Мыстецкий Арсенал представит более 300 работ бойчукистов

Мистецький Арсенал представить понад 300 робіт бойчукістів

7 декабря в Мыстецком арсенале откроется выставка «БОЙЧУКИЗМ. Проект «большого стиля».

 
Это проект о мечтателей, которые хотели изменить мир. Этот проект о реформаторов искусства, которые отказались от традиционного формата. Этот проект о создателей утопии, которые сами стали ее жертвами…

Михаил Бойчук – парень с Тернопольщины, который в 1910 году удивил привередливый Париж, выставив свои произведения в «Салоне независимых». Темпера вместо масла, коллективное творчество вместо индивидуальной, возвращение к историческому наследию вместо ее отрицания, сконденсованість художественной формы вместо реалистичного воспроизведения. Французы назвали эти новации «Renovation Byzantine», среди ученых она известна как школа украинского монументализма или бойчукизм. Это была последняя попытка осуществления великого стиля в Украине. Бунтарь по своей природе, Михаил Бойчук видел перед собой четко очерченную цель − реформирование украинского искусства. Новый украинский стиль должен стать действительно национальным и глубоко войти в повседневный быт человека.

Мистецький Арсенал представить понад 300 робіт бойчукістів

Все изображение предоставлено организаторами

В Киевском художественном институте в 1920-е годы последователи Бойчука будто образовали средневековый цех, где общим был процесс создания – от изготовления красок и кисточек до законченных произведений. Они амбициозно называли себя «зодчими Мироздания», которые создают большой национальный стиль. Бойчукисты искренне считали, что их искусство служит развитию идеального общества, где земледельцы среди буяючих полей, улыбающиеся женщины у яблони находятся в полной гармонии. Повседневность украинского села преобразована в произведениях бойчукистов на сакральное действо. Однако большевистские идеологи быстро положили конец разнообразным художественным поискам, вслед за универсальным методом социалистического реализма в Украине воцарился большой террор.

Монументальные произведения бойчукистов уничтожались вслед за своими авторами. Теперь из наследия проектируемого ими «большого стиля» уцелели лишь отдельные эскизные или камерные работы. За каждой из них – чья-то личная мужество: музейщиков, которые проигнорировали директивы об уничтожении идеологически враждебных произведений; учеников Михаила Бойчука, превращаясь в «соцреалистов», прятали свои ранние работы; коллекционеров, которые понимали ценность запрещенного искусства.

Из этих уцелевших фрагментов мы попытались собрать пазл, который бы дал всестороннюю представление о украинский монументализм как художественное направление, который отражал сущность своей эпохи.

Мистецький Арсенал представить понад 300 робіт бойчукістів

На выставке «БОЙЧУКИЗМ. Проект «большого стиля» будет представлено более 300 живописных, графических, мозаичных произведений Михаила и Тимофея Бойчуков, Василия Седляра, Ивана Падалки, Софии Налепинської, Оксаны Павленко, Антонины Ивановой, Николая Рокицкого, Сергея Колоса, Охрима Кравченко. Среди них – уникальный иконопись раннего Бойчука, периода его обучения в Краковский академии изящных искусств и его шедевр – так называемая светская икона «Двое под деревом». Это удивительным образом сохранены благодаря львовской художницы Ярославе Музыке произведения, которая прятала их в то время, когда наследие художника из фондов Львовского государственного музея украинского искусства, по официальному распоряжению, в 1952 году просто сжигали как «антисовєтскую и националистическую».

Уникальными являются сохранившиеся в фондах Национальной академии искусств Украины работы студентов мастерской монументальной росписи 1920-х годов. Гончарная посуда, созданный по эскизам бойчукистов. В частности, блюдо 1919 года «Славный боец за свободу Украины гетман Иван Мазепа». Будет представлен оригинал первого издания «Кобзаря» Тараса Шевчена, с иллюстрациями художника Василия Седляра, 1931 года. Мало известный доработок бойчукистов в области сценографии – проекты сценических декораций, эскизы костюмов для театральных постановок, и даже марионетки кукольного театра.

 

«Относительно бойчукізму существуют несколько стереотипов. Во-первых, что это обязательно большой форматный стенопись. На самом деле, монументализм – это, в первую очередь, особая организованность образа, в процессе создания которого исключается случайное и несущественное, позволяет превратить на монументальные даже малые художественные формы. В нашей экспозиции, например, мы представим вполне «монументальные» экслибрисы. Стереотип второй, бойчукизм – это исключительно проявление пролетарской пропаганды. На самом деле, в произведениях бойчукистов доминирует крестьянская тема, и их модель гармоничной жизни построена, так сказать, на крестьянской почве. Когда уже в 1930-е годы под давлением политических обстоятельств они начинают пропагандировать новые смыслы, связанные с индустриализацию, «гегемонии пролетариата», пролетарским интернационализмом происходит деградация стиля. Росписях Краснозаводского театра в Харькове (1933-1935 лет по художественным уровням не выдерживают сравнения с отделкой Луцких казарм в Киеве в 1919 году и Крестьянского санатория в Одессе, 1928 года. В этом заключалась генетически запрограммированность, национальное своеобразие школы Михаила Бойчука. Это прекрасно понимали большевики, отсюда и невиданное даже для времен большого террора тотальное истребление бойчукистов вместе с их художественным наследием. Отсюда такое тяжелое возвращение даже после политической реабилитации. Первый прецедент публичного экспонирования произведений бойчукистов после их политической реабилитации состоялся только в 1967 году и был довольно странным − в экспозиции Государственного музея украинского изобразительного искусства было включено один (!) произведение Ивана Падалки. Первая ретроспективная выставка «Бойчук и бойчукисты, бойчукизм» состоялась во Львовской картинной галерее и Государственном музее украинского изобразительного искусства. Ее куратор Елена Рипкен осуществила своеобразную музейную реабилитацию бойчукізму. На протяжении последующих лет в отдельных музеях проходят персональные выставки отдельных представителей школы Михаила Бойчука. Мы попытались рассмотреть бойчукизм как целостное художественное направление в контексте современных мировых художественных течений, дослідитти его эволюцию на протяжении почти тридцати лет».


Руководитель отдела музейного дела, сівкураторка проекта
Ольга Мельник

 
 
В Мыстецком арсенале выставка продлится с 7 декабря 2017 года по 28 января 2018 года.

Кураторы проекта: Ольга Мельник, Виктория Величко, Игорь Оксаметний.

Стоимость билетов:

Полный билет – 60 грн.

Льготный билет – 30 грн.

Семейный билет – 130 грн.

Право на льготный билет имеют пенсионеры, школьники, студенты (при наличии удостоверения). Семейный билет рассчитан на двух взрослых и одну-четыре ребенка в возрасте от 12 лет.

Источник