Ненаративная еволюціонер или Так говорил Блудов…

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

— Что же, смотри, чтобы они приняли от тебя твои сокровища. Люди не доверяют самітникам и не верят, что мы приходим дарить.

Андрея знаю с 1993 года, когда почти юный художник пришел к нашей гендерной студенческой аудитории в Академии искусств, чтобы преподавать нам, теоретикам, основы графики. Он был раним и мечтателен, иногда беззащитный, но очень увлеченный – самим процессом созидания чего-то нового.

— Давайте попробуем вместе сделать что-то интересное, — сказал он, и погрузил нас в свою эмоцию рождения содержания…

Уже тогда я понял, что Андрей Блудов не просто преподаватель, который умеет рисовать, а художник, который стремится открывать новые состояния и доносить их звучание до людей. И это мое первое впечатление осталось непоколебимым.

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

Чуть позже, после выставок «METANOSIS» (1994) и особенно «Прозрачной Міфотеки» (1995) он прочно вошел в моего личного «кадастра художников», за которыми я внимательно наблюдал на протяжении всего времени со студенческих лет.

– так говорил Блудов.

— Я несу людям дар!
— Не давай им ничего,- сказал святой. — Лучше возьми у них толику и неси вместе с ними — это будет им приятно, если только ты сам получишь от этого удовольствие!

Ни В коем случае не претендуя на лавры психоаналитика или медиума, возьму смелость предположить, что в Андрее, несмотря на другие дуальности, всегда сосуществовали, боролись друг с другом две сущности – революционера и эволюциониста.

При чем, революционер выступал с інтроверсійної, то есть внутренней позиции, а эволюционист – с екстраверсійної, направленной наружу.

Воспринимать и влиять, усваивать и интерпретировать, всасывать и трансформировать, взламывать и изменять, оставаясь в центре самого себя…

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

В конце концов, мастер сумел объединить эти две противоположные сущности в своем творчестве, и впервые синтез его засекреченной дуальности ярко воплотился в проекте «Весенний ветер». Именно там, на старинных киевских холмах внутренняя жажда перемен витискалась наружу и сливалась со свежим воздухом свободы, а стремительный норд-ост, предвестник революций и эпохальных переломов, охлаждал головы и со вздохом заходил до глубин естества, чтобы оросить путь эволюционного процесса.

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

Весенний ветер

Тот ветер долгие годы служил художнику вектором творческого пути, направлял флюгер его поисков в нужном направлении, был тем средой, сплавляло все открытия и инсайты в единый, непрерывный процесс постижения бытия. Именно тот процесс, который мастер, «взяв толику в людей, несет вместе с ними и ему это приятно».

— так говорил Блудов.

— Заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам об надземные надежды! То отравители — осознают они того или нет.

Все ленд-артичні проекты Андрея Блудова служат словно противовесом его станковым штудіям. А с другой стороны, они тонко отражают и дополняют то, чего невозможно достичь в мастерской. Листая каталог, можно восстановить в памяти или просто представить те смелые эксперименты, которые смог воплотить мастер вместе с коллегами-единомышленниками.

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

Масштабные искусственные трансформации пространства помогли художнику понять принципы его собственной духовной трансформации.

Но наиболее метафизически пространство, как на меня, выразился в серии «Периферия», где железнодорожные пути, возникая из марева, словно энергетические волны сингулярности связывают все части-атомы Вселенной между собой. Ты — всегда в центре пространства, даже если ты где-то там, куда не доходит даже свет.

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

STATION «Перифирия»

так говорил Блудов.

— Наступает то время, когда человек уже не сможет пустить стрелы своей страсти выше и дальше человека, а тетива ее лука разучится звенеть и заставляют нас!
Говорю вам: нужно еще иметь хаос в себе, чтобы попытаться родить звезду-танцовщицу. Говорю вам: вы еще имеете хаос в себе.


Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

Отображение

Время в Блудова – тот самый вольный ветер, хаос в себе, главный фактор революции и, вместе с тем, сакральная кровь его личной, жертвенной эволюции сознания. Интуитивно предположив, что времени как отдельной субстанции, возможно, не существует, он, как когда-то Эйнштейн, попытался принять это за аксиому. Интуиция «времени, которого не существует» стремительно захватывает художника за какую бы тему он не брался, диктует условия его саморефлексий. Когда время сжимается до маленькой точки, молниеносной момент, что заканчивается не успев начаться. Когда «время, которого не существует» остается единственным доказательством существования самой личности художника – и в этом парадоксе рождается содержание.

Наиболее убедительно это отразилось даже не в проекте «Движимость-недвижимость», где мастер выводит мир материального во вневременное пространство, нивелируя любое социальное значение материи, а в серии «Індостань». Время как единственный момент истории, где уместились все загадки, коды, штампы на фоне густого пьянящего запаха прошлого, которое словно застыло в отражении невозмутимого лица раджи. Но оттуда уже надвигается новая эпоха и просматриваются очертания современных вызовов.

Прекрасно, когда художнику от природы дана способность предвидеть, предчувствовать. Но надо иметь смелость и способность конвертировать это в творчестве. И главное, что Андрей предвидел собственную трансформацию.

так говорил Блудов.

— Величие человека в том, что она — мост, а не цель’, и любить в человеке можно лишь то, что он — переход и гибель. Сознание и разум — это инструменты и игрушки; за ними стоит еще «само». «Именно» ищет глазами и сознания, прислушивается и ушами духа.

Вся его эволюционная революционность предстала во всей красе. Проект «Ганди» — это вершина современного искусства, уровня крупнейших грандов, лучших образцов проникновения в тайну человеческого духа, тонкости эмоций и душевных состояний.

Ненаративний еволюціонер або Так говорив Блудов…

Ганди

В его Ганди есть все – и переход, и реінкарнічна гибель, и ностальгия, и вера, и какая-то твердая уверенность, что человечество не съест в конце концов само себя, а опомнится и вернется к самому себе лицом.

А перед «Ганди» был «Сіцзан», где Блудов впервые отважился не просто ретранслировать голоса-образы в их первозданной сущности, как это было в «Голосах», а проявил способность и мужество дать собственную оценку, поставить свое мерило подлинности, человечности, искренности, откровенности. Но не как судья, а как свидетель. Это была его личная революция в процессе эволюции.

Тибет «Сіцзан»

И как волшебное ожерелье, вокруг могучего торса исполина Ганди, вращаются более камерные, но не менее значимые серии, где человек стоит на первом месте. Где художник заглядывает в украинскую традицию, ищет тождество образов предков с тем, что имеем сейчас.

И самое важное, что он открыл собственного Ганди, увидев тот ориентир, которого годами искал в бесконечных экспериментах. И пробудил желание открыть настоящего себя в каждом из нас.

Он только стал на этот путь – впереди самое интересное.

– так говорил Блудов.

— То, что каждый имеет право научиться читать, надолго портит не только писание, но и мысль.

Могут ли слова конгруэнтно отобразить, раскрыть сущность искусства Андрея Блудова? Уверен, что нет. Этот толстенный каталог произведений художника, наконец, вышел из типографии, делает это гораздо лучше, чем слова. Это-дверь в неведомое. Каждый уже сейчас может открыть их вместе с мастером и заглянуть в будущее.

Описывать его творчество, искать подходящие контексты, подбирать точные эпитеты – все равно, что читать аннотацию к киношедевра или произведения классической музыки.

Так, Блудов тесно связан с традициями и течениями современного украинского искусства, черпал эмоциональное вдохновение в достижениях известных маэстро пост-авангарда и энергии во время путешествий и пленэров.

И все это был лишь первоначальный материал, инклюзивный раствор, из которого гравитация строила звезды и планеты. Принимая то, что придавало ему бытие, он написал собственную, захватывающую уникальную историю — жуткой по своей глубине проникновения в сущность вещей. Очень красивую и трогательную, чрезвычайно эмоциональную и эстетскую, способной как лечить, так и возбуждать, вызывать боль и успокаивать. Где имеют место и современность, и прошлое, где актуальность настоящего погружается корнями в вечные правіки.

Вместе с тем, он еще ждет своего гениального «коллективного зрителя», который прорастет и созреет вместе с ростками его творческих экспериментов. И тогда мастер сам увидит в нем свое отражение, узнает собственную тождественность, чтобы слиться с человеком-вселенной в общий танец гордого, капризного и необъятного жизни.

И главное! Пока я тут растекался и рефлексував на искусство Андрея Блудова, чуть не забыл добавить, что Андрей – еще и очень популярный и успешный мастер, картины которого рассеяны по десяткам музеев и частных коллекций по всему миру, и которые приятно повесить на стену или просто разглядывать в каталоге. Итак, не медлите – тираж издания ограничен)

 

 

Леонид Хомяков

Источник

Добавить комментарий