“НЕДРЕМЛЮЩЕЕ ОКО” НАБЛЮДАЕТ

“НЕДРЕМНЕ ОКО”  СПОСТЕРІГАЄ

“НЕДРЕМНЕ ОКО”  СПОСТЕРІГАЄ

В Государственном мемориальном музее Н.Грушевского во Львове продолжается персональная выставка иконописца Михаила Скопа. Экспозиция предлагает зрителям увидеть произведения, сочетающие опыт традиционного украинского иконописи с авторской современным художественным языком, и почувствовать личные переживания художника по Євагнельських сюжетов.

Название выставки — Недремлющее Око, связана с древним сюжетом, очень популярным в народном иконописи: он основан на словах царя Соломона (П.П.5:2): “Я сплю, а сердце мое на страже”, он предсказывает смертный сон Христа, из которого Он встанет на третий день, ведь смерть не властна над Живым Богом.

Оргигінальна язык сакральных произведений Михаила Скопа является воплощением его авторского понимания задач мастера иконописи, ведь цель художника — передавать художественными средствами нематериальную реальность духовного мира человека. Поэтому икона должна быть своеобразным откровением, художник создает святые образы от самого сердца, произнося в душе зрителей.

Молодой художник, который сейчас учится во Львовской Национальной Академии Искусств, уже создал немало святых образов – теперь это его шестая персональная выставка. Он принял участие в более чем тридцати групповых выставках, а также во многих акциях и фестивалях. Принимая сознательное участие в самых горячих событиях сьогдення, Михаил переосмысливает взрывные политические события в Украине сквозь призму творчества: его личные впечатления відзеркалилися не только в иконах с воинами, которые пришли поклониться Богородице — он создал также и стихи в сборник “Говорит Майдан” и стал номинантом поэтического конкурса «Pro Patria!» («За Родину!).

“Недремлющее Око” является воплощением личного духовного опыта автора, возрождением духовного света, которое утверждает человека в Истине. Михаил Скоп прошел свой путь до истинного понимания задачи иконописца: “Однажды, придя среди ночи к святому источнику, я увидел скульптуру Пречистой, окруженную десятками свечей. Они были у подножия, на земле, на покрытых мхом камнях. Где-то неподалеку, словно в другом мире, слышался гул фестиваля. Но рядом пробовала только блаженная тишина и едва различимый всплеск воды… Я оглянулся, а вокруг меня — древний храм, приглушенный свет и непрерывное пение. Это были мои двери к пониманию Сакральности.”

Откровение вдохновило его к переосмыслению роли иконы, как прямого диалога между Душой и Богом: “Иконопись, что своей приторністю и мягкостью подражает идеализированную реальность, в большинстве своем лишается сакрального влияния на современного человека: она и так окружена тысячами идеализированных иллюзий реального, от простейших фотографий и до 3-д анимации” — говорит Михаил — “копирование узкого круга византийских и московских икон, по моему мнению является ошибочным шагом, потому что бездушие самого процесса копирования и непонимание личного влияния иконописца, лишает образ духовной силы. Душа художника – это первейшая предпосылка Сакральности, ибо когда ты не вкладываешь собственную Душу, то разве имеет хоть какую-то стоимость то, что ты сотворил?”

Все святые образы на выставке “Недремлющее Око” является воплощением убеждение художника в том, что икона должна быть живой: “Большинство икон, представленные на выставке, имеют черный фон. Я люблю этот цвет, ведь он придает иконе насыщенности, она не будет выглядеть приторною”. Лица на иконах смотрят на нас якобы со времен начала нашей эры. Сдержанные и строгие, нарисованные на глухом черном фоне с добавлением резких красных акцентов, Образы Христа и Богородицы воспринимаются позачасово, но в то же время они убедительно современными, ведь пленками сакральным светом Душу человека ХХІ века.

Образ Пресвятой Богородицы мы видим на многих иконах. Михаил Скоп предлагает зрителю ознакомиться с редкими іконографічними типами Пречистой, поэтому на выставке есть «Богородица Белзька» и «Львовская Богородица Неопалимая Купина», «Богородица Лиська», «Богородица в саду», «Богородица Козельщанська и «Богородица Теребовлянская» – все эти образы созданы автором недавно, в характерном для 2015-м году строгой и аскетичной манере.

Не часто можно встретить образ “Богородицы в Саду” — это очень неординарный и интересный тип иконы. Царица Небесная с Младенцем изображена в осеннем саду: ведь мы видим багровые деревья, которые скоро уснут в зимней спячке — они символизируют предвкушение смерти Иисуса, крестное древо Которого расцветет вечной жизнью. Богородица, Царица Небасна и владычица Церкви держит скипетр. Христос держит в руке свернутый свиток, который символизирует Слово Божье. По четырем углам святого образа изображен ангелов, которые возвещают о муки и смерть Иисуса.

“НЕДРЕМНЕ ОКО”  СПОСТЕРІГАЄ

«Богородица в саду». 2015.

Как рассказал художник, образ “Богородицы Козельщанской” закладывался на традиционном народном иконописи, с характерными чертами — сосредоточенностью и чувственностью. За примером підокладних икон, этот святой образ она практически лишен драпировок, для большего сосредоточения зрительского внимания собственно на ликах и на еміціях.

“НЕДРЕМНЕ ОКО”  СПОСТЕРІГАЄ
Богородица Козельщанська. 2015.

В образе “Львовская Богородица. Неопалимая Купина” объединены в иконографию Богородицы Львовской середины 16 века и иконы “Неопалимой Купины”. Работа выполнена изысканно-декоративно, с пвеними признаками онаслідування романского искусства 12 века. “Красное поле вокруг Богородицы символизирует огонь Неопалимой Купины – объясняет автор, – это символ Богородицы, Которая носила в себе Небесный Огонь — Иисуса, но не сгорела. Два круга над Ней означают небесные светила”. В сочетании с прямыми углами красного фона эти круги делают отголоски типичной иконографии Распятия Иисуса Христа.

Еще один интересный образ, возле которого обязательно остановится зритель – это “Богородица Белзька”, которая сочетает классическую иконографию данного сюжета с современным графическим авторским видением. Венок на голове Богородицы указывает на Нее как на Пречистую Деву, которая оставалась Непорочной до во время и после неродження Христа.

“Христос-Пантократор” имеет традиционную иконографию, Михаил предложил зрителю свое переосмысление влияния старых мастеров – этот образ является своеобразным синтезом романского стиля 11-12 веков и украинской иконописи 16 века.

“НЕДРЕМНЕ ОКО”  СПОСТЕРІГАЄ

Христос сидит на двойной радуге — небесном престоле, это характерная черта іконографі «Вознесение». Звездное небо над Спасителем изображенное в виде свисающей ткани, которую свернуть перед Страшным Судом. В руках Иисуса развернутая Библия с буквами «Альфа» и «Омега» — начало и конец. Красная рама своими промежутками образует крест, завершая композицию иконы.

Афишу выставки “Недремлющее Око” украшает произведение, который имеет сильное эмоциональное воздействие на зрителя – это образ Христа, Который смотрит прямо на нас большими глазами, исполненными Божественной Мудрости. Именно “Недремлющее Око” Творца и Спаса заглядывает в найтаємничі глубины нашей Души. Любой образ на выставке Михаила Скопа является своего рода Открытием: мы рассматриваем авторский иконопись и переосмысливаем библейскую историю сквозь призму своего собственного сакрального опыта, учимся слышать голос своей Души и Сердца.

Мы действительно должны сознательно проживать все события сегодняшнего дня: во внутреннем напряжении, борьбе – понимать, что именно наши поступки имеют решающее значение для развития духовного сознания личности. А для отечественной культуры наиболее актуальной задачей является сохранение древних памятников сакрального искусства и развитие современной иконописи. Создание школы иконописи “Десница», которая еженедельно действует в помещении Львовской духовной семинарии на вул. Лысенко 43, стало для Михаила Скопа логическим продолжением его деятельности в этом направлении.

Фото с открытия выставки – фотограф Валентина Евтушок
Фото икон из собственного архива Михаила Скопа

Источник

Добавить комментарий