Начался проект по фотофиксации позамузейної наследия Модеста Сосенка

Розпочався проект з фотофіксації позамузейної спадщини Модеста Сосенка

Команда проекта «Модест Сосенко (1875-1920). Познай. Пойми. Сохрани» начала фотофиксацию позамузейної наследия художника. Цель проекта – сформировать фотоархив сохранившихся стенописей и иконостасов авторства Модеста Сосенко, издать монографию о художнике и каталог его произведений из собрания Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого.

Издания, посвященные художнику, является ответом на потребность целостного исследования творчества Модеста Сосенко, прежде всего в профессиональном кругу, и будут привлекать внимание широкой аудитории к проблеме сохранения культурного наследия.

Команда проекта фотографирует иконостасы и росписи Модеста Сосенка на пяти объектах, в частности, во Львове, Дрогобыче, Золочеве, в с. Підберізцях и с. Полянах. Собранный фотоархив (около 2500 фотографий) будет использовано как иллюстративный материал монографии, а также на сайте проекта. Учитывая карантинные мероприятия итоги работы будем подводить на Facebook-странице «Сосенко ПізнайЗрозумійЗбережи», там же состоится онлайн презентация изданий. Реализация проекта «Модест Сосенко (1875-1920). Познай. Пойми. Сохрани» проходит при поддержке Украинского культурного фонда.

Наследие Модеста Сосенко сей день не имела целостного представления. В частности, долгое время игнорировали наследие художника в области сакрального искусства. Первые исследования собственно храмовых работ художника приходятся на начало 1990-х годов. Тогда было выявлено нефахове вмешательства в оригинальные росписи Модеста Сосенка в церкви Успения Пресвятой Богородицы в поселке Славском на Львовщине. В таком состоянии памятник находилась до мая 2019 года, когда стенопись безвозвратно уничтожили. Этот случай вызвал резонанс в профессиональных художественных кругах и медиа и актуализировал вопрос ответственного отношения к национальному культурному наследию.

Осознание общей ответственности за сохранение позамузейних достопримечательностей, которыми сейчас непосредственно занимаются местные общины, побуждает команду Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого и авторов проекта «Модест Сосенко (1875-1920). Познай. Пойми. Сохрани» способствовать налаживанию диалога на основе доверия и уважения между заинтересованными сторонами.

Партнеры проекта: Львовский музей истории религии, Ивано — Франковский краеведческий музей, Национальный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Й. Кобринского (г. Коломыя), Украинский музей в г. Чикаго (США), Музей отцов василиан в г. Мондері (Канада), УГКЦ Покрова Пресвятой Богородицы в г. Виннипеге (Манитоба, Канада), Львовская митрополия УГКЦ.

СПРАВКА:

Модест Сосенко (1875-1920) – украинский художник, который своей профессиональной деятельностью приложился к возрождению национального искусства начала ХХ века. Как первый стипендиат Андрея Шептицкого поддерживал близкие отношения с Владыкой на протяжении целой жизни и разделял взгляды своего мецената на путь развития новейшего религиозного искусства. Благодаря содействию Митрополита, после окончания Краковской школы изящных искусств М. Сосенко продолжил обучение в художественных академиях Мюнхена и Парижа. Важнейший вклад художника с многогранным талантом в историю украинской культуры – это работа в области монументальной и станковой сакрального искусства, где он проявил себя как новатор. На протяжении 1906-1913 годов Н. Сосенко выполнил росписи и иконостасы в более чем десяти храмах Галиции, в которых первым выработал и утвердил своеобразный авторский стиль, синтезирующий византийские традиции, западноевропейские достижения и богатую национальную орнаментику. Впрочем по сей день сохранилась лишь незначительная часть этих памятников. Церкви, которые украсил художник, подвергались повреждениям во время двух мировых войн, в советский период и даже в наше время.

О музейную коллекцию произведений Модеста Сосенко: По завещанию художника все его наследство – а это живописные и графические произведения, сотни подготовительных материалов к авторских монументальных работ, личный архив, содержащий фотографии, записные книжки и письма Сосенкових родных и друзей – перешла к Национальному музею во Львове. Ее дополняют картины художника, которые подарил музею его основник митрополит Андрей Шептицкий или закуплено в 1920-х и 1960-х годах. Ныне-Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого обладающий крупнейшей музейной коллекцией произведений Н. Сосенка, которая, собственно, является основой для изучения его творчества.

Куратор проекта – Олеся Семчишин-Гузнер, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого ukr.art.nml@gmail.com, +380676708500

Пресс-сопровождение проекта – Александра Кущенко
jakoreja@gmail.com, +380637086630

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
www.album-gallery.ru