Необарокко Юрия Луцкевича представили в музее в Кропивницкому

Необароко Юрія Луцкевича представили у музеї в Кропивницькому

Необароко Юрія Луцкевича представили у музеї в Кропивницькому

12 сентября 2019 года в Кировоградском областном художественном музее состоялось открытие выставки «Юрий Луцкевич (1934-2001). Украинское необарокко II пол. ХХ века».

Луцкевич Юрий Павлович — признанный лидер украинского необарокко, родился 9 сентября 1934 года в Кировограде. Отец — инженер, расстрелян фашистами в 1944 году. Мать — учительница музыки. Дед по матери — Романовский М.И. — митрофорный протоиерей, настоятель кафедрального собора в г. Кировограде, расстрелян 27 декабря 1937 года (реабилитирован в 1991 году). С 1942 по 1951 год будущий художник учился в специализированной общеобразовательной школе І-ІІІ ступеней № 6, посещал кружок изобразительного искусства при Кировоградском Дворце пионеров – преподаватель заслуженный художник Украины Борис Михайлович Вінтенко (1927-2002).

С 1951 по 1953 гг. учился в Киевской республиканской художественной школе им. Т.Г. Шевченко. Закончил обучение с золотой медалью и поступил в Киевский государственный художественный институт им. Т.Г.Шевченко (Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры Украины) на живописном факультете. Преподаватели — профессор Г.С.Мелихов, Н.И.Иванов. Закончил учебу в 1959 году в мастерской В.Г.Пузаркова (1918-1999) дипломной картиной «У причала».

Необароко Юрія Луцкевича представили у музеї в Кропивницькому

1959-1962 гг. – преподавал рисунок и живопись в Киевском училище прикладного искусства и рисования и Киевском художественном институте.

1962 — 1965 гг. – учился в Творческих мастерских (аспирантуре) Академии искусств СССР в Киеве под руководством С.А.Григорьева.

С 1966 года – член Союза художников СССР.

С 1967 года Юрий Луцкевич активно принимал участие в творческих путешествиях: 1967 год — путешествие в ГДР, в 1965-1985 гг. — путешествия по Украине, России, Прибалтике и Грузии, в 1987-1990 гг. — к Кавказу, Абхазии, Алжира, Крыма, Латвии, Эстонии, 1993 год — в Израиль, 1994-1996 гг. — к Дании и Хорватии, 1998 год — по югу Франции и др.

Произведения мастера хранятся в музеях, галереях и частных собраниях Бельгии, Великобритании, Италии, Канады, России, Украины, Германии, Польши, Хорватии, Франции, Дании, Португалии, США.

Необароко Юрія Луцкевича представили у музеї в Кропивницькому

Юрий Луцкевич – первый художник, который засвидетельствовал рождение новой волны необарокковых поисков в современном украинском искусстве и показал их внутренний диалог с духовной жизнью ХХ века. Его необарокко стало также данью и украинской национальной традиции, тяга к которой он почувствовал еще в 60-е годы. Начало 60-х годов в творчестве художника можно назвать, так сказать, временем отхода от «школы», от академических норм в живописи. Подлинной страстью художника становятся поиски не привязанной к тематической конъюнктуры живописной гармонии в ее индивидуальном авторском толковании.

Внешне живопись Юрия Павловича не похож на искусство XVII-XVIII века, однако внутреннее сходство его поэтики в творческих установок художников тех времен не вызывает сомнения. Это то искусство, которое могло возникнуть только в Украине с ее могучими барочными традициями. Художник воспринимает реальность во многом так же, как и люди эпохи барокко. Жизнь для него – загадочная феерия, где фантастическое, причудливое стоит наряду с вполне практичным и умным. Он видит в мире много театрального и декоративного.

Необароко Юрія Луцкевича представили у музеї в Кропивницькому

У Юрия Луцкевича все написано на ощущениях, но довольно материально, и вместе с тем наполнено поэтической фантомністю. Во всех его произведениях царит дух фантастичности, поезд до необычайного, таинственного и символического. Для творчества художника характерно стремление показать не социальную, а божественно-духовную сущность человека, заглянуть в ирреальных глубин ее личности, игнорирование быта и реалистической правдоподобности, символичность и аллегоричность восприятие жизни. Радость, человечность, оптимизм, красота — вот те основные принципы, на которых основывается творчество выдающегося украинского живописца.

В основе метода Луцкевича – подражания импрессионистического взгляда на мир (но не импрессионизма как такового). Быстрые, словно бы эскизно положены мазки, чистые яркие цвета передают ощущение эмоционального подъема, который владел мастером во время работы. Трагическое не находит место в творчестве художника, не склонен Луцкевич к философствованию, он не выступает критиком жизнь.

Юрий Павлович — художник очень разносторонний, одинаково успешно работал в различных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина, ню, как в их чистом виде, так и в их взаємопроникненнях.

Такое редкое и ценное качество как легкость, прозрачность, «не замученість» живописи с 70-х годов становятся «визитной карточкой» Юрия Луцкевича. В этот же период в его творчество входит акварель.

За свою жизнь Ю. Луцкевич не получил никаких званий. Это была сознательная позиция художника, который не хотел официального признания от властей. Его жизнь была полностью подчинена искусству. А искусство принадлежит людям.

Умер Юрий Луцкевич 22 июня 2001 года от инфаркта в Конче — Озерной, где он дорисовал свой последний пейзаж. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище. Юрий Луцкевич пошел за миры, чтобы остаться одной из самых ярких личностей в украинском искусстве второй половины ХХ века…

В областном художественном музее при содействии Галины Городнічевої, жены Юрия Луцкевича, было открыто две персональные выставки художника: в 2003 и в 2011 годах.

11 сентября 2014 года на здании коммунального учреждения «Учебно-воспитательного объединения № 6 «Специализированной общеобразовательной школы i-III ступеней, центр эстетического воспитания «Вдохновение» Кировоградского городского совета Кировоградской области по адресу: вул. Тараса Карпы, 63, в которой в сороковых годах прошлого века учился будущий известный художник был установлен памятную доску Юрию Луцкевичу к 80-летию со дня рождения (автор Виктор Френчко).

На выставке «Юрий Луцкевич (1934-2001). Украинское необарокко ХХ века» экспонируется двадцать три живописных работы из частной коллекции семьи художника 1979-1992 годов: «Двое» (1979), «В.Г. Литвиненко» (1979), «Ню» (1980), «Конформация» (1990), «Николай Воробьев с дітьком» (1991), «Такая затяжная гражданская война» (1992),«Похищение» (1992).

Серия картин под общим названием «Медітеранія» II пол. 1990-х гг., которая возникла под влиянием впечатлений от поездок в Хорватии и Израиля, и на юг Франции. В этих работах свойственна художнику живописность приобрела еще более раскованности, свободы, изысканной маестрії. Цвета, новые краски, свежий пространственное решение, новая страница творческой эволюции художника обозначена открытостью образного видения, свободной простотой замысла, ясностью и прозрачностью пластического языка, что как будто звенела радостью и полнотой мировосприятия, желанием творчества и счастья от возможности творить: «Бегство в Египет» (1993), триптих «Иерусалим. «День» (1993),«Голгофа» (1993), «Снятие с креста» (1994), «Мир Божий» (1994),«Танец смерти» (1995).

Работы последнего периода, так называемого Антібського цикла (1999-2001), написанные в Киеве после возвращения художника из путешествия по Франции: «Башка» (1999), «Регата. Канны» (2000),«Драмль» (2001), «Nicolasdestael» (Николя де Сталь) (2001).

А также представлены портреты: «Аня» (1999) и «Портрет В. Реунова с кнькою» (2001). Из фондового собрания областного художественного музея экспонируется работа «Урок музыки» (1996).

До фондового собрания Кировоградского областного художественного музея жена Юрия Луцкевича Галина Ивановна Городничева передала две живописные работы художника: «В.Г. Литвиненко» (1979) и «Двое» (1979).

     

Источник