Национальный музей-заповедник украинского гончарства представляет выставку произведений ученика Василия Кричевского

Національний музей-заповідник українського гончарства презентує  виставку творів учня Василя Кричевського

Національний музей-заповідник українського гончарства презентує  виставку творів учня Василя Кричевського

Имя знаменитого архитектора, живописца, графика, художника кино, академика, доктора искусствоведческих наук, профессора Василия Кричевского (1873-1952), почитаем Торжественной академией «Испытание временем: столетие гончарного храма Украины» по случаю столетия здания «Кричевского-Лебіщака», неразрывно связано с именем его талантливого ученика – народного художника Украины Александра Саенко (1899-1985).

Украинский художник принадлежит к славной когорте интеллигенции, которая, начиная с 1920-х годов, формировала духовный фонд нации. Более пятисот произведений оставил мастер в сокровищницу украинского искусства. Свой неповторимый удивительный мир Александр Саенко творил, черпая вдохновение из глубинных истоков народной культуры и искусства.

Творческий путь художника начался в Миргородском художественно-промышленном институте имени Николая Гоголя и Украинской академии искусств, где Александр Саенко учился у Василия Кричевского – глубокого знатока украинского народного искусства, виртуозного орнаменталиста, замечательного педагога.

Національний музей-заповідник українського гончарства презентує  виставку творів учня Василя Кричевського

Учась в Академии, в мастерской композиции профессора Василия Кричевского, которая в 1922 году получила название «Организация и обустройство внутреннего помещения дома в соответствии с требованиями нового быта», где целью было выбрано гармоничное сочетание всех необходимых предметов определенного помещения в одно общее целое, Александр Саенко облюбовал искусство оформления интерьеров. Он освоил знания по внутренней отделке зданий, интересовался проблемой синтеза искусств, работал над проектами интерьеров. В своем творчестве художник мыслил категориями монументального искусства, одновременно пытался осмыслить наследие народного творчества с точки зрения профессиональной культуры. При этом испытывал различные техники – темперне и масляная живопись, акварель, мозаику соломой, керамику, ткачество, набивку, меблярство.

Творческим окриленням для Александра Саенко был 1928 год – после успешной защиты диплома в Академии «Проект украшения сельсовета» Василий Кричевский пригласил молодого художника к оформлению Исторической секции Всеукраинской академии наук. Выполняя ее помещений два панно – «Казак Мамай как поэтический символ песенного творчества» и «Невольники», Александр Саенко обнаружил присущее ему органическое чувство ансамбля, комплексный подход к решению монументально-декоративных задач. Впервые в архитектуре применил оформления интерьеров с использованием техники мозаичного набора соломой как разновидности монументальной живописи.

Достигнув признания своими монументальными произведениями, в 1970-х – начале 1980-х годов мастер вернулся к декоративным панно и декоративно-прикладных предметов: ковров, глиняных тарелок, набивных тканей, мебели, инкрустированных соломой.

В экспозиции выставки произведений народного художника Украины Александра Саенко «Освященный талантом Учителя» в Опошне было представлено 21 раритет из частной коллекции заслуженного деятеля искусств Украины Нины Саенко (Киев). Они демонстрируют панораму стилевых предпочтений художника, удостоверяющие неотъемлемый компонент его творческой манеры – созвучие графических мотивов с одним из первых наставников – Василием Кричевским.

Ковры в творчестве художника – непревзойденные образцы оригинального композиционного мышления, которое унаследовала и дочь – Нина Саенко и внучка – Елена Майданец-Баргилевич. Произведения набивки служат выражением совершенного знания орнаментики, колористики и символики. В графике и акварели Александра Саенко прослеживаются отчетливо авторские сюжеты, возникшие на основе переосмысления народных тем. Творческое наследие художника дополняют портреты Василия Кричевского и проекты оформления интерьеров общественных зданий.

Отдельного внимания заслуживают произведения керамики – тарелки, изготовленные известным украинским художником-керамистом Михаилом Денисенко по эскизам Александра Саенко. Они дают возможность проследить продовжуваність традиций Василия Кричевского – стилевую порідненість талантливого УЧЕНИКА и гениального Учителя.

Художественное наследие Александра Саенко показал: на фоне разнообразия украинской художественной культуры художник сумел не только сохранить свою неповторимость и самобытность, но и личными достижениями презентовать ее в современном искусстве Украины и Европы, заявив о вполне самостоятельно обозначенное направление в монументально-декоративном искусстве.

 

Жанна Резниченко,

информационная служба

Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне

 

Источник

Добавить комментарий