажей пьесы «НаталкаПолтавка», композиции на темы «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед Рождеством». Все, что создавалось мастерицей, было ее носителями определенных идеалов, эстетических или моральных ценностей украинского народа. Александра Федоровна адресовала свое искусство людям. Ее всегда беспокоило, как оно будет восприниматься.

Ми пишаємося нею перед світом!

В личной жизни Александра Селюченко была одинокой и одинокой женщиной, что чрезвычайно остро чувствовалось на склоне лет. Особенно болезненно она переживала несправедливое равнодушие к себе и своему творчеству после выхода на пенсию, не имея ни материальной, ни духовной поддержки ни со стороны руководства завода, ни Союза художников, ни местных органов власти. Ослабленная болезнями, бытовыми проблемами, отсутствием условий для творчества, она не перестает творить и искать новые средства, материалы, сюжеты, композиции. Вдохновение приходит вместе с воспоминаниями о детстве, родной Опошня, подругу-мамочку. Засиживаясь иногда до поздней ночи, списывает не один лист общих тетрадей теплыми щемливими воспоминаниями светлых событий своей нелегкой жизни. Ведь творчество истинно народного мастера неразрывно связана с эпохой и средой, в которой ему выпала судьба жить и работать.

Ми пишаємося нею перед світом!

За свой творческий век мастерица получила славу настоящей легенды народного искусства. В ее работах нашли отражение древние традиции. Произведения этой хрупкой женщины является проявлением жизненной мудрости и опыта поколений. Глина стала для Александры Селюченко источником художественных поисков, философских размышлений и тем светочем, что на протяжении всей жизни побудил к безостановочного движения вперед, самосовершенствования и обучения других. Для своих многочисленных последователей и учеников, исследователей и знатоков творчества она всегда будет не просто учителем и художником, но и примером мужества и несокрушимости, доброты и душевности. Несравненная мастерица малой скульптуры, она горячо и вдохновенно проповедовала и прививала любовь к национальной культуре, которую верно пронесла сквозь всю свою жизнь. 23 июня 1987 года Александра Федоровна Селюченко отошла в иные миры, став легендой украинского гончаротворення.

Ми пишаємося нею перед світом!

Творчество Александры Селюченко, несомненно, живет вне времени и давно перестала принадлежать только украинскому народу. Ее светлый образ и добрая душа навечно запечатлелись в памяти пылких последователей и учеников, а полны солнца и тепла произведения украшают многочисленные музейные и частные коллекции как в Украине, но и за рубежом.

 

Наталья Ибрагимова,

заведующий Мемориального музея-усадьбы

гончарки Александры Селюченко

 

Подписи к фото:

Автор фото неизвестен. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне, Национальный архив украинского гончарства.

4. Александра Селюченко. Декоративная скульптура. «Барыня». Глина, лепка, мальовка, ритування, вдавливания. Опошня, Полтавщина. 1986. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне, Мемориальный музей-усадьба гончарки Александры Селюченко, КН-52/К-52. Фото Тараса Пошивайло

5. Александра Селюченко. Декоративная скульптура «Девушка с цеберкою». Глина, глазурь, лепка, прокалывание. Опошня, Полтавщина. 1986. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне, Мемориальный музей-усадьба гончарки Александры Селюченко, КН-4343/К-4104. Фото Тараса Пошивайло

6. Александра Селюченко. Декоративная композиция «ярмарка». Глина, ангобы, мальовка, лепка, ритування, вдавливания. Опошня, Полтавщина. 1970-е годы. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне, Мемориальный музей-усадьба гончарки Александры Селюченко, КН-3469/К-4023. Фото Тараса Пошива

7. Александра Селюченко. Декоративная композиция «Парень и девушка». Глина, ангобы, мальовка, лепка, вдавливания. Опошня, Полтавщина. 1986. Национальный музей-заповедник украинского гончарства в Опошне, Мемориальный музей-усадьба гончарки Александры Селюченко, КН-3310/К-3864. Фото Тараса Пошивайло.

Источник

Добавить комментарий